ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-916/20 от 02.10.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-916/2020

УИД 39RS0001-01-2020-004665-78

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 октября 2020 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Пичурина О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 238310, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица 7.12.2002) по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС».

Как следует из представленных материалов, 15 июня 2020 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни (238000, Россия, <...>) (далее - т/п МАПП Чернышевское) прибыл товар Евразийского экономического союза, помещенный Гродненской региональной таможней (Республика Беларусь) под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещаемый по таможенной территории Союза, в том числе через территорию Литовской Республики, в транспортном средстве, с регистрационными знаками C975KC39RUS / AО457539RUS, под управлением водителя перевозчика ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» гражданина Российской Федерации ФИО1, который уведомил о прибытии товара на таможенную территорию Союза путем представления в таможенный орган транзитной декларации (далее ТД) №11216404/140620/0208506 от 14.06.2020 с приложенным комплектом документов, а именно: международной товарно-транспортной накладной (CMR) № ПА-9964 от 11.06.2020, счет-фактуры № 9964 от 11.06.2020, транспортной накладной №00ПА-008962 от 11.06.2020.

Отправитель товара - ООО «АПК ПРОМАГРО» (Россия, Белгородская область), получатель товара - ООО «АЛЬТЕРНА» (Россия, Калининградская область).

Согласно представленным таможенному органу документам, под таможенную процедуру таможенного транзита помещен товар «грудинка свиная н/ш, ИВР, зам», всего 53 места весом брутто 838,65 кг».

Таможенным постом «Каменный Лог» Гродненской региональной таможни Республика Беларусь товар был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации (ТД) №11216404/140620/0208506.

Согласно указанным документам, перевозчиком, а также декларантом (принципалом) таможенной процедуры таможенного транзита по ТД №11216404/140620/0208506 выступало ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС».

Транспортное средство было направлено для прохождения таможенного осмотра с применением МИДК, по результатам которого было установлено, что предположительно в грузовом отсеке транспортного средства находится товар, не соответствующий товаросопроводительным документам (акт таможенного осмотра №10012160/160620/000528).

По результатам проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №10012160/160620/000529), установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства находится товар - «грудинка свиная н/ш, ИВР, зам», всего 53 грузовых места весом брутто 838,65 кг, что соответствует сведениям, указанным в товаросопроводительных документах. В то же время, в грузовом отсеке транспортного средства находится товар, не заявленный в транзитной декларации и товаросопроводительных документах: «деревянный поддон (паллет)».

Товар, не заявленный в товаросопроводительных документах, изъят в качестве предмета административного правонарушения согласно протоколу изъятия вещей и документов от 16.06.2020, помещен на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни по адресу: <...>, а именно «деревянный поддон» размером 120x80x14 см без маркировки всего 1 штука весом брутто 13,5 кг.

16.06.2020 по факту сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, убытии с таможенной территории Таможенного союза и прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов в отношении перевозчика ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, по окончании которого составлен протокол об административном правонарушении.

Определением и.о. заместителя начальника Калининградской областной таможни от 28.07.2020 дело об административном правонарушении в отношении ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» передано для рассмотрения в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

Законный представитель ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» в суд не явился, защитника не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежаще.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

На основании подп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, являются товаром.

Положениями п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Подпунктом 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС определено, что перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, товаров Союза применяется таможенная процедура таможенного транзита (п.п. 2 п. 2 ст. 142 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

На основании п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация.

На основании п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Подпунктами 6, 7 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС установлено, что в транзитной декларации подлежат указанию, в том числе и сведения о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, о количестве грузовых мест.

В силу п. 3 ст. 107 ТК ЕАЭС в качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 305 и пунктом 3 статьи 306 настоящего Кодекса. При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, такие документы должны содержать сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи. Если используемые в качестве транзитной декларации указанные документы не содержат всех сведений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом товаров, при заявлении процедуры таможенного транзита может выступать перевозчик, в том числе и таможенный перевозчик.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС).

В соответствии с. п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан, в том числе: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

На основании п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы. Таким образом, представленные перевозчиком таможенному органу товаросопроводительные документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании товаров, рассматриваются для таможенных целей в качестве недействительных документов.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 (ред. от 19.12.2017) «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации»):

- в графе 6 ТД «Всего мест» указывается общее количество грузовых мест в партии товаров. При перевозке грузов насыпом, наливом, навалом в графе проставляется "0". Если товары перевозятся в ящиках, мешках, бочках или на поддонах (паллетах), указывается количество ящиков, мешков, бочек или поддонов (паллет);

- в графе 31 ТД «Грузовые места и описание товаров» указывается общее наименование товара и для товаров, имеющих упаковку, количество грузовых мест в кодированном виде.

В соответствии со ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769, транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу.

Согласно пояснениям, к товарной позиции 441520 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21), поддон - это погрузочная плита, состоящая из двух щитов, разделенных опорами, или одного щита, опирающегося на стойки, предназначенная преимущественно для перемещения с использованием грузовых тележек или автопогрузчиков с вилочным захватом.

Деревянные поддоны (паллеты) не являются упаковкой, необходимой для обеспечения неизменности состояния товара до поступления в оборот, имеют самостоятельный код и рассматриваются для таможенных целей в качестве самостоятельного товара и подлежат таможенному декларированию.

Согласно п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем предоставления документа, содержащего сведения о номере предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в сроки, установленные указанным пунктом.

Перечень документов и сведений, представляемых перевозчиком при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза установлен п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, в том числе: документы - транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, наименования, а так же коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых 6 знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах).

Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, в отношении товаров, которые помещены под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, при уведомлении таможенного органа о их прибытии на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в статье 89 ТК ЕАЭС, а также для их убытия с таможенной территории Союза, перевозчиком представляется транзитная декларация (п.п. 3 п. 2 ст. 89 ТК ЕАЭС; п.п. 3 п. 3 ст. 92 ТК ЕАЭС).

В случае если сведения, подлежащие представлению в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 89 ТК ЕАЭС и пунктами 1 и 2 статьи 92 ТК ЕАЭС, не содержатся в представленных перевозчиком документах, перевозчик обязан представить иные документы, содержащие недостающие сведения, либо заявить недостающие сведения и (или) сведения о документах, которые не представляются, путем подачи заявления в произвольной форме (п. 3 ст. 89, п. 5 ст. 92 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Таким образом, ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС», выступающее в качестве перевозчика товаров и являющееся декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, не воспользовавшись своими правами декларанта, сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товаров при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, убытии с таможенной территории Таможенного союза и прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов (товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемом товаре), что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Осуществляя международную перевозку груза и учитывая, что при этом предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами Российской Федерации, в частности по представлению в таможенный орган предусмотренных ТК ЕАЭС документов и сведений, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством. Общество имело правовую и реальную возможность надлежащего выполнения своих обязанностей, однако не предприняло необходимых и достаточных мер для строго соблюдения требований закона, что привело к совершению административного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается:

- подтверждением о прибытии транспортного средства;

- копией транзитной декларации № 11216404/140620/0208506, копией СМR № ПА-9964 от 11.06.2020;

- копией счет-фактуры № 9964 от 11.06.2020;

- копией транспортной накладной №00ПА-008962 от 11.06.2020;

- актом таможенного осмотра № 10012160/150620/000528;

- актом таможенного досмотра № 10012160/160620/000529;

- протоколом изъятия вещей и документов от 16.06.2020;

- протоколом опроса свидетеля ФИО1 от 16.06.2020;

- протоколом об административном правонарушении от 15.07.2020, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие события и состава административного правонарушения подтверждено вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Оснований для освобождения общества от административной ответственности не усматривается, совершенное ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» административное правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств дела, не может быть признано судьей малозначительным.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. Отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного правонарушения.

Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, ввиду отсутствия у общества интереса в дальнейшем таможенном оформлении товара, считаю необходимым назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «КОНТИНЕЛ-ТРАНС» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 16 июня 2020 года: «деревянный поддон» размером 120х80х14, всего 1 шт. общим весом брутто 13,5 кг, и находящегося на хранении в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни по адресу: <...>.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Пичурина О.С.