ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-92 от 31.12.9999 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 5-92/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дата

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Беляева В.В.,

рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении ОАО «Архангельский траловый флот».

о привлечении к ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

ОАО «Архангельский траловый флот»,посредством судов М-№ ** и М-№ **, являясь пользователем водных биологических ресурсов, в период с Дата по Дата нарушило требования, установленные пунктом 5 статьи 12.4 ФЗ от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об ис­ключительной экономической зоне Российской Федерации», а именно: в период 04:00 мск Дата до 04:12 мск Дата в средних координатах  до точки с координатами  осуществило погрузку, выгрузку, перегрузку уловов водных биоресурсов - полярной тресочки (сайки) - вес нетто .... кг в отсутствие должностного лица органа охраны. В связи с чем, Дата в отношении ОАО «Архангельский траловый флот» составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Дата дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1, ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ направлено в суд для рассмотрения по существу.

В судебном заседании представитель ОАО «Архангельский траловый флот» не оспаривая вину полагал, что указанные действия Общества подлежат квалификации по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Государственный инспектор ПУ ФСБ России по Мурманской области в судебном заседании просил привлечь правонарушителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ и разрешить вопрос о возмещении издержек по делу об административном правонарушении за услуги эксперта.

Старший помощник военного прокурора 305 военной прокуратуры гарнизона в судебном заседании полагал, что указанные действия ОАО «Архангельский траловый флот» могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Диспозиция указанной нормы носит бланкетный характер и отсылает к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также к установленным Правилам рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства № 13 от 16 января 2009 года, и иным правилам добычи (вылова) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Прибрежное рыболовство в указанной статье рассматривается как предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации.

Статья 1 ФЗ от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее - ФЗ № 191-ФЗ) устанавливает, что исключительная экономиче­ская зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориаль­ного моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, междуна­родными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно пункту 1 статьи 12.4 ФЗ № 191-ФЗ лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспорти­ровку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной про­дукции из водных биоресурсов.

Пунктом 1 статьи 12.2 ФЗ № 191-ФЗ установлено, что промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, у которых в установленном порядке возникло право на добычу (вылов) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 12.4 ФЗ № 191-ФЗ лица, указанные выше, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с за­конодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществ­ления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вы­лов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разреше­ниях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов.

При этом, согласно пункту 5 статьи 12.4 ФЗ № 191-ФЗ погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны.

Статьей 11.1 ФЗ от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» уста­новлено, что направлениями пограничной деятельности Федеральной службы безопасности являются, в том числе защита и охрана экономических и иных законных интересов Россий­ской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключи­тельной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, обра­зующихся в реках Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 17.11.2008) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» в подпункте 10 пункта III устанавливает, что к функциям ФСБ относиться организация деятельности органов безопасности по осуществ­лению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государст­венной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Фе­дерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.

Согласно Приказу ФСБ России от 11.01.2009 N 1 «Об утверждении Административ­ного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осу­ществлению государственного контроля в этой сфере и признании утратившим силу Приказа ФСБ России от 26 сентября 2005 г. N 568» полномочия по обеспечению охраны морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключи­тельной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, в Кас­пийском и Азовском морях, охраны за пределами исключительной экономической зоны Рос­сийской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Фе­дерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере осуществляется пограничными органами Федеральной службы безопасности России.

Согласно пункту 12 Административного регламента исполнение государственной функции осуществляется, в том числе в районах промысла, расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на конти­нентальном шельфе Российской Федерации, а также в Каспийском и Азовском морях.

При этом, в соответствии с пунктом 13 Административного регламента основанием для исполнения государственной функции является осуществление физическими и юридическими лицами погрузки, выгрузки, перегрузки водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, и продуктов их переработки на другие российские и иностранные суда или иные плавучие средства.

Согласно пункту 6 и приложению № 1 Административного регламента государствен­ные функции по соответствующему направлению осуществляются Пограничным управлени­ем ФСБ России по Мурманской области. Федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющими контроль за проведение перегрузки, выгрузки и погрузки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации являются пограничные управление ФСБ России по Мурманской области.

Из рапорта начальника отделения по ОГК отдела ОБОХР Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области капитана 2 ранга В. от Дата ус­матривается, что перегрузка (выгрузка) рыбопродукции осуществлялась в отсутствие долж­ностного лица вышеуказанного органа, что является несоблюдением положений Федерального закона от 17.12.1998№ 191-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определя­ются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными согла­шениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Как следует из п. «в» п. 5 Устава о дисциплине работников морского транспорта, утвержденное постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 395 работодатель обязан осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, устройств и механизмов, транспортных средств и береговых объектов морского транспорта, защиты и сохранения окружающей среды, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и иных относящихся к трудовой деятельности работников морского транспорта правил и норм.

При этом, согласно п. 6 Устава указание работникам морского транспорта о выполнении ими работ должен давать непосредственный руководитель. ОАО «Архангельский траловый флот» должно было предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, переложив ответственность за соблюдение требований действующего законодательства на капитана судна.

Установлено, что в период времени с Дата по Дата рыбопромысловое судно М-№ **, под управлением капитана судна А., в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляло промышленное рыболовство в части добычи (вылова) водных биологических ресурсов, их обработки и хранения продукции на основании разрешения № ** от Дата, выданного ББТУ Росрыболовства ОАО « Архангельский траловый флот» как пользователю водными биологическими ресурсами.

В соответствии с Уставом ОАО « Архангельский траловый флот» Учредителем общества является Российская Федерация (л.д. 77).

В период с 04.00 мск Дата по 04.12 мск Дата судном М-№ ** была осуществлена выгрузка водных биологических ресурсов на судно М-№ ** (судовладелец ОАО «Архангельский траловый флот») в отсутствие должностного лица Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области, что является несоблюдением положений Федерального закона от 17.12.1998 №191-ФЗ.

Указанными действиями ОАО «Архангельский траловый флот», нарушило требования, установленные пунктом 5 статьи 12.4 ФЗ от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», т.е. погрузка, выгрузка перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:

рапортом начальника отделения по ОГК отдела БОХР ПУ ФСБ России по Мурманской области капитана 2 ранга В. от Дата (л.д.3), отчетом по судну М-№ ** по данным ССД (л.д. 5-7), отчетом по судну М-№ ** по данным ССД (л.д.8), копией разрешения № ** от Дата (л.д.11), уставом ОАО «Архангельский траловый флот» (л.д.41-62), свидетельством о государственной регистрации

(л.д.39), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 38), объяснением капитана судна М-№ ** Б. (л.д.134),объяснение капитана судна М-№ ** А. (л.д.135-136), протоколом об административном правонарушении № ** от Дата, составленным в отсутствие законного представителя ОАО «Архангельский траловый флот», извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (л.д. 101), копия протокола направлена законному представителю ОАО «Архангельский траловый флот» (л.д.149-150, 151), оцененными мною в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вменяемое правонарушение по названной выше правовой норме относится к правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Объектом являются отношения по государственному регулированию промысла (добычи) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации.

По данному факту Дата в отношении ОАО «Архангельский траловый флот» составлен протокол № ** о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17. КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нНарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.

Квалификации по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила осуществления рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод. Действия (бездействие) лиц, осуществляющих рыболовство в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, также могут быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, если будет установлено, что указанными лицами нарушены правила добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) иные правила осуществления рыболовства, однако водные биоресурсы не обнаружены.

Поскольку сотрудниками ПУ ФСБ России по Мурманской области при выявлении указанного нарушения действующего законодательства РФ в действиях ОАО «Архангельский траловый флот» водные биоресурсы, выгрузка которых была осуществлена с судна М-№ ** на судно М-№ ** не обнаружены, вылов рыбопродукции: полярная тресочка (сайка) - вес нетто .... кг, произведена в соответствии с разрешением № ** от Дата в пределах установленной квоты и в последствии выгрузка данных водных биоресурсов в порту произведена в присутствии должностного лица органа охраны, то полагаю, что данные действия ОАО «Архангельский траловый флот» образуют состав правонарушения, установленного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ОАО «Архангельский траловый флот» являясь пользователем водными ресурсами по разрешению № ** от Дата обязано было обеспечить соблюдение законодательства РФ в области рыболовства судном М-№ **, которое в интересах Общества осуществляло добычу водных биологических ресурсов на основании указанного разрешения.

Оценив юридически значимые обстоятельства, прихожу к выводу о доказанности вины ОАО «Архангельский траловый флот» в нарушении правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и квалифицирую его действия по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями КоАП РФ, в установленные частью 1 ст. 4.5. КоАП РФ, сроки.

Следовательно, ОАО «Архангельский траловый флот» как пользователь водными биологическими ресурсами является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, так как, обязанность по выполнению требований, установленные пунктом 5 статьи 12.4 ФЗ от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об ис­ключительной экономической зоне Российской Федерации» им надлежащим образом выполнена не была, что влечет ответственность предусмотренную ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что ОАО «Архангельский траловый флот» совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.37. КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5. КоАП РФ не установлено.

Ранее ОАО «Архангельский траловый флот» к административной ответственности не привлекалось.

Также не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность виновного и оснований для производства конфискации с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

В интересах обеспечения суверенных прав РФ на эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне и принятия исчерпывающих мер, необходимых для обеспечения соблюдения законов и правил рыболовства, установленных российским законодательством и международными договорами в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, исходя из положений КоАП РФ, определяющими административное наказание как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, применяющуюся в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, с учетом обстоятельства, признанного отягчающим ответственность правонарушителя, считаю справедливым назначить основное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых, в том числе, экспертам.

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику (ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ).

Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

В рамках проведения административного расследования по вышеуказанному факту была проведена экспертиза стоимости водных биологических ресурсов, что подтверждается заключением ООО *** № ** от Дата. Согласно акту № ** от Дата стоимость услуг эксперта по оценке рыночной стоимости водных биоресурсов составили 1000 рублей (л.д. 148), которые подлежат отнесению на счет юридического лица - ОАО «Архангельский траловый флот».

На основании части 1 статьи 20.4, статьи 29.9, статей 3.5, 4.2 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

ОАО «Архангельский траловый флот» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ перечислить сумму назначенного административного штрафа необходимо по следующим реквизитам: наименование получателя: УФК по Мурманской области; Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г. Мурманска; расчетный счет № **, ИНН: № **, КПП: № ** (в/ч № ** - администратор), БИК: № **, ОКАТО № **, КБК: № **.

Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Октябрьский районный суд города Мурманска.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 24.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ отнести на счет юридического лица - ОАО «Архангельский траловый флот», привлеченного к административной ответственности, понесенные Пограничным управлением Федеральной службы безопасности России по Мурманской области при производстве по делу об административном правонарушении № **, издержки по оплате услуг эксперта в размере 1000 рублей.

Указанная сумма затрат подлежит внесению или перечислению на счет:

наименование получателя: УФК по Мурманской области; Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г. Мурманска; расчетный счет № **, ИНН: № **, КПП: № ** (в/ч № ** - администратор), БИК: № **, ОКАТО № **, КБК: № **.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд в 10-дневный срок.

Судья: В.В.Беляева