ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-91/19 от 12.03.2019 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

дело № 5-91/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Когалым 12 марта 2019 года

Судья Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Куклев В.В., с участием законного представителя юридического лица МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, ИНН , КПП , ОГРН . Юридический адрес: , Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальной лицензией, если специальная лицензия обязательна.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

в период с 16 по 18 января 2019 года в соответствии с приказом Службы по контролю и надзору в сфере образования <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ППК-1 «О проведении плановой выездной проверки Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » в <адрес> была проведена плановая выездная проверка соблюдения

лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе проведения которой обнаружены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, выразившиеся в следующем:

к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее - Единый квалификационный справочник), установлены следующие требования

к квалификации по должности «учитель»:

«учитель» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Учреждении имеется педагогический работник, не имеющий профессионального образования и не обладающий соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике:

отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы у учителя истории ФИО4

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации их обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

В ходе проведения проверки Обрнадзору Югры представлены: диплом ФИО4 ФВ , полученный в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования на территории Российской Федерации Обрнадзору Югры не представлено. В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от ДД.ММ.ГГГГ в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу соглашения).

В судебном заседании законный представитель юридического лица – директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>ФИО2 виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения признал частично, пояснив, что лицензия на осуществление образовательной деятельности была выдана Обрнадзором Югры их образовательному учреждению ДД.ММ.ГГГГ. При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обрнадзором Югры проводилась плановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований и законодательства в области образования их образовательным учреждением. С этой целью они представили для проверки все личные дела более 100 педагогических работников их учреждения, в том числе документы об образовании педагогов ФИО4 и ФИО3 По результатам проверки нарушений лицензионных требований образовательным учреждением не выявлено. В адрес их образовательного учреждения в 2015 г. поступило Благодарственное письмо руководителя Обрнадзора Югры за качественную организацию образовательной деятельности, создание условий реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образовании. Поэтому они были уверены, что все дипломы педагогических работников правильные и нарушений не имеется. В январе 2019 года Обрнадзор Югры вновь провел проверку соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований, и было выявлено, что документы об образовании педагогов ФИО4 и ФИО3, имеющих дипломы иностранных государств, не прошли процедуру нострификации. Виновность юридического лица он признает частично, так как после проведенной Обрнадзором Югры проверки ими был направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки в <адрес> и получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому диплом ФИО3 ШВ , выданный ДД.ММ.ГГГГ<адрес> государственным университетом признается в Российской Федерации в силу закона без прохождения процедуры признания. В настоящее время педагог ФИО4, в отношении которой выявлены нарушения, подала соответствующее заявление о признании её диплома о высшем образовании, и соответствующая процедура в настоящее время проводится.

Заслушав законного представителя юридического лица МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При этом понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6, подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 1, 6 статьи 107 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> у одного педагогического работника отсутствует соответствующий уровень образования, что является грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Помимо признания виновности законным представителем факт совершения юридическим лицом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> административного правонарушения полностью подтвержден доказательствами, собранными по делу:

- протоколом об административном правонарушении -КоАП-4 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения;

- копией приказа руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ППК-1 о проведении плановой выездной проверки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>;

копией акта проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования <адрес> - Югры МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, № ПВК-;

копией устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, пунктом 6 которого установлено, что Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования;

копией лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной ДД.ММ.ГГГГ Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО - Югры на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии;

копией свидетельства о государственной аккредитации МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

копией информации о реализуемых МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> образовательных программ с указанием сведений о контингенте обучающихся за 2018-2019 учебный год;

копией сведений о кадровом обеспечении образовательного процесса по образовательным программам МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>;

копией приказа л-с от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на постоянное место работы ФИО4 учителя <данные изъяты> МОУ СОШ на постоянное место работы в прежней должности;

копией трудового договора (контракта) от ДД.ММ.ГГГГ заключенного МОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> с ФИО4 о принятии на работу в должности «учитель <данные изъяты> 12 разряд». Срок договора с ДД.ММ.ГГГГ. Трудовой договор заключен на неопределенный срок и копией дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ;

копией диплома на имя ФИО4 о том, что она в 1989 году поступила в <адрес> педагогический институт имени Шакарима и в 1994 году его окончила по специальности <данные изъяты>;

- копией выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой основной вид деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> - образование среднее общее.

Таким образом, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> не приняты меры по соблюдению требований законодательства в связи с оказанием образовательных услуг.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывают, поскольку они нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных выше обстоятельствах нарушение МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> лицензионных требований и условий является грубым нарушением Федерального закона «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности.

На основании изложенного прихожу к выводу о наличии в деянии, совершенном МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальной лицензией, если специальная лицензия обязательна.

С субъективной стороны указанное административное правонарушение выражается как в умышленной, так и неосторожной формах вины.

При этом полагаю необходимым исключить из объема вмененного административного правонарушения нарушение лицензионных требований в отношении педагога ФИО3, так как должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не учтено разъяснение, содержащееся в Письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о том, что под действие международных договоров между Российской Федерацией и Республикой <адрес> о взаимном признании документов об образовании не подпадают документы об образовании и (или) квалификации, выданные в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Диплом ФИО3 ШВ получен в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и согласно ответу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ признается в Российской Федерации в силу закона без прохождения процедуры признания, так как подпадает под действие статьи 20 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики <адрес> о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (Москва, ДД.ММ.ГГГГ).

Также полагаю необходимым отметить следующее. В протоколе об административном правонарушении должностным лицом допущена явная опечатка, когда указано, что Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное соглашение фактически вступило в силу для государств Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия - с ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в <адрес>, в <адрес> Республике после ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу соглашения).

Кроме того, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении допущена явная опечатка о том, что плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> была проведена в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ, в то время как из Акта проверки № ПВК- следует, что проверка проводилась в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридического лица предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, а именно, что действие или бездействие юридического лица, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, судья с учетом статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

С учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а именно того, что юридическим лицом нарушены лицензионные требования всего лишь в отношении одного педагога – ФИО4 из более чем 100 педагогических работников по штату, принимая при этом во внимание, что по результатам проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обрнадзор Югры информировал руководство образовательного учреждения об отсутствии нарушений лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, к настоящему времени образовательным учреждением в кратчайшие сроки приняты все меры к устранению выявленного нарушения, отсутствие в результате этого негативных последствий, и отсутствие как таковых существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых общественных отношений, прихожу к выводу, что в действиях юридического лица Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, хотя формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и наступивших последствий, оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и может быть признано малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, ч.3 ст.19.20, ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> – прекратить и освободить указанное образовательное учреждение от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи жалобы через Когалымский городской суд ХМАО - Югры.

Судья В.В. Куклев

Подлинный документ подшит в деле № 5-91/2019

в Когалымском городском суде ХМАО-Югры