ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-91/2016 от 17.02.2016 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

г. Омск, ул. Суворова, 99, каб. 409 Дело № 5 – 91/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17.02.2016 года

Судья Кировского районного суда г. Омска Валиулин Р.Р., при секретаре судебного заседания Махмутовой Т.З., с участием переводчика Эгамбердиева Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Шокиров Р.А.ДД.ММ.ГГГГ<адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес> был выявлен факт уклонения гражданина Узбекистана Шокиров Р.А. от своевременного выезда с территории РФ по истечении определенного срока пребывания, указанное лицо добровольно не выехало с территории РФ после ДД.ММ.ГГГГ и проживало на территории РФ без постановки на миграционный учет.

В судебном заседании Шокиров Р.А. свою вину не признал, пояснив, что в сентябре ДД.ММ.ГГГГ г. был задержан и находился в следственном изоляторе до ДД.ММ.ГГГГ Не имел возможности выехать за пределы РФ.

Защитник Николаев Ю.А., действующий на основании ордера, позицию подзащитного поддержал. Полагал, что Шокиров действовал в состоянии крайней необходимости. В ДД.ММ.ГГГГ г. Шокиров был объявлен в международный розыск в Узбекистане. Находясь в СИЗО, Шокиров просил предоставить ему статус беженца, однако впоследствии под давлением и угрозами отказался от заявления. Позже Шокиров вновь обращался с ходатайством о предоставлении убежища, но ему отказали. Данный отказ он обжаловал, но безрезультатно. Полагал, что в данном случае происходит подмена экстрадиции административным выдворением.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении- инспектор ОИК УФМС России по <адрес> Степанов А.А. просил применить к Шокирову наказание в виде принудительного административного выдворения за пределы РФ с помещением в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по <адрес>. Пояснил также, что Шокирову было отказано в предоставлении статуса беженца по причине того, что он находился на территории РФ нелегально.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В силу положений ст. 20 ФЗ от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ « О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ, иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с указанным законом, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
В силу ст. 24 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и выезда на территорию РФ» №114-ФЗ, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Вина Шокирова в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.

Протоколом об административном правонарушении , из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес> был выявлен иностранный гражданин Шокиров Р.А., прибывший на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ, который нарушил режим пребывания иностранных граждан в РФ, выразившийся в уклонении от выезда с территории РФ по истечении определенного срока пребывания и добровольно не выехал с территории РФ ДД.ММ.ГГГГ, проживая на территории РФ по разным адресам без постановки на миграционный учет по месту пребывания.

Рапортом инспектора ОИК УФМС России по <адрес>ФИО6, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> был выявлен гр. Узбекистана Шокиров Р.А., который находился на территории РФ с нарушением режима пребывания.

Сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России, согласно которым Шокиров Р.А. последний раз въехал на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на миграционный учет в ФКУ СИЗО УФСИН России по <адрес>, планируемая дата убытия- ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, в период с ДД.ММ.ГГГГШокиров Р.А. находился на территории РФ без каких-либо законных оснований.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд находит вину Шокиров Р.А. полностью доказанной, его действия надлежит квалифицировать по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Оценивая доводы защиты, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 81.1 УИК РФ регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы граждан Российской Федерации, постановка на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются администрацией соответствующего следственного изолятора или исправительного учреждения.

Из пояснений участников процесса следует, что по прибытии на территорию РФ в сентябре ДД.ММ.ГГГГ г. Шокуров был задержан и помещен в следственный изолятор для последующей экстрадиции, где содержался по ДД.ММ.ГГГГ.

Данные показания согласуются со сведениями, имеющимися в информационной базе УФМС о дате постановки Шокирова на миграционный учет в СИЗО и планируемой датой убытия на следующий день после освобождения.

В силу положений ч.4 ст. 5 Федерального Закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 « О беженцах» лицо, подавшее ходатайство ( о признании беженцем) в пограничный орган, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, а также не использующее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе.

Учитывая, что неоднократные прошения Шокурорва о предоставлении статуса беженца Управлением ФМС по <адрес> удовлетворены не были, что подтверждается представленными в судебном заседании документами, довод защиты о законности нахождения Шокирова на территории РФ после освобождения из следственного изолятора по мотивам, связанным с подачей им данных прошений подлежит отклонению.

Наличие неисполненного постановления заместителя Генерального прокурора РФ от 20.01.2015 г. об удовлетворении запроса Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Шокиров Р.А. для привлечения к уголовной ответственности в Республику Узбекистан не являлось по мнению суда безусловным препятствием к постановке на миграционный учет либо выезду за пределы РФ в установленные законом сроки.

Довод защиты о невозможности применения к Шокирову наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в связи с наличием решения о его экстрадиции не основан на законе в силу чего во внимание судом принят быть не может.

Так, Российское законодательство предусматривает три возможных формы высылки иностранных граждан: выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора (т.н. экстрадиция); административное выдворение и депортация.

Вместе с тем, данные формы имеют различную правовую природу и последствия.

Депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации по основаниям, перечисленным в Федеральном Законе от 25.07.2002 г. № 115- ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Выдача лица одним государством другому (экстрадиция) - полисистемный межгосударственный правовой институт, содержанием которого является доставка под компетентную уголовную юрисдикцию в соответствии с международными договорами либо национальными законодательными актами или на основе принципа взаимности лица, совершившего преступление, как правило, не являющегося гражданином страны, на территории которой он находится, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения наказания. Экстрадиция является важным средством борьбы с международной преступностью. Она обеспечивает неотвратимость наказания и позволяет вести ее на международном уровне, несмотря на территориальные разграничения юрисдикции разных стран.

Выдворение лиц за пределы Российской Федерации как мера административного наказания установлена законодательством РФ об административных правонарушениях (ст. 3.10 КоАП РФ) и законодательством о правовом положении иностранных граждан в России (ст. 34 закона) только в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства и применяется за совершение целого ряда административных правонарушений, не только в сфере миграционного законодательства.

В соответствии с санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является обязательным.

Не применение данного вида наказания возможно лишь в исключительных случаях, связанных с необходимостью соблюдения положений Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», например в части, касающейся права на уважение частной и семейной жизни при наличии у выдворяемого лица брака, зарегистрированного на территории РФ в установленном законом порядке, либо ребенка- гражданина Российской Федерации.

В случае существования угрозы пыток либо иного бесчеловечного обращения, а также ведения военных действий в стране гражданской принадлежности, применение такой меры ответственности как административное выдворение прежде всего должно обеспечивать баланс публичных и частных интересов и не противоречить принципу гуманизма и требованиям международных норм.

Вместе с тем, ни одно из перечисленных выше оснований, позволявшее бы рассмотреть вопрос о не применении обязательного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, по настоящему делу установлено не было.

Наказание в виде административного выдворения за пределы РФ никоим образом не препятствует исполнению постановления заместителя Генерального прокурора РФ о выдаче Шокиров Р.А. компетентным органам Республики Узбекистан.

При назначении по данному делу наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, его фактические обстоятельства, личность виновного и его имущественное положение.

Обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, по настоящему делу не имеется.

В связи с изложенным суд назначает Шокиров Р.А. минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи, в виде административного штрафа в сумме 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы РФ.

Учитывая, что в настоящее время Шокиров не имеет постоянного места жительства на территории РФ и возможности для самостоятельного выезда, до выдворения он подлежит помещению в Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по <адрес>.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11, 3.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Шокиров Р.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В целях исполнения наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации и обеспечения производства по делу об административном правонарушении поместить Шокиров Р.А. в Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по <адрес> (на правах обособленного отдела) по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть оплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам.

Расчетный счет УФК по <адрес> (УФМС России по <адрес>) 40, ИНН 5504109165, КПП 550401001; Код ОКТМО 52 701 000; БИК 045209001 Код бюджетной классификации: 192 1 16 40000 01 6020 140, УИН 19. Наименование платежа: Административный штраф.

Постановление является исполнительным документом.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Валиулин Р.Р.