Дело № 5-920/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Псковского городского суда Псковской области Зиновьев Илья Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица:
ЗАО «ПРОГВИТА» (UAB «PROGVITA»), расположенного по адресу: **, ОГРН **,
о правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении 17.04.2018 на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыло транспортное средство марки DAF, рег. № **, с полуприцепом рег. № **, под управлением водителя ФИО1, представившего товаросопроводительные документы: CMR № **, CMR № **, инвойс № **, инвойс № **, согласно которым на транспортном средстве перемещался: товар № 1 – саженцы декоративных растений для открытого грунта, код ТН ВЭД ЕАЭС: 06024000, 06029048, 06029047, 39269097, всего 432 грузовых места, общим весом брутто 16051 кг.; товар № 2 – емкости для цветов из пластмассы, различных форм и размеров, код ТН ВЭД 39269097, и фитосанитарный сертификат № **, согласно которому перемещались: прочие хвойные и вечнозеленые деревья, кустарники для открытого грунта, кроме растений с открытой корневой системой – 246 мест; прочие деревья, кустарники и кустарники для открытого грунта – 116 мест; розы, привитые и не привитые – 65 мест.
Отправитель товара – «ROLANDO INNOCENTI&FIGLI» (Италия), получатель товара – ООО «Розмарин» (Россия).
В отношении указанного транспортного средства рег. № ** выявлен профиль риска, в соответствии с которым выдано поручение на проведение таможенного досмотра.
В ходе таможенного досмотра, при выборочном вскрытии грузовых мест и выборочном перерасчете предметов в грузовых местах, установлено частичное отсутствие маркировки на посадочном материале (отсутствовала информация о стране экспортере и стране происхождения груза), страной происхождения которого в фитосанитарном сертификате № ** заявлена Италия.
В ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля должностным лицом Россельхознадзора принято решение о запрете пропуска данного транспортного средства (акт № **) с товаром «саженцы декоративных растений для открытого грунта», код ТН ВЭД ЕАЭС: 06024000, 06029048, 06029047, 39269097, всего 432 грузовых места, общим весом брутто 16051 кг., страна происхождения – Италия, по причине частичного отсутствия маркировки на посадочном материале (отсутствует информация о стране экспортере и стране происхождения груза). Страна происхождения следующего товара не установлена: прочие хвойные и вечнозеленые деревья, кустарники для открытого грунта, кроме растений с открытой корневой системой – 246 мест; прочие деревья, кустарники и кустарники для открытого грунта – 116 мест; розы, привитые и не привитые – 65 мест.
Таким образом, перевозчиком ЗАО «ПРОГВИТА» было совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (РФ), в связи с чем таможенным органом в отношении данного юридического лица был составлен указанный протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ЗАО «ПРОГВИТА» ФИО2 отсутствие на маркировке растений указания страны происхождения не оспаривал, указывая, что страна происхождения – Италия – указана как в товаросопроводительных документах, так и в фитосанитарном сертификате, а также в сертификате страны происхождения V/0623313, являющегося основным документом по данному делу и исключающего любые сомнения по поводу страны происхождения перевозимых растений, подробно перечисленных в товаросопроводительных документах, наименования и количество которых полностью соответствует фактически обнаруженному при таможенном досмотре товару. Считал, что в данном случае отсутствие на бирке каждого растения указания страны происхождения не нанесло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем просил прекратить производство по делу, на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель Псковской таможни – заместитель начальника отдела административных расследований ФИО3, в судебном заседании считала вину ЗАО «ПРОГВИТА» доказанной. Возражая против применения положений ст. 2.9 КоАП РФ просила назначить наказание в виде административного штрафа, при этом убедительно не смогла пояснить, в чем заключается существенность нарушения охраняемых общественных правоотношений при предъявлении перевозчиком, в данном случае, товара, следующего из Италии в Россию, с маркировкой, соответствующей действительности, но без указания на бирке страны происхождения, с одновременным предъявлением сертификата страны происхождения товара, в котором также указана «Италия».
Выслушав защитника, представителя таможни, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ЕАЭС, международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара.
К «запретам и ограничениям», в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС, относятся меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Договора ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены: Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза; Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза.
Ввозимый товар «саженцы декоративных растений для открытого грунта» по коду ТН ВЭД ЕАЭС – 06024000, 06029048, 06029047, 39269097 и наименованию включен в раздел I Перечня подкарантинной продукции.
В соответствии с п. 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, карантийному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Согласно п. 2.1 Положения, «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.
В соответствии с п. 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:
1) коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
2) фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено п. 7.1 настоящего Положения.
Согласно п. 4.1.4 Положения, должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:
1) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;
2) наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;
3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;
4) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» к ввозу в Российскую Федерацию допускается подкарантинная продукция, соответствующая карантинным фитосанитарным требованиям.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157 утверждены Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Согласно п. 17 Единых карантинных фитосанитарных требований, ввозимые на таможенную территорию Союза и перемещаемые по таможенной территории Союза партии (часть партии) семенного и посадочного материала должны быть упакованы и должны иметь маркировку, содержащую информацию о наименовании продукции, стране, месте и (или) участке производства, экспортере. Ввозимый либо перемещаемый без указанной маркировки и (или) неупакованный семенной и посадочный материал к ввозу на таможенную территорию Союза или перемещению по таможенной территории Союза не допускается.
При рассмотрении дела в судебном заседании установлено, что партия товара «саженцы декоративных растений для открытого грунта», код ТН ВЭД ЕАЭС: 06024000, 06029048, 06029047, 39269097, всего 432 грузовых места, общим весом брутто 16051 кг, страна происхождения – Италия, следовала из Италии в Россию в прицепе грузового транспортного средства без какой-либо товарной упаковки – «навалом». Следовательно, каждое из растений являлось частью партии посадочного материала, поэтому, в силу п. 17 Единых карантинных фитосанитарных требований, должно было иметь на маркировке информацию о стране происхождения, несмотря на наличие такой информации в фитосанитарном сертификате и сертификате происхождения.
Однако на маркировке указанных товаров информация о стране происхождения отсутствовала, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ
В качестве доказательств вины юридического лица в совершении указанного административного правонарушения в суд представлены: протокол об административном правонарушении № **, в котором отражены обстоятельства совершенного правонарушения; акт таможенного наблюдения от 17.04.2018 фототаблицей; акт таможенного досмотра № **, согласно которому на товаре «саженцы декоративных растений для открытого грунта», код ТН ВЭД ЕАЭС: 06024000, 06029048, 06029047, 39269097, всего 432 грузовых места, общим весом брутто 16051 кг, страна происхождения – Италия, частично отсутствовала маркировка на посадочном материале. Не установлена страна происхождения товара: прочие хвойные и вечнозеленые деревья, кустарники для открытого грунта, кроме растений с открытой корневой системой – 246 мест; прочие деревья, кустарники и кустарники для открытого грунта – 116 мест; розы, привитые и не привитые – 65 мест; CMR № **, **, инвойс № **, инвойс № **, согласно которым на транспортном средстве перемещался товар «саженцы декоративных растений для открытого грунта» (код ТН ВЭД ЕАЭС: 06024000, 06029048, 06029047, 39269097), всего 432 грузовых места, общим весом брутто 16051 кг., страна происхождения – Италия; фитосанитарный сертификат № ** согласно которому на транспортном средстве перемещался товар: прочие хвойные и вечнозеленые деревья, кустарники для открытого грунта, кроме растений с открытой корневой системой – 246 мест; прочие деревья, кустарники и кустарники для открытого грунта – 116 мест; розы, привитые и не привитые – 65 мест; акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) № **; протокол опроса свидетеля – водителя ФИО1, из которого следует, что транспортное средство DAF, рег. № ** загружалось в Италии, при погрузке он не присутствовал; определение о возбуждении в отношении ЗАО «ПРОГВИТА» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20.04.2018.
Таким образом, при ввозе перевозчиком ЗАО «ПРОГВИТА» подкарантинной продукции «саженцы декоративных растений для открытого грунта» на таможенную территорию Евразийского экономического союза не было соблюдено ограничение в части карантинных фитосанитарных требований, установленное Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», в связи с чем действия перевозчика правильно квалифицированы таможенным органом по ст. 16.3 КоАП РФ, как несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса, ответственность за которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Верховного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», полагаю возможным признать совершенное ЗАО «ПРОГВИТА» деяние малозначительным по следующим основаниям.
Согласно абз. 3 п. 21 указанного Постановления Пленума малозначительным административным правонарушением является действие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как установлено в судебном заседании, какого-либо существенного вреда общественно охраняемым отношениям и иных негативных последствий от несоблюдения установленного ограничения – отсутствия на бирках перевозимых растений информации о стране происхождения «Италия», при наличии такой информации в сертификате происхождения и других товаросопроводительных документах – не наступило. Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие тяжких последствий и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, нахожу возможным признать данное правонарушение малозначительным и освободить ЗАО «ПРОГВИТА» от административной ответственности, ограничившись вынесением устного замечания в его адрес.
Товары по настоящему административному делу не изымались.
Процессуальные издержки по делу за перевод документов, в размере 680 рублей, в соответствии с ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ, подлежат отнесению на счет федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении перевозчика ЗАО «ПРОГВИТА» (UAB «PROGVITA») прекратить, в связи с малозначительностью, и объявить ему устное замечание, освободив от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
Издержки за проведение перевода документов, составившие 680 рублей, отнести на счет федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись И. Н. Зиновьев
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2018.
Копия верна:
Судья И. Н. Зиновьев