ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-90/2018 от 28.04.2018 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-90/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 апреля 2018 года г. Ярославль

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В.,

при секретаре Кохановой В.А.,

рассмотрев дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 7.13, ч.1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля, юридический адрес: 150049 г. Ярославль, ул. Магистральная д.5, <данные изъяты>, дата регистрации в качестве юридического лица: 03.04.2014,

у с т а н о в и л:

05 октября 2017 года в Управление Министерства культуры Российской Федерации по центральному федеральному округу поступило поручение Департамента государственной охраны объектов культурного наследия Минкультуры России от 05.10.2017 г. № 9924-12-04 о проведении проверки фактов, изложенных в средствах массовой информации об установке мачт освещения фасадов объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильи Пророка с колокольней, 1650 г.», расположенного по адресу Ярославская область г. Ярославль, Советская площадь, д.7.

11.10.2017 года в рамках проведения административного расследования в отношении пользователя объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильи Пророка с колокольней, 1650 г.», ГАУК ЯО «Ярославский историко-культурный и художественный музей-заповедник» был произведен осмотр объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильи Пророка с колокольней, 1650 г.», в ходе которого установлено, что за пределами ограды Объекта на земельном участке с кадастровым номером , в границах территории объекта культурного наследия достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля», то есть вне утвержденных границ территории Объекта и земельного участка, пользователем которого является ГАУК ЯО «Ярославский историко-культурный и художественный музей-заповедник» по периметру установлено 10 опор освещения высотой около 8 м., на которых размещены светодиодные светильники прямоугольной формы.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ГАУК ЯО «Ярославский историко-культурный и художественный музей-заповедник» было прекращено в связи с отсутствием в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля предоставлены сведения, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером включен в реестр муниципального имущества города Ярославля и закреплен на праве постоянного ( бессрочного) пользования за МБУ «Горзеленхозстрой» г. Ярославля. Земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля».

В соответствии с перечнем отдельных объектов культурного наследия федерального значения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. № 759-р, полномочия по охране достопримечательного места осуществляются Минкультуры России.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст.6 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

На основании ст.3 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

В соответствии с п.1 ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места.

Согласно п.2 ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Приказом Минкультуры России от 17.10.2012 № 1108 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Исторический центр города Ярославля»и его регистрация в едином государственном реестре объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 761230002340008.

Предметом охраны достопримечательного места в соответствии с указанным приказом Минкультуры России, в том числе являются:

-система архитектурных ансамблей площадей: Ильинская (Советская), Плац-Парадная (Челюскинцев), Красная, Власьевская ( Волкова), Богоявленская;

-объемно-пространственная композиция ценно-исторической застройки, опирающаяся на расположенные в пределах исторического центра 52 памятника истории и культуры федерального значения, 226 памятников истории и культуры регионального значения и 135 выявленных объектов культурного наследия,

В целях обеспечения сохранности достопримечательного места и предмета его охраны приказом Минкультуры России от 17.12.2014 № 2182 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения -достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля»

Согласно приказа Минкультуры РФ № 2182 опоры освещения были размещены в границах действия режима № 20 ( Советская площадь) и режима № 18 ( сквер вокруг церкви Ильи Пророка).

Требованиями режима № 20 определено:

- запрещается строительство капитальных объектов любого вида;

- допускается использование территории площадей для проведения культурно-массовых мероприятий в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;

- допускается размещение временных сооружений площадью не более 20 кв. м и высотой не более 3 м.

Требованиями режима № 18 определено:

- допускается размещение временных павильонов, киосков, навесов площадью не более 10 кв. м, высотой не более 3 м и с минимальными расстояниями между объектами 100 м;

- запрещается строительство капитальных объектов любого вида;

- запрещается строительство подземных объектов и сооружений, подземных частей объектов капитального строительства.

На земельном участке с кадастровым номером в сквере церкви Ильи Пророка ( режим 18)допустимо только размещение временных павильонов, киосков, навесов площадью не более 10 кв.м., высотой не более 3 м. и с минимальными расстояниями между объектами 100 м. Опоры освещения в данный перечень не входят, расстояние между ними около 10-15 м. На Советской площади допустимо размещение временных сооружений высотой не более 3.

Размещение опор освещения со светодиодными светильниками высотой около 8м. не соответствует требованиям приказа Минкультуры РФ № 2183 и искажает облик Советской площади, входящей в предмет охраны достопримечательного места, и нарушает требования ст. 5.1, ст.33, ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно п.п.9 п.2 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ к мероприятиям по государственной охране объектов культурного наследия относится осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ. Случаи и порядок, установленные п.п.9 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ определены п.2 ст. 36 данного Федерального закона: Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия. В соответствии с п.1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Согласно ст. 28 Федерального закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ. Согласно ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при работ в границах территории объекта культурного наследия являются объектом государственной историко-культурной экспертизы.

В соответствии с п.1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Согласно п.2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Таким образом, работы по установке мачт освещения должны были проводиться при условии реализации согласованных Минкультуры России мер по обеспечению сохранности достопримечательного места, предусмотренных разделом об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия в проекте проведения работ или проектом обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на достопримечательное место.

Выполнение работ в границах территории достопримечательного места без согласованных Минкультуры России мер по обеспечению сохранности, предусмотренных разделом об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия в проекте проведения работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на достопримечательное место, нарушает установленные законодательством российской Федерации требования сохранения и использовании объекта культурного наследия.

Таким образом, МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером , на котором неустановленным лицом проведены работы по установке опор освещения, не предприняло меры к недопущению нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия на принадлежащем ему земельном участке, что повлекло повреждение объекта культурного наследия федерального значения «Исторический центр города Ярославля», включенного в Перечень объектов культурного наследия федерального значения, чем нарушило требования ст. 5.1, ст.33, ст.36, ст. 56.4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и совершило административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 7.14.1, ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к ответственности, МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля по доверенности Котлюба Н.А. вину МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля в совершении административных правонарушениях не признала, указала на то, что в соответствии с п. 2.2, 2.3 Устава МБУ «Горзеленхозстрой» г. Ярославля от 21.03.2014 года основными целями и предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий города Ярославля по вопросам благоустройства территории г. Ярославля, включая содержание объектов озеленения общего пользования, содержание улично-дорожной сети, а также использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах г. Ярославля. Предметом деятельности является благоустройство, обеспечение чистоты и порядка, содержание объектов озеленения г. Ярославля, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства, воспроизводство лесов. УМБУ «Горзеленхозстрой» г. Ярославля отсутствуют полномочия, связанные с охраной объектов культурного наследия, а также по принятию мер, направленных на пресечение и предотвращение причинения им вреда. В соответствии с режимом использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильи Пророка с колокольней, 1650 г.», расположенного по адресу г. Ярославль Советская площадь, д.7, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.05.2017 г. № 857, на территории объекта разрешается проведение работ по благоустройству территории, прокладка, ремонт, реконструкция подземных инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией нарушенных участков. Прокладка, ремонт и реконструкция дорожных коммуникаций и иные работы, не нарушающие целостность объекта и не создающие угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения. Аналогичные положения содержатся и в приказе Минкультуры России от 17.12.2014 № 2182 на территории объекта культурного наследия- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля». Таким образом, МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля режим использования земель в границах территории объектов культурного наследия нарушен не был. В материалах проверки достоверно не установлены границы, в рамках которых осуществлялось установка мачт освещения, а лишь указан кадастровый номер участка, площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м. МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля не является заказчиком либо исполнителем работ по установке освещения в границах объекта культурного наследия, исполнителем данных работ являлось ООО «АвангардСтрой», собственником объекта, на котором осуществлялись работы по установке освещения, является г. Ярославль. Какое-либо охранное обязательство по сохранению объекта культурного наследия- достопримечательное место МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля не выдавалось, в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером сведения о каких-либо ограничениях ( обременениях) в отношении земельного участка не указаны, в связи с чем у МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля отсутствуют какие-либо обязательства по обеспечению сохранности объекта культурного наследия –достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля». Кроме того, что в результате опор освещения уничтожение или повреждение объекта культурного наследия- достопримечательное место, не произошло, о чем свидетельствует акт государственной историко-культурной экспертизы, выполненный ООО «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская».

Представитель административного органа Управления Министерства культуры Российской Федерации по центральному федеральному округу по доверенности Краснова Н.В. полагала, что МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля совершены административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.1 ст. 7.14.1, ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ. Как установлено актом обследования от 06.10.2017 года опоры освещения были установлены на земельном участке с кадастровым номером , входящим в границы объекта культурного наследия- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля», за пределами территории объекта культурного наследия «Церковь Ильи Пророка, 1650 г.». Границы территории объекта культурного наследия «Церковь Ильи Пророка, 1650 г.» установлены Приказом Минкультуры России от 30.05.2017 № 857 «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильи Пророка с колокольней», 1650 г., расположенного по адресу: г. Ярославль, Советская площадь, д. 7», границы территории объекта культурного наследия- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля» установлены Приказом Департамента культуры ЯО от 17.07.2012 № 32 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Исторический центр города Ярославля». Кроме того, ограничения по использованию территории объекта культурного наследия- достопримечательное место закреплены в Правилах землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201. В силу положений ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство на объект культурного наследия- достопримечательное место не выдается. Поскольку МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля является пользователем земельного участка, входящего в территорию объекта культурного наследия- достопримечательное место, то именно на данное юридическое лицо возложена обязанность по сохранению объекта культурного наследия. Доводы представителя лица, привлекаемого к ответственности, о том, что в результате опор освещения уничтожение или повреждение объекта культурного наследия- достопримечательное место, не произошло, о чем свидетельствует акт государственной историко-культурной экспертизы, выполненный ООО «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская», не соответствуют действительности. В результате установки опор освещения было осуществлено внедрение чужеродных объектов в предмет охраны объекта культурного наследия- систему архитектурного ансамбля Советской площади г. Ярославля. Представленный акт государственной историко-культурной экспертизы, выполненный ООО «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская» Минкультуры России согласован не был, в отношении эксперта, составившего данный акт составлен протокол по делу об административном правонарушении в связи с допущенными грубыми нарушениями требований действующего законодательства при составлена акта государственной историко-культурной экспертизы.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю виновность МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 7.13, ч.1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, установленной.

Вина МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля в совершении административного правонарушения в полной мере подтверждается: протоколом по делу об административном правонарушении № 130 АД 2017, протоколом по делу об административном правонарушении № 128 АД 2017, постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 05.12.2017 года в отношении ГАУК ЯО «Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», письмом КУМИ мэрии г. Ярославля от 29.11.2017 года № 5881, выпиской из ЕГРН от 28.11.2017 года, пояснительной запиской директора МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля от 01.12.2017 № Ю-06/1130, актом осмотра объекта культурного наследия от 06.10.2017 года, актом осмотра объекта культурного наследия от 13.10.2017 года.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля в совершении указанного административного правонарушения.

Положениями ч.1 ст. 7.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия.

Положения ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В данном случае МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля, являющегося правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного в границах объекта культурного наследия- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля», допущено нарушение положений ст. 5.1, ст.33, ст.36, ст. 56.4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что выразилось в том, что МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля в границах территории объекта культурного наследия было допущено проведение работ по установке опор освещения в отсутствие согласованных Минкультуры России мер по обеспечению сохранности достопримечательного места, предусмотренных разделом об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия в проекте проведения работ или проектом обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на достопримечательное место, что повлекло повреждение объекта культурного наследия.

Согласно п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии п. 1 ст. 52 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 46 Федерального закона № 73-ФЗ физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия установлены положениями ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия правообладатель земельного участка, принадлежащего ему на вещном праве, обязан обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия, незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером , расположенного в границах объекта культурного наследия- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля» на праве постоянного ( бессрочного) пользования, МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля в силу положений ст. 46 Федерального закона № 73-ФЗ, обязан соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с положениями Федерального закона № 73-ФЗ.

В целях обеспечения сохранности достопримечательного места и предмета его охраны приказом Минкультуры России от 17.12.2014 № 2182 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения -достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля»

Согласно приказа Минкультуры РФ № 2182 опоры освещения были размещены в границах действия режима № 20 ( Советская площадь) и режима № 18 ( сквер вокруг церкви Ильи Пророка).

Требованиями режима № 20 определено:

- запрещается строительство капитальных объектов любого вида;

- допускается использование территории площадей для проведения культурно-массовых мероприятий в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;

- допускается размещение временных сооружений площадью не более 20 кв. м и высотой не более 3 м.

Требованиями режима № 18 определено:

- допускается размещение временных павильонов, киосков, навесов площадью не более 10 кв. м, высотой не более 3 м и с минимальными расстояниями между объектами 100 м;

- запрещается строительство капитальных объектов любого вида;

- запрещается строительство подземных объектов и сооружений, подземных частей объектов капитального строительства.

На земельном участке с кадастровым номером в сквере церкви Ильи Пророка ( режим 18)допустимо только размещение временных павильонов, киосков, навесов площадью не более 10 кв.м., высотой не более 3 м. и с минимальными расстояниями между объектами 100 м. Опоры освещения в данный перечень не входят, расстояние между ними около 10-15 м. На Советской площади допустимо размещение временных сооружений высотой не более 3.

Размещение опор освещения со светодиодными светильниками высотой около 8м. не соответствует требованиям приказа Минкультуры РФ № 2183 и искажает облик Советской площади, входящей в предмет охраны достопримечательного места, и нарушает требования ст. 5.1, ст.33, ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ.

Как следует из содержания пояснительной запиской директора МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля от 01.12.2017 № Ю-06/1130, МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля был выявлен факт производства работ по установке опор освещения на земельном участке с кадастровым номером , вопрос о законности производства данных работ был поднят директором МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля на совещании в мэрии г. Ярославля, однако какие-либо документы, подтверждающие законность проведения работ запрошены не были, проверка законности осуществления работ не проведена. С запросом в ДГХ мэрии г. Ярославля о предоставлении документации на производство работ МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля обратилось только 29.11.2017 года, после получения вызова в Управление министерства культуры России по ЦФО и требования о предоставлении документации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля имело реальную возможность не допустить нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предотвратить повреждение облика объекта культурного наследия, однако данных действий не совершило.

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ может быть совершена как в форме действий, нарушающих требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в уничтожении или повреждении объектов культурного наследия, так и в форме бездействия.

Границы территории объекта культурного наследия «Церковь Ильи Пророка, 1650 г.» установлены Приказом Минкультуры России от 30.05.2017 № 857 «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Ильи Пророка с колокольней», 1650 г., расположенного по адресу: г. Ярославль, Советская площадь, д. 7». Границы территории объекта культурного наследия- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля» установлены Приказом Департамента культуры ЯО от 17.07.2012 № 32 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Исторический центр города Ярославля».

Как установлено актом обследования от 06.10.2017 года опоры освещения были установлены на земельном участке с кадастровым номером , входящим в границы объекта культурного наследия- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля», за пределами территории объекта культурного наследия «Церковь Ильи Пророка, 1650 г.» В указанном акте отражено, что опоры освещения установлены на расстоянии 8 м. от чугунной ограды территории объекта культурного наследия «Церковь Ильи Пророка, 1650 г.», то есть в границах объекта культурного наследия- достопримечательное место «Исторический центр города Ярославля», что опровергает доводы представителя лица, привлекаемого к ответственности о том, что место установки опор освещения административным органом не установлено.

Представленный МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля акт государственной историко-культурной экспертизы, выполненный ООО «Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская» не принимается судом во внимание, поскольку данный акт Минкультуры России до начала производства работ согласован не был.

Учитывая общественную опасность совершенного административного правонарушения, считаю, что правовые основания для признания его малозначительным отсутствуют.

При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, имущественное положение и личность лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, то, что ранее МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля к административной ответственности не привлекалось.

Оценивая характер совершенного МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля административного правонарушения, учитывая конкретные обстоятельства дела, считаю, что цели административного наказания могут быть достигнуты при назначении МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля наказания с применением положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 500 000 руб.

Оснований для назначения более строгого наказания не усматриваю.

Полагаю, что такое наказание будет являться справедливым и соразмерным содеянному; в полной мере соответствовать общим началам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,

п о с т а н о в и л:

Муниципальное бюджетное учреждение «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля юридический адрес: 150049 г. Ярославль, ул. Магистральная д.5, <данные изъяты>, дата регистрации в качестве юридического лица: 03.04.2014, признать виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 7.13, ч.1 ст. 7.14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание с применением положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 500 000 ( пятьсот тысяч) рублей.

Банковские реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>.

В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.31.9 КоАП РФ срок предъявления постановления для исполнения 2 года со дня его вступления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения его копии.

Судья В.В.Барышева