ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-92/2016 от 02.06.2016 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 июня 2016 года г. Тула

Судья Центрального районного суда г. Тулы Петренко Р.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-92/16 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Шелл Нефть» (далее по тексту ООО «Шелл Нефть») (, ), юридический адрес: г<адрес>, фактически осуществляющее свою деятельность по адресу <адрес>, ранее к административной ответственности по однородным правонарушениям не привлекавшегося, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ,

установил:

Главным государственным инспектором отдела экологического надзора департамента охраны окружающей среды и экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в отношении ООО «Шелл Нефть» был составлен протокол № 57/16 об административном правонарушении от 04.04.2016г. предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, а именно за осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое на него без специального разрешения.

Как следует из вышеуказанного протокола с <данные изъяты>. по ДД.ММ.ГГГГ. проведено административное расследование в отношении ООО «Шелл Нефть». Вышеуказанным протоколом об административном правонарушении установлено, что ООО «Шелл Нефть» осуществляет свою деятельность по адресу <адрес> виде автозаправочной станции. По результатам отбора трех проб от топливно-раздаточной колонки автозаправочной станции «Shell», расположенной по адресу <адрес> зафиксирован выброс загрязняющих веществ: бензина (нефтяного, малосернистого), бензола, летучих органических соединений, подлежащих нормированию в атмосферу без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником. Данный факт является нарушением п.1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Защитник ООО «Шелл Нефть» по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против привлечения ООО «Шелл Нефть» к административной ответственности по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Закон № 7-ФЗ выделяет государственный экологический контроль двух уровней - федеральный и субъектов Российской Федерации.

Общество считает, что оно подлежит федеральному государственному экологическому контролю в целом, и отнесение его отдельных производственных и иных объектов, не являющихся самостоятельными юридическими лицами, к различным уровням надзора невозможно.

Одним из направлений деятельности общества является обслуживание сети автозаправочных станций, расположенных в нескольких субъектах Российской Федерации. В связи со спецификой своей деятельности общество включено под в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Тверской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 24.08.2011 № 687 (в редакции Приказа Минприроды России от 31.01.2014 № 51).

Из структуры перечня следует, что он включает следующие категории сведений об объектах: наименование юридического лица (филиала по субъекту Российской Федерации) или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя; фактический адрес и местоположение; идентификационный номер налогоплательщика; коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности; пункт перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Анализ вышеприведенных критериев не позволяет установить возможность включения в перечень каких-либо отдельных подразделений юридических лиц, кроме филиала. Автозаправочные станции (далее - АЗС) не могут быть включены в перечень в качестве отдельных объектов, а значит, на АЗС распространяются условия осуществления государственного экологического надзора, установленные в отношении всего общества в целом. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой. Так, согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.02.2006 по делу № А28-12891/2005-821/27 суд определил, что основанием для признания акционерного общества подлежащим федеральному государственному экологическому контролю может являться указание данного общества в перечне, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

При этом в указанный перечень по Тверской области включено именно само общество, зарегистрированное на территории г. Москвы. В связи с этим представляется, что все принадлежащие обществу производственные и иные объекты подлежат именно федеральному государственному экологическому надзору вне зависимости от региона, в котором такие объекты расположены, поскольку само общество включено в перечень объектов подлежащих федеральному государственному экологическому надзору согласно Приказу Минприроды России от 24.08.2011 № 687.

Более того, общество осуществляет эксплуатацию АЗС, расположенной в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» по адресу: <адрес> (далее - «АЗС на <адрес>»).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Лосиный остров» включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации и оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, отнесены к федеральному государственному экологическому контролю.

Следует отдельно отметить, что АЗС не является самостоятельным юридическим лицом, а значит, на АЗС на <адрес> свою деятельность осуществляет непосредственно само общество. В связи с этим требования об отнесении объекта к федеральному государственному экологическому контролю распространяется и на общество в целом, и на любые его производственные и иные объекты.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство), утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 13, министерство (и, соответственно, инспектор) осуществляет региональный государственный экологический надзор (контроль) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Таким образом, в отношении объектов, отнесенных к федеральному государственному экологическому контролю, региональный надзор не осуществляется. Следовательно, включение общества в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Тверской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору согласно Приказу Минприроды России от 24.08.2011 № 687, а также нахождение АЗС на ул<адрес> на территории особо охраняемой природной территории федерального значения исключает возможность осуществления регионального государственного экологического надзора Департаментом в отношении общества.

Более того, в ранее действовавшей редакции пункта 3 статьи 65 Закона
№ 7-ФЗ было прямо указано, что государственный экологический надзор в
отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется

уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Несмотря на то, что данное положение в настоящее время исключено из закона, нет каких-либо подтверждений того, что порядок осуществления надзора должен быть изменен. Кроме того, нет каких-либо сведений на изменение объема полномочий министерства, т.е. перехода к министерству полномочий в отношении организаций, которые в силу пункта 3 статьи 6 Закона № 7-ФЗ ранее подпадали исключительно под федеральный государственный экологический контроль.

Также не указывают на изменение порядка отнесения организации к тому или иному уровню государственного экологического надзора и введенные положения Закона № 7-ФЗ. Так, согласно пункту 6 статьи 65 Закона № 7-ФЗ теперь определено, что федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Так как перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, был утвержден до внесения изменений в положения Закона № 7-ФЗ и после внесения таких изменений его структура не менялась, то следует вывод, что сохранились и общие принципы осуществления государственного экологического надзора.

В связи с этим общество считает, что даже с учетом изменений природоохранного законодательства его подчиненность именно федеральному уровню государственного экологического надзора сохраняется.

Более того, в виду неопределенности действующего нормативного регулирования в отношении общества действия инспектора приводят к ухудшению положения общества. Признание возбуждения инспектором в отношении общества производства по делу об административном прваонарушении правомерным приведет к тому, что государственный экологический контроль в отношении общества могут осуществлять одновременно и региональные, и федеральные органы исполнительной власти, что прямо противоречит нормам закона.

Согласно основополагающим принципам осуществления государственного и муниципального контроля, закрепленным в статье 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не допускается проводить в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В связи с этим общество считает, что министерство не имело полномочий для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении общества, поскольку в настоящий момент нормативно не определено, что региональный орган исполнительной власти действительно вправе осуществлять надзор в отношении юридических лиц или их отдельных подразделений, которые ранее однозначно подпадали под федеральный государственный экологический надзор.

Позиция общества подтверждается, в частности, разъяснениями Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, данными в письме от 30.11.2015 № 07-25/14746.

Общество предпринимает все необходимые, разумные и зависящие от него меры, направленные на получение разрешения на выбор вредных веществ в атмосферный воздух.

АЗС и земельный участок под ней были приобретены обществом в собственность ДД.ММ.ГГГГ. С этой даты общество приступило к оформлению документов для получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к числу которых относятся нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу (статья 22 Закона №7-ФЗ).

Под предельно допустимым выбросом (далее - ПДВ) понимается такой норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов (Федеральный закон от 04.05.1999 №3-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха»).

В соответствиями с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации каждый субъект хозяйственной деятельности, имеющий стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязан иметь согласованный проект ПДВ, который регулирует соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Разработка проекта осуществляется в соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятии, утвержденными Госкомгидрометом СССР 28.08.1987.

В соответствии с указанными рекомендациями с нормативов предельно допустимых выбросов можно выделить следующие основные этапы для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение):

- проведение инвентаризации всех источников выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- собственно разработку нормативов предельно допустимых выбросов;

- согласование проекта ПДВ в уполномоченных органах и получение Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

В соответствии с пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно пункту 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать 2 (двух) месяцев.

Далее на основании экспертного заключения территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения также не регламентирован. Следовательно, согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452, срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения - 30 (тридцать) дней.

Нормативы ПДВ устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно пункту 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 (в ред. от 15.10.2009), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 (тридцати) дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 (тридцать) дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Таким образом, по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 (тридцать) дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 (тридцать) дней).

Ориентировочный срок для утверждения только нормативов установлен - не менее 3 (трех) месяцев.

Для реализации данных мероприятий Обществом сделано следующее:

- в настоящее время инвентаризация всех источников выборос вредных (загрязняющих) веществ проведена;

- проект ПДВ разработан;

- проект ПДВ представлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования находится в стадии согласования.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проходит согласование в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Проект ПДВ 31.05.2016 направлен в Управление Росприроднадзора по Тульской области для согласования, что подтверждается почтовой квитанцией и описью.

Кроме того, подготовлены следующие документы: планом-графиком проведения лабораторных наблюдений за уровнем воздействия на среду обитания и здоровья человека, экспертным заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от 06.10.2015 № 05/3347-15—30-07 федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», проектом расчетной санитарно-защитной зоны.

Для проведения всех указанных мероприятий Общество ДД.ММ.ГГГГ заключило договор об оказании услуг с обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (<адрес>

Данные сведения доказывают, что общество предпринимает все возможные и зависящие от него меры по получению разрешения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, с учетом срока, который прошел с даты приобретения обществом АЗС (ДД.ММ.ГГГГ) до даты обнаружения совершенного, по мнению инспектора, административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ) общество не имело возможности получить разрешения, но выполнило большой объем работ, направленных на получение разрешения

Вина общества в совершении административного правонарушения не подтверждается материалами дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (статья 26.2 КоАП РФ).

В основу утверждения инспектора о совершении Обществом административного правонарушения положены протоколы испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, 5, которыми установлено наличие бензина, бензола, углеводородов нефти, дизельного топлива и оксида углерода (далее - вредные вещества) в атмосферном воздухе непосредственно у топливно-раздаточной колонки АЗС.

Пунктами 1.2 и 1.3 методических рекомендаций по отбору проб при определении концентраций вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий ПНД Ф 12.1.1-99, утвержденных заместителем Председателя Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 24.03.1999, установлено, что место для отбора проб и проведения измерений параметров потока выбросов выбирают с таким расчетом, чтобы эти измерения обеспечивали получение достоверных результатов, измерительное сечение должно располагаться на прямолинейном участке газохода с установившимся газовым потоком, где отсутствуют возвратные или вращательные движения газа и пыли, и находиться как можно дальше от вентиляторов, циклонов, задвижек и т.д.

В протоколе взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заборы проб производились на отдалении на 1 м. от т топливно-раздаточной колонки , однако подтверждено, что источником вредных веществ являлась именно она. Данный факт имеет существенное значение, поскольку в качестве такого источника (источников) могли выступить транспортные средства, находящимися на АЗС с работающими двигателями внутреннего сгорания или двигающиеся по расположенным в непосредственной близости от АЗС крупным магистральным улицам: пр-ту <адрес> улице, <адрес>.

Обращается внимание суда на тот факт, что взятие проб производилось на работающей АЗС, замеры на территории жилого фонда, жильцы которого

обратились с жалобой на общество, не производились, вопрос о том, соответствует ли фоновая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе непосредственно на АЗС фоновой концентрации вредных веществ на территории данного жилого фонда, не исследовался. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Тульский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» разъяснил, что замеров фоновой концентрации вредных веществ непосредственно на территории <адрес> не производится, из чего можно сделать вывод о том, что вопрос о превышении фоновой концентрации вредных веществ на АЗС должен быть увязан с определением фоновой концентрации вредных веществ на территории <адрес>, в частности на территории, прилегающей к АЗС.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В статье 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм права полагает, что в деянии общества отсутствует состав административного правонарушения. Просил производство по делу прекратить.

Представитель министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил привлечь ООО «Шелл Нефть» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа.

Выслушав защитника ООО «Шелл Нефть» по доверенности ФИО1, представителя министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, по доверенности ФИО2, эксперта Х., допросив свидетеля Х., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения и влечет административное наказание на юридических лиц в виде штрафа от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Ч.1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Как следует из Устава ООО «Шелл Нефть» предметом деятельности общества является в том числе хранение и реализация нефтепродуктов.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Шелл Нефть» принадлежит АЗС, расположенная в <адрес>.

В соответствии с протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ. автозаправочная станция «Shell» расположенная по адресу <адрес> осуществляет свою деятельность по торговле горюче-смазочными материалами, с использованием топливно-раздаточных колонок, из которых загрязняющие вещества попадают в атмосферный воздух. В ходе осмотра осуществлен отбор 3-х проб промышленных выбросов от топливно-раздаточной колонки . В момент осмотра осуществлялась эксплуатация топливно-раздаточных колонок.

Как следует из показаний свидетеля Х. данными ею в судебном заседании в том числе она производила забор трех проб атмосферного воздуха у топливно-раздаточной колонки на автозаправочной станции ООО «Шелл Нефть» по адресу <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. с помощью Аспиратора <данные изъяты>4, а также газоанализатора «<данные изъяты>». Взятии данных проб производилось на работающей автозаправочной станции в течении 20 минут. В радиусе 1м. о топливно-раздаточной колонки. Пробы 15, 17 были взяты с подветренной стороны, а проба 16 с наветренной стороны для точности определения состава воздуха в данном месте. Фоновые значения атмосферного воздуха не измерялись.

Данный факт также подтверждается актом отбора проб ,16,17 от ДД.ММ.ГГГГ., также в нем указано, что пробы были упакованы в сейф-пакет № (1.1, 1.2, 2.1), помощью поглотителя Рихтера.

Вышеуказанные пробы были исследованы в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>», и как следует из протокола испытаний была исследована проба , протоколом исследована проба , протоколом исследована проба .

П.1 Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.11.2012г. № 1193, установлено, что таковым является - осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

П.6 Порядка установления источников выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденных приказом Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579, к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих» веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию в соответствии с п.7 указанного порядка.

П.7 данного порядка определено, что вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении 2 к настоящему Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.

П.9 данного порядка установлено, что вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), не включенные в Перечень загрязняющих веществ, подлежат государственному учету и нормированию в случае, если:

- показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с Приложением 1 к настоящему Порядку, больше или равен 0,1;

- приземные концентрации выбросов превышают 5% от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха. Определение указанных приземных концентраций осуществляется по результатам упрощенных расчетов загрязнения в приземном слое атмосферного воздуха, выполненных с учетом особенностей местоположения источников загрязнения атмосферы по отношению к жилой территории и другим зонам с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха.

Согласно выводов заключения по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля по плану заявке Министерства природных ресурсов и экологии на отбор и исследование проб промышленных выбросов в атмосферный воздух ООО «Шелл Нефть» от ДД.ММ.ГГГГ. выполненного ФБУ «Государственным региональным центром стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>» в результате проведенных испытаний выявлено превышение ПДК (ОБУВ) загрязняющих веществ, нормируемых согласно ГН 2.1.6.-1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы» по следующим показателям:

в пробе бензин – в 46,4 раза, пары углеводородов нефти С12-19 (в перерасчете на углерод) в 38,5 раза;

в пробе бензин – в 11,8 раза, пары углеводородов нефти С12-19 (в перерасчете на углерод) в 16 раз;

в пробе бензин – в 43,6 раза, пары углеводородов нефти С12-19 (в перерасчете на углерод) в 32,8 раза.

Как следует из пояснений эксперта Х. проводившей вышеуказанную экспертизу разница концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в пробах произошло потому, что воздух был взят как в пробах 2044/9-5, 2046/9-5 с подветренной стороны, а в пробе 2045/9-5 с наветренной стороны. Данное обстоятельство, а также разница в концентрации загрязняющих веществ свидетельствует о выбросе загрязняющих веществ в месте взятия проб.

Как следует из объяснений защитника ООО «Шелл Нефть», а также пояснений представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области у ООО «Шелл Нефть» отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ДД.ММ.ГГГГ. в 11-15 ООО «Шелл Нефть» при эксплуатации топливно-раздаточной колонки на АЗС принадлежащей ООО «Шелл Нефть», расположенной по адресу <адрес> производит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Обстоятельства совершения вмененного ООО «Шелл Нефть» административного правонарушения также подтверждаются:

Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.,

Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ.;

Протоколом взятии проб ,16,17 от ДД.ММ.ГГГГ.;

Протоколами испытаний , 2045/9-5, 2046/9-6 от ДД.ММ.ГГГГ2016г.;

Заключением по результатам проверки в рамках государственного экологического контроля от ДД.ММ.ГГГГ., проведенного ФБУ «Государственным региональным центром стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>»

Уставом ООО «Шелл Нефть»»;

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Шелл Нефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Довод защитника ООО «Шелл Нефть» по доверенности ФИО1 о том, что работа ООО «Шелл Нефть» подлежит федеральному государственному экологическому контролю подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 311 от 06.08.2010г. утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Тульской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Однако в данный перечень АЗС принадлежащая ООО «Шелл Нефть» и расположенная в <адрес> не входит.

Таким образом, должностное лицо министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в пределах своей компетенции составил протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Шелл Нефть».

Довод защитника ООО «Шелл Нефть» о том, что общество в настоящее время предпринимает меры для получения разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ, в связи с чем, оно не может подлежать ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ также подлежит отклонению, поскольку норма ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» носит императивный характер и связывает получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух с выбросом данных веществ.

Довод защитника ООО «Шелл Нефть» о том, что выводы экспертного заключения о наличии выбросов загрязняющих веществ не являются верными также подлежит отклонению, поскольку подтверждаются иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Х. о взятии проб, а также пояснениями в судебном заседании эксперта Х.

При назначении вида наказания суд учитывает характер совершенного ООО «Шелл Нефть» административного правонарушения, которое является нарушением в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность и не находит достаточных оснований для административного приостановления деятельности ООО «Шелл Нефть», поскольку в данном случае цели административного наказания могут быть достигнуты путем наложения на ООО «Шел Нефть» административного наказания в виде штрафа

Руководствуясь ст. 8.21, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

признать Общество с ограниченной ответственностью «Шелл Нефть» (, ), юридический адрес: <адрес>, строение Д, фактически осуществляющее свою деятельность по адресу <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Шелл Нефть» (, ), юридический адрес: <адрес>, строение Д, фактически осуществляющее свою деятельность по адресу <адрес>, административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в банк или в иную кредитную организацию по следующим реквизитам: в УФК по Тульской области (Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области) .

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Тульский областной суд через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья: