П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 июня 2021 года город Тверь
Судья Московского районного суда г. Твери Акбарова Н.В.,
с участием:
должностного лица Управления Роскомнадзора по Тверской области - ФИО1,
представителя Управления Роскомнадзора по Тверской области – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении должностного лица – главного редактора средства массовой информации сетевого издания «s-t-o-l.com»
ФИО3, <данные изъяты>
об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 совершил распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, без указания на то, что некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента.
Нарушение совершено при следующих обстоятельствах.
В ходе ежедневного мониторинга средств массовой информации Управлением 20.04.2021 в 10:56 установлен факт публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в материалах средства массовой информации сетевого издания «s-t-o-l.соm» редакционной статьи от 19.04.2021, содержащей информацию о некоммерческих организациях «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан», включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, без указания на то, что некоммерческие организации выполняют функции иностранного агента.
Установлено, что 00:00 19.04.2021 по адресу: <...> ФИО3, являясь главным редактором сетевого издания «s-t-о-l.com», несущий ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации законодательством Российской Федерации, а также лицом, возглавляющим редакцию и принимающим окончательное решение в отношении производства и выпуска СМИ, допустил распространение продукции средства массовой информации, содержащей информацию о деятельности некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан», включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, без указания на то, что некоммерческие организации «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан» выполняют функции иностранного агента: в материале средства массовой информации сетевого издания «s-t-о-l.com» на странице с адресом: https ih-superagentov/, 19.04.2021 в 00:00 размещена редакционная статья под названием «Новые приключения российских суперагентов».
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» («ФБК») 09.10.2019 включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (скриншот информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации от 11.05.2021 прилагается).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) полное наименование некоммерческой организации «ФБК», включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — некоммерческая организация «Фонд Борьбы с коррупцией» (выписка из ЕГРЮЛ от 11.05.2021).
Некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан» («ФЗПГ») 25.12.2020 включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (скриншот информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации от 11.05.2021 прилагается).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ полное наименование некоммерческой организации «ФЗПГ», включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан» (выписка из ЕГРЮЛ от 11.05.2021).
В судебное заседание ФИО3 не явился. Надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует уведомление об извещении. В суд представлено ходатайство о надлежащем извещении и о рассмотрении дела в отсутствие ФИО3 в связи с нахождением в санатории, о чем представлены документы. В ходатайстве просит учесть обстоятельства, смягчающие обстоятельства, а именно отсутствие в статье «Новые приключения российских суперагентов», выпущенной 19.04.2021 указания на то, что упомянутые в статье некоммерческие организации «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан» выполняют функции иностранного агента, явилось результатом технического сбоя. Как главный редактор издания он внимательно следит за исполнением законодательства в части недопущения злоупотребления свободой массовой информации. Ранее в течение года не привлекался к ответственности. После выявления правонарушения оплошность была незамедлительно устранена, соответствующее указание в статью добавлено.
Должностное лицо ФИО1 пояснил, что мониторинг проводится специалистами Роскомнадзора по Тверской области на ежедневной основе, осуществляется в автоматизированном режиме. При выявлении нарушения составляется акт об изготовлении скриншотов страниц поисковых систем информационно-телекомуникационной сети «Интернет» о фиксации выявленного нарушения. 19.04.2021 был выявлен факт распространения информации в средствах массовой информации по некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией», «Фонд защиты прав граждан», которые включены в реестр Министерства юстиции РФ как некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Место редакции зарегистрировано <адрес>, главным редактором сетевого издания «s-t-о-l.com» является ФИО3 К материалам приложена статья, которая была опубликована, в которой имеются сведения по вышеуказанным некоммерческим организациям без указания, что они являются иностранным агентом. В действиях должностного лица было установлено нарушение по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ. Также пояснил, что со стороны Управления в отношении данного средства массовой информации по ранее выявленному первому однородному нарушению были проведены профилактические действия, в адрес сетевого издания были направлены разъяснения в форму письма с разъяснением норм законодательства от 06.04.2021.
Представитель Управления Роскомнадзора по Тверской области ФИО2 пояснила, что Управление первоначально после выявления нарушения, со всеми изданиями проводила профилактические разъяснения, в адреса изданий направлялись соответствующие письма по недопущению нарушений норм действующего законодательства. Такое письмо 06.04.2021 было направлено и в сетевого издания «s-t-о-l.com», однако в ходе мониторинга 19.04.2021 вновь было установлено нарушение. Пояснила, что не определяли, с какого компьютера была размещена информация, поскольку сетевое издание, поэтому определить предмет административного правонарушение невозможно. Отягчающих ответственность обстоятельств в отношении должностного лица ФИО3 не установлено.
Исследовав материалы дела, выслушав должностное лицо, представителя Управления Роскомнадзора по Тверской области, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.2 и 26.3 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения и виновность лица, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, которые отражаются в протоколе об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Административная ответственность по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ наступает за распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых ею материалов без указания на то, что соответствующая организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Согласно ст. 4 Закона о средствах массовой информации запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
На основании ст. 2 Закона о средствах массовой информации под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона о СМИ запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.
Таким образом, если редакция СМИ планирует распространить сведения о лицах, указанных в п. 1, 2 и 3, или их материалы, то обязательно необходимо указать, что они имеют статус "иностранного агента".
СМИ-иноагент - иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента. Деятельность СМИ-иноагентов регулируется ст. 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Реестр СМИ-иноагентов ведет Минюст России, сведения размещены в открытом доступе.
Согласно реестра Министерства юстиции РФ СМИ-иноагентов – некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включена в реестр 09.10.2019, некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан» включена в реестр 25.12.2020.
В соответствии со статьями 2, 26 Закона о СМИ лицом, возглавляющим редакцию (независимо от наименования должности) и принимающим окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации, является главный редактор, распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет.
В соответствии со статьей 19 Закона о СМИ главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом о СМИ и другими законодательными актами Российской Федерации.
Как установлено ФИО3 является главным редактором сетевого издания «s-t-о-l.com», которое зарегистрировано по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о регистрации средства массовой информации от 10.09.2015. Кроме того, установлено, что в адрес главного редактора ФИО3 Управлением Роскомнадзора по Тверской области 06.04.2021 было направлено профилактическое письмо с разъяснением положений Федерального закона от 30.12.2020 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности».
Таким образом, факт совершения должностным лицом ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ и его вина в нем подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении № от 11.05.2021;
- свидетельством о регистрации СМИ ЭЛ № от 10.09.2015 года в отношении «s-t-o-l.соm»;
- актом № об изготовлении скриншотов страниц поисковых систем от 20.04.2021;
-скриншотами страниц сетевого издания «s-t-о-l.com»
- скриншотами поисковых систем;
- реестром Министерства юстиции РФ о включении некоммерческой организация «Фонд борьбы с коррупцией» включена в реестр 09.10.2019, некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан» включена в реестр 25.12.2020
- выпиской ЕГРЮЛ в отношении Некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией»;
- выпиской ЕГРЮЛ в отношении Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан»;
- информацией о направлении профилактического письма от 06.04.2021 № о разъяснении Федерального закона от 30.12.2020 № 481-ФЗ.
Оценив совокупность указанных доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется.
Вина ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в судебном заседании, поскольку 00:00 19.04.2021 по адресу: <адрес>, выявлены нарушения по распространению в средствах массовой информации, информации, содержащей сведения о деятельности некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан», включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, без указания на то, что некоммерческие организации «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан» выполняют функции иностранного агента: в материале средства массовой информации сетевого издания «s-t-о-l.com» на странице с адресом: https ih-superagentov/, 19.04.2021 в 00:00 размещена редакционная статья под названием «Новые приключения российских суперагентов».
Действия должностного лица ФИО3 суд квалифицирует по ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ.
В силу ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает признание должностным лицом вины, что отражено в ходатайстве, принятие мер к устранению нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
С учетом установленных фактических обстоятельств, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания деяния малозначительным, а также положений ст. 4.1.1. КоАП РФ, не усматриваю.
С учетом пояснений должностного лица Управления о невозможности установления, с какого именного компьютера либо иных технических средств была распространена указанная выше информация, техническое средство не устанавливалось, полагаю возможным не применять дополнительное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, ч.2.1 ст. 13.15 КоАП РФ, судья
постановил:
Должностное лицо – главного редактора сетевого издания «s-t-о-l.com» ФИО3 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Реквизиты для перечисления платежей: Управление Федерального казначейства по Тверской области (Управление Роскомнадзора по Тверской области)
Лицевой счет – <***>
ИНН – <***>
КПП – 695001001
Наименование банка получателя – Отделение Тверь Банка России//УФК по Тверской области г. Тверь
БИК – 012809106
Единый казначейский счет – 40102810545370000029
Казначейский счет – 03100643000000013600
ОКТМО – 28701000
КБК – 09611601131019001140
УИН – №
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в суд, вынесший постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении установленного срока суд, вынесший постановление о наложении административного штрафа, с отметкой о его неуплате направляет судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня получения копии мотивированного постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 08.06.2021.
Мотивированное постановление изготовлено 11.06.2021.
Судья Н.В. Акбарова
1версия для печатиДело № 5-912/2021 (Постановление)