ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-909/2021 от 15.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело <номер обезличен>

<номер обезличен>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 апреля 2021 года город Ставрополь

Судья Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края Косолапова А.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, <данные изъяты>

установил:

в Ленинский районный суд <адрес обезличен> поступил административный материал в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу <дата обезличена> примерно в 16 часов 30 минут в <адрес обезличен> при проверке документов, удостоверяющих личность, установлено, что гражданин <адрес обезличен>ФИО1, <дата обезличена> года рождения, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а именно: согласно сведениям АС ЦБДУИГ, законный срок пребывания гражданина <адрес обезличен>ФИО1, <дата обезличена> года рождения, истек <дата обезличена>, а также в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации (а именно: паспорта гражданина <адрес обезличен> миграционной карты), что является нарушением п. 2, 5 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от <дата обезличена>, ст. 25.10 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от <дата обезличена> № 114-ФЗ.

ФИО1 в судебном заседании факт совершения административного правонарушения не отрицал, признал вину в совершенном правонарушении, просил назначить наказание в виде принудительного выдворения за пределы РФ, поскольку у него отсутствуют денежные средства и документы для самостоятельного выезда за пределы РФ.

Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от <дата обезличена> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 2 названного Федерального законна, находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 названной статьи.

В силу ст. 25.10 Федерального закона от <дата обезличена> № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 нарушил режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: ФИО1 допустил нарушение режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (проживания) Российской Федерации, а именно, законный срок пребывания ФИО1 истек <дата обезличена>, а также в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, что является нарушением п. 2, 5 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от <дата обезличена>, ст. 25.10 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от <дата обезличена> № 114-ФЗ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ образуют действия, выразившиеся в нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а именно в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

<дата обезличена> в ходе проверки документов, удостоверяющих личность граждан, в <адрес обезличен>, установлено, что гражданин <адрес обезличен>ФИО1, <дата обезличена> года рождения, нарушил режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.

Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от <дата обезличена> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

В случае, когда достоверность персональных данных, указанных иностранным гражданином о себе, подтвердить не представляется возможным, законодателем предусмотрена специальная процедура установления личности иностранного гражданина.

Так, в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от <дата обезличена> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата обезличена>), административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена, в связи с чем в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, должны быть указаны сведения, позволяющие его идентифицировать, в том числе фамилия, имя, отчество - при наличии (написанные буквами русского алфавита в транскрипции), дата и место рождения, пол, гражданство. При этом к протоколу об административном правонарушении должна быть приложена копия документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства).

Личность ФИО1 установлена должностными лицами доступными способами. С момента задержания ФИО1 последовательно указывал свои данные о личности и в ходе последующего производства по делу их подтверждал, в том числе, заявляя, что является уроженцем и гражданином <адрес обезличен>. Также сведения о личности привлекаемого лица установлены на основании оперативной проверки дактилокарты с помощью АО «Папилон», а также на основании сведений АС ЦБДУИГ ФМС России, содержащих фотографию привлекаемого лица. По результатам проверки составлено заключение об установлении личности иностранного гражданина.

Таким образом документом, удостоверяющим личность ФИО1, является заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, которое содержит сведения о фамилии, имени, отчестве иностранного гражданина, дате и месте рождения, месте его пребывания, гражданстве (л.д. 8).

<дата обезличена> в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении <адрес обезличен>7.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 пояснил, что на территории Российской Федерации у него нет родственников, места жительства и работы, а также средств к существованию, восстановить документы и самостоятельно выехать с территории данного государства он не может ввиду отсутствия денежных средств, просил отправить его в Киргизию, где возможно восстановить документы.

При этом из материалов дела следует, что ФИО1 длительное время незаконно пребывает на территории Российской Федерации, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не принял.

Судья приходит к выводу о том, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку он нарушил режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (проживания) Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судья находит вину ФИО1 доказанной.

Действия ФИО1 судья квалифицирует по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена>, объяснениями ФИО1, сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России, распечатками по результатам проверки дактилокарты АО «Папилон», заключением об установлении личности, справкой о результатах идентификации, протоколом задержания.

Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Таким образом, санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Материалы дела свидетельствуют о том, что ФИО1 долгое время без уважительных и объективных причин уклонялся от выезда из Российской Федерации, мер к легализации своего положения не принимает.

В судебном заседании ФИО1 подтвердил отсутствие у него средств, достаточных для обеспечения собственного существования и для оплаты самостоятельного выезда за пределы РФ. Возможность трудоустройства у ФИО1 отсутствует, поскольку как он сам пояснил, все документы им утрачены, кроме того законом не допускается привлечение к трудовой деятельности гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу или патента.

На основании изложенного, с учетом личности ФИО1, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, судья считает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Решение о выдворении ФИО1 за пределы Российской Федерации принимается судьей в интересах национальной безопасности и общественного порядка, предотвращения административных правонарушений, для охраны здоровья, защиты прав и свобод других граждан, исполнения публично-правовой обязанности по соблюдению миграционного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 27.19 КоАП РФ иностранные граждане или лица без гражданства, подлежащие выдворению за пределы Российской Федерации содержатся в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, КоАП РФ предусмотрена возможность помещения и содержания иностранного гражданина в специальном учреждении до его выдворения за пределы РФ, данная мера направлена на обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Поскольку добровольно из Российской Федерации ФИО1 не выехал и от исполнения административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации может уклониться, не имеет работы, денежных средств и документов, удостоверяющих личность и право пересечь Государственную границу, судья в соответствии с частью 5 статьи 3.10, статьей 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принимает решение о его помещении в специальное учреждение для лиц, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что действующей системой правового регулирования предусматривается ведомственный и судебный контроль за сроком исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, соответственно, и за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о выдворении, в специализированном учреждении, что, в свою очередь, не предполагает возникновение ситуации, при которой такое лицо может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Руководствуясь ст. ст. 18.8 ч. 1.1, 27.19, 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

ФИО1, <данные изъяты>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с требованиями части 3 статьи 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в любом отделении Сберегательного банка РФ на реквизиты:

Наименование получателя: УФК по Ставропольскому краю (ГУ МВД России по Ставропольскому краю) л/с <***>

ИНН <***>

КПП 263401001

БИК 010702101

р/с <***> Отделение Ставрополь Банка России/ УФК по Ставропольскому краю

ОКТМО 07701000

КБК – 18811601181019000140

УИН <номер обезличен>

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа (квитанцию об уплате административного штрафа) лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо представить в канцелярию Ленинского районного суда г. Ставрополя по адресу: <...>.

Также разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.

До исполнения судебного постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации поместить ФИО1 в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Георгиевскому городскому округу, по адресу: <адрес обезличен>.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.С. Косолапова