ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-915/20 от 19.11.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-915/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 ноября 2020 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,

при секретаре Ермолаевой А.К.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1, <данные изъяты>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1

Как следует из представленных материалов, 18.05.2020 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни на транспортном средстве – фургон марки «МЕРСЕДЕС SPRINTER 209 CDI», государственный регистрационный знак , следуя из Польши в Российскую Федерацию, в качестве водителя прибыл гражданин <данные изъяты> ФИО1, являющийся представителем перевозчика, осуществляющего международную перевозку автомобильным транспортом ООО «ГОЛДТРАНС», который уведомил таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) иностранных товаров, путем представления товаросопроводительных документов, а именно: международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 18.05.2020 № 066; счета-фактуры от 15.04.2020 № 2-201994; счета-фактуры от 23.04.2020 № 2-201989.

Согласно представленным документам на таможенную территорию Союза прибыли следующие товары:

1. мотор-редуктор (гр. 6, 7, 8, 9), классификационный код товара – 85015220 (гр. 10), вес брутто товара – 57 кг (гр. 11);

2. винтовая пружина (гр. 6, 7, 8, 9), классификационный код товара – 84389000 (гр. 10), вес брутто товара – 53 кг (гр. 11).

Для таможенных целей гражданин ФИО1 пассажирскую таможенную декларацию не заполнял и должностному лицу таможенного органа не предъявлял.

В результате таможенного контроля в форме таможенного осмотра с использованием МИДК на транспортном документе (накладной CMR) таможенным органом была сделана отметка о том, что объект без подозрения.

19.05.2020 года на вышеуказанные товары декларантом ООО «Черри» была подана транзитная декларация (далее - ТД), которая зарегистрирована должностным лицом таможенного поста за № 10012100/190520/0004500. В этот же день товары были выпущены таможенным органом в таможенной процедуре таможенного транзита.

После выезда вышеуказанного транспортного средства с товаром за пределы пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в районе автозаправочной станции, находящейся недалеко от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, указанное транспортное средство было остановлено должностными лицами ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Калининградской области и осмотрено сотрудниками 3-го отдела УЭБ и ПК УМВД России по Калининградской области.

Из протокола осмотра места происшествия от 19.05.2020 следует, что в кабине транспортного средства, со стороны пассажирской двери, обнаружены автомобильные детали в ассортименте, а также приборы навигации. В своих письменных объяснениях от 19.05.2020 года гражданин ФИО1 указал, что с момента выезда с пункта пропуска Безледы-Багратионовск, он никуда не заезжал и нигде не останавливался.

После окончания мероприятий, проводимых должностными лицами 3-го отдела УЭБ и ПК УМВД России по Калининградской области, вышеуказанное транспортное средство было препровождено на территорию таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни.

19.05.2020 года на основании поручения на таможенный досмотр проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра, в результате которого было установлено, что в кабине транспортного средства находятся следующие товары:

1. сцепление, в картонной коробке, с маркировкой «HAMMER», 1 комплект; ступицы, с маркировками: «EMMERRE 931757» - 2 штуки, с маркировками «8471» - 2 штуки, без упаковок. Всего 5 грузовых мест, весом брутто 198,5 кг;

2. рессоры автомобильные, без маркировок, 4 штуки. Всего 4 грузовых места, весом брутто 81 кг;

3. элементы подвески: рулевые тяги – 5 штук, рычаги подвески – 2 штуки, крепления рессор – 4 штуки, ступичные болты – 20 штук, опоры – 2 штуки, товары без маркировок, частично упакованные в полимерную пленку. Всего 33 грузовых места, весом брутто 55,5 кг;

4. элементы облицовки кузова из металла и пластика: бампер в полимерной упаковке, без маркировки, 1 штука; порог с маркировкой «POTRYKUS», 1 штука, без упаковки; фары с маркировками «DEPO», 2 штуки, в 2 картонных коробках; решетка радиатора пластиковая, в полимерной упаковке, без маркировки, 1 штука; изделия из металла сложной формы, в полимерной упаковке, без маркировки, 6 штук; светоотражатели пластиковые, в полимерной упаковке, без маркировки, 15 штук; крепления с маркировкой «SAMPO», 2 штуки, в 2 картонных коробках; пластиковые элементы в полимерной упаковке, без маркировки, 2 штуки; подсветка номера, в полимерной упаковке, без маркировки, 1 штука; резиновые уплотнения, в полимерной упаковке, без маркировки, 6 штук; клеммы аккумуляторные, в полимерной упаковке, без маркировки, 12 штук; фильтры с маркировками «ОТР», «DAF», «Hengst», в полимерной и картонной упаковке, 6 штук; пружины металлические, в 1 картонной коробке, без маркировки, 5 штук; подшипники с маркировками «Hammer» и «SKF», 2 штуки, в 2 картонных коробках; датчики, в полимерных упаковках, с маркировкой «PE», 3 штуки; насосы, с маркировками «Bosch» и «BRANOROST», в полимерной и картонной упаковках, 3 штуки; прокладка металлическая, с маркировкой «Victor Reinz», в полимерной упаковке, 1 штука; элемент электрической проводки автомобиля с соединительными элементами, с маркировкой «Bosch», 1 штука, без упаковки; части выхлопной системы, без маркировки и упаковки, 2 штуки. Всего 72 грузовых места, весом брутто 61,5 кг;

5. сложные технические устройства: морской навигатор торговой марки «GARMIN GPSMAP 8412», 1 штука, в 1 картонной коробке; эхолоты торговой марки «GARMIN Panoptix LiveScope», 2 штуки, в 2 картонных коробках. Всего 3 грузовых места, весом брутто 14,5 кг.

Общее количество грузовых мест составило 117 шт. Общий вес брутто всех товаров составил 411 кг, о чем был составлен акт таможенного досмотра от 19.05.2020 № 10012100/190520/000083. В ходе таможенного досмотра гражданином ФИО1 представлены документы на иностранном языке, а именно: «Wspolnota Europejska» № 20PL371010E0146176; «TAX FREE for tourists» № 00009177/OLT/20/R от 16.05.2020; фискальный чек от 16.05.2020.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 19.05.2020 и помещен на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни по адресу: <адрес>.

Согласно заключению эксперта ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининграда № 12401004/0014150 от 30.06.2020 рыночная стоимость незадекларированного товара по состоянию на 18.05.2020 года на территории Российской Федерации составила 1310249 рублей.

19.05.2020 года таможенным органом по факту недекларирования по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, в отношении ФИО1 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, по окончании административного расследования 30.06.2020 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

ФИО1 в суд не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежаще.

Защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, вину своего доверителя в совершении административного правонарушения не признали, поддержав письменные объяснения по делу об административном правонарушении.

Представитель Калининградской областной таможни по доверенности ФИО4 поддержал письменные возражения административного органа, полагал, что в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Выслушав пояснения защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела и дав им оценку, судья приходит к следующему.

Согласно статье 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с п. 3 ст. 10 ТК ЕАЭС, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах. Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов (п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС). Места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия (п. 4 ст. 10 ТК ЕАЭС).

Подпунктом 1. п. 3 ст. 256 ТК ЕАЭС установлено, что товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза в том числе в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза.

Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из критериев, установленных п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС.

Согласно п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом и в его адрес.

С учетом указанных критериев, исходя из характера и количества ввозимых ФИО1 товаров, таможенным органом принято решение № 10012100/190520/003 о неотнесении товаров к товарам для личного пользования.

На основании п. 7 ст. 256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕАЭС.

Таким образом, в отношении товаров, ввозимых физическими лицами не для личного пользования, применяется общий порядок таможенного декларирования, предусматривающий помещение товаров под таможенную процедуру.

Пунктом 1 ст. 127 ТК ЕАЭС установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному парированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС (п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС).

На основании пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Перечень лиц уполномоченных выступать в качестве декларанта приведен в ст. 83 ТК ЕАЭС. В рассматриваемом случае правами и обязанностями декларанта был наделен ФИО1

Согласно п. 1. ст.105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство.

В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;

5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;

6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).

Согласно подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

ФИО1 имел реальную возможность выполнить вышеуказанные требования по декларированию товара при его перемещении через таможенную границу Союза, однако действий, направленных на заполнение пассажирской таможенной декларации не предпринимал, то есть сознательно допускал наступление вредных последствий своего деяния и относился к ним безразлично.

Вопреки доводам защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ввозимый ФИО1 товар невозможно однозначно идентифицировать с товаром, выпущенным на таможенной территории ЕАЭС для внутреннего потребления, поскольку в материалах дела отсутствуют документы и сведения, объективно подтверждающие данное обстоятельство.

Иные доводы защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, приведенные в письменных объяснениях по делу, являются несостоятельными и не свидетельствуют о допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении и при составлении протокола об административном правонарушении нарушениях требований законодательства. Решение таможенного органа о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, с которым по существу они выражают свое несогласие, является действующим, никем в установленном порядке не оспорено и не отменено.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от 19.05.2020;

- протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (или его законного представителя), от 19.05.2020;

- решением о неотнесении товаров к товарам для личного пользования от 19.05.2020;

- актом таможенного досмотра от 19.05.2020;

- протоколом опроса свидетеля О.А.А. от 08.06.2020;

- протоколом опроса свидетеля Г.В.А. от 08.06.2020;

- протоколом осмотра места происшествия от 19.05.2020 с приложенной к нему фототаблицей;

- заключением эксперта № 12401004/0014150 от 30.06.2020;

- протоколом об административном правонарушении от 30.06.2020, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Прихожу к выводу, что виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую его деяние по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

Основания для переквалификации совершенного ФИО1 административного правонарушения на ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ отсутствуют, поскольку перевозимый им товар не был задекларирован ни полностью, ни в части.

Существенных нарушений требований действующего законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами Калининградской областной таможни допущено не было.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются совершение административного правонарушения впервые и признание своей вины, отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю.

Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности не имеется, с учетом конкретных обстоятельств дела совершенное им административное правонарушение не может быть признано судьей малозначительным.

При рассмотрении дела судьей принимается во внимание представленное в материалы дела заключение эксперта ООО «Бюро судебных экспертиз» № 41912 от 12.11.2020, между тем, определение стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, имеет значение только для целей назначения наказания в виде административного штрафа, а предполагаемая ошибка в наименовании товара не препятствует его конфискации.

Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом смягчающих ответственность ФИО1 обстоятельств, считаю необходимым назначить ему наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения. Применение более мягкого наказания не будет отвечать целям административного наказания и способствовать предупреждению совершения новых правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 19 мая 2020 года и находящегося на хранении в камере хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни по адресу: <адрес>.

Издержки по делу об административном правонарушении в виде платы за осуществление перевода документов на русский язык в размере 3900 рублей отнести на счет Федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.С. Кузовлева