Дело № 5-916/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Ленинский районный суд г. Новосибирска
г. Новосибирск, ул. Титова, 184, 630120
14 июня 2016 года г. Новосибирск
Судья Ленинского районного суда г.Новосибирска Цыганкова И.В.,
с участием старшего помощника Новосибирского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Жбирь Е.В.,
представителя ООО «Цирк-клуб» - Парасотченко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Цирк-клуб» №), местонахождение (по государственной регистрации): <адрес> края, <адрес> офис №,
по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
ООО «Цирк-клуб» совершило нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Административное правонарушение совершено в Ленинском районе г.Новосибирска при следующих обстоятельствах.
Работники Цирка Шапито Демидовых (ООО «Цирк-клуб») во время гастролей в городе Новосибирске, вблизи ТРК «Континент», расположенного по ул. Троллейная, д. 130а города Новосибирска, с 16.04.2016 по 22.04.2016 в темное время суток применили лазерные установки.
В период с 18.04.2016 по 10.05.2016 Новосибирской транспортной прокуратурой с участием представителей ОАО «Аэропорт Толмачево», ЛО МВД в аэропорту Толмачево, УГАН НОТБ по СФО Ространснадзора, проведена проверка соблюдения законодательства об использовании воздушного пространства ООО «Цирк-Клуб» с применением фото и видеосъемки.
В соответствии со схемой стандартного инструментального вылета с ИВПП-07/25 с курсом 252 градуса, ТРЦ «Континент» располагается в пределах приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево), в зоне вылета ВС по маршруту ЕВ25Т. Также согласно схеме инструментального захода на посадку для ВС категории С, D ТРЦ «Континент» расположен в зоне, где ВС совершают полет с курсом, обратным посадочному для выполнения захода на посадку с курсом 252 градуса.
ООО «Цирк-Клуб» применило лазерные установки и прожекторы в пределах приаэродромной территории аэродрома Толмачево, в зоне маневрирования воздушных судов.
Документы на согласование размещения и использования световых установок на основе лазеров, лазеров в пределах приаэродромной территории аэродрома Толмачево, в Филиал «Аэронавигации Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация ОрВД», главному оператору аэропорта Новосибирск (Толмачево), ОАО «Аэропрот Толмачево», ООО «Цирк-клуб» не направлялись - согласование на размещение названных установок Обществом не получено.
В силу изложенного, ООО «Цирк-Клуб» нарушило воздушное законодательство Российской Федерации в части незаконного использования воздушного пространства.
Старший помощник Новосибирского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Жбирь Е.В. при рассмотрении дела поддержала изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении доводы, полагала вину ООО «Цирк-клуб» в совершении административного правонарушения доказанной.
ООО «Цирк-клуб» в лице представителя Парасотченко А.С. вину в совершении административного правонарушения не признало, указав, что нарушений воздушного законодательства не допущено. В обоснование Парасотченко А.С. указано, что на площадке у ТРК «Континент» по ул.Троллейной, 130а свечение лазера велось только на ТРК «Континент», но не в воздушное пространство. Характеристики оборудования – прожекторов не проверены, запрета на использование прожекторов нет. Ответственным лицом является Лященко.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, суд приходит к выводу о доказанности вины ООО «Цирк-клуб» в совершении административного правонарушения.
На основании ст. ст. 2, 15 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
На основании ст. ст. 14, 15 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, т.е. Филиалом «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация ОрВД».
В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.
Как установлено, воздушное пространство по указанным выше местам дислокации цирка шапито отнесено к воздушному пространству класса «С», соответственно, его использование возможно лишь при наличии разрешения Филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация ОрВД».
В силу пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ размещение в районе аэродрома сооружений и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» определено, что главный оператор - это хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.
ОАО «Аэропорт Толмачево» является держателем комплексного сертификата на осуществление аэропортовой деятельности от 11.09.2013 ФАВТ А.02912, имеет свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 15.04.2014, выданные ФАВТ, соответственно, является оператором аэродрома Новосибирск (Толмачево), размещение любых объектов, представляющих угрозу для безопасности полетов, должно быть согласовано с Обществом.
В соответствии с п.п. 48 п. 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных совместным приказом Минобороны, Минтранса, Роскосмоса от 31.03.2002 N 136/42/51, «контрольная точка аэродрома» - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат.
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные Правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - ФАП-138).
В силу требований ФАП-138, разрешение на использование воздушного пространства - предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы.
Согласно п. 117 ФАП - 138 разрешение на использование воздушного пространства органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователям воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, выдает зональный центр Единой системы, т.е. структурное подразделение Филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация ОрВД».
На основании пунктов 58-60 ФАП-138 для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
Правила использования воздушного пространства Российской Федерации является предметом регулирования воздушного законодательства (Воздушного кодекса РФ и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов).
В силу п. 56.1 ФАП - 138 применение лазеров и изделий на основе лазеров в направлении осуществляющих руление, взлет, посадку и полет воздушных судов запрещается.
Как установлено судом, использование лазерных установок в пределах приаэродромной территории создает угрозу безопасности воздушного движения, соответственно, без согласования с компетентными в данной сфере организациями: Филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация ОрВД», ОАО «Аэропорт Тодмачево», запрещено воздушным законодательством России.
ООО «Цирк-Клуб» приведены в действие лазерные установки, что запрещено воздушным законодательством; при этом разрешение и согласование уполномоченных на то организаций ООО «Цирк-Клуб» не получено, что также противоречит требованиям закона. Названные обстоятельства свидетельствуют о прямом умысле ООО «Цирк-Клуб» на совершение правонарушения.
Факт угрозы для безопасности полетов подтверждается сведениями, регулярно поступающими от членов экипажей воздушных судов (ВС), осуществляющих полеты в воздушном пространстве класса «С», иными материалами проверки.
Так, 18.04.2016 при заходе на посадку был ослеплен лазером зеленого цвета экипаж авиакомпании «Таймыр».
06.05.2016 произошло ослепление членов экипажей двух авиакомпаний: «Чешские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии».
Кроме того, во исполнение требования Новосибирского транспортного прокурора от 06.05.2016 № 23/14-10-2016, ФГБУН «Институт лазерной физики СО РАН» дал оценку используемым ООО «Цирк-Клуб» световым установкам, в том числе лазерам.
Из ответа ФГБУН «Институт лазерной физики СО РАН» от 11.05.2016 № 15319-209-01/2115 следует, что используемые ООО «Цирк-Клуб» лазерные установки содержат в качестве излучателя твердотельный лазер на основе Nd-YVO с диодной накачкой. Мощность подобных лазеров для всепогодных систем лежит в диапазоне от 1 до 20 Вт. Лазеры с указанным диапазоном мощностей, безусловно, представляют опасность при прямом воздействии на глаз человека, так и при ослеплении самолетов.
В силу ст. 4 Воздушного кодекса Российской Федерации, лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Выявленные прокурорской проверкой нарушения требований законодательства об использовании воздушного пространства, могут привести к авиационным катастрофам, представляют опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц: новосибирцев и гостей города, пользователей воздушного пространства (пассажиров воздушных судов и членов их экипажей), работников ООО «Цирк-Клуб», жильцов близлежащих жилых секторов (в случае авиационной катастрофы), в связи с чем данное правонарушение к малозначительным отнести нельзя.
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых и требуемых законом мер для соблюдения требований законодательства об использовании воздушного пространства.
Так, согласно статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с субъективной стороны правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Общество не представило каких-либо пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны ООО «Цирк - Клуб» надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное, циничное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям, следовательно, в его действиях содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Как установлено из представленных и исследованных в суде материалов, в том числе, из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.05.2016, информации СМИ, актов проверки от 18.04.2016 и от 22.04.2016, объяснений ОДС – техника ООО «Цирк-клуб», сообщения ОАО «Аэропорт Толмачево», сведений о Происшествиях в транспортном комплексе за 06.00 (мск) 18.04.2016, акта проверки от 11.05.2016, объяснений БДМ, сообщения Института лазерной физики от 11.05.2016 ООО «Цирк-клуб» совершило нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, а, именно, работники Цирка Шапито Демидовых (ООО «Цирк-клуб») во время гастролей в городе Новосибирске, вблизи ТРК «Континент», расположенного по ул. Троллейная, д. 130а города Новосибирска, с 16.04.2016 по 22.04.2016 в темное время суток применили лазерные установки.
Оснований сомневаться в достоверности полученных доказательств у суда не имеется, поскольку доказательства получены с соблюдением требований действующего законодательства, согласуются между собой, взаимно дополняют друг друга.
Нарушений при проведении проверки ООО «Цирк-клуб» прокуратурой не допущено. Сообщение Института лазерной физики от 11.05.2016 о характеристиках лазерных установок на основании представленных инструкций является достоверным доказательством. Техник ООО «Цирк-клуб» ОДС подтвердил факт использования ООО «Цирк-клуб» в вечернее и ночное время лазерных проекторов. Оснований для оговора ОДС не имеет.
Доводы представителя юридического лица о том, что не было установлено свечение лазером, не было установлено расстояние приаэродромной территории, являются несостоятельными, опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств, в том числе, объяснениями сотрудника аэропорта БДМ, который не имеет оснований оговаривать юридическое лицо.
Судом достоверно установлено, что согласований на использование лазерных установок и иных светотехнических средств в нарушение действующего законодательства ООО «Цирк-клуб» не производило.
Доводы представителя юридического лица о том, что ответственным лицом является ЛМС несостоятельны, никаких доказательств об этом суду не представлено. Старший помощник прокурора Жбирь Е.В. подтвердила в судебном заседании, что никакого договора представлено прокуратуре не было. Об этом же свидетельствуют материалы дела об административном правонарушении. В суд документы, возлагающие на ЛМС функции по согласованию размещения лазерных установок, соответственно, освобождающие ООО «Цирк-Клуб» от административной ответственности по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, не представлены.
Таким образом, вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена, а доводы представителя юридического лица об отсутствии состава административного правонарушения и допущенных нарушениях несостоятельны, суд расценивает такие доводы как способ защиты.
Действия ООО «Цирк-Клуб» суд квалифицирует по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ - нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания ООО «Цирк-клуб» в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Часть 2 ст.11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает наказание в отношении юридических лиц – в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде штрафа.
Руководствуясь ст.3.5, ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Цирк-клуб» (№), местонахождение (по государственной регистрации): <адрес> края, <адрес> офис №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое назначить наказание в виде административного штрафа в размере 350.000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам: ИНН получателя 5405347680, КПП получателя 540701001, Наименование получателя: УФК по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура), Счет получателя: 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г.Новосибирск, БИК банка получателя 045004001. Поле «104» платежного документа: администрируемый код бюджетной классификации (КБК): 41511690010016000140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, начисляемые в федеральный бюджет». Поле «105» платежного документа ОКТМО 50701000.
На основании статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 настоящего Кодекса.
Копия квитанции об уплате административного штрафа должна быть представлена (направлена) в суд до истечения десяти дней со срока, указанного выше для уплаты штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного выше, суд направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а в отношении лица, не уплатившего административный штраф, может быть принято решение о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей взыскание штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) И.В.Цыганкова