ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-92/2017 от 18.05.2017 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)

Дело №5-92/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 мая 2017 года г. Котельниково

Судья Котельниковского районного суда Волгоградской области Молодцова Л.И., рассмотрев в помещении Котельниковского районного суда Волгоградской области по адресу: ул.Ленина 5 г.Котельниково Волгоградской области, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАПРФ, в отношении Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (<данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением военного прокурора Волгоградского гарнизона от 03 апреля 2017 года в отношении АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - АО «ГУ ЖКХ») возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. В постановлении прокурор указал, что проверкой законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности выявлены допущенные юридическим лицом нарушения требований ч.12 ст.12, ч.1 ст.18 ФЗ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» и Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 года №492).

Установлено, что 20.02.2014 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставлена лицензия на осуществление АО «ГУ ЖКХ» эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Согласно приложения к названной лицензии, местами осуществления лицензируемого вида деятельности определены взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, расположенные на территории <адрес>, объект на территории <адрес>.

При этом, в нарушение указанных Федеральных законов опасный производственный объект III класса опасности: Котельная в/г в <адрес>, регистрационный от 07.09.2016 года, эксплуатируется без включения в лицензию по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Материалы административного дела направлены по подведомственности в Котельниковский районный суд Волгоградской области, так как в силу ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий - подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5. Опасный производственный объект Котельная находится в <адрес>, что подпадает по юрисдикцию Котельниковского районного суда Волгоградской области.

Военный прокурор Волгоградского гарнизона ФИО1, возбудивший дело об административном правонарушении в отношении АО «ГУ ЖКХ» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия военной прокуратуры Волгоградского гарнизона. Обратил внимание суда, что датой начала периода вменяемого правонарушения АО «ГУ ЖКХ» требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта в виде отсутствия соответствующей лицензии является дата вступления в законную силу решения о привлечении АО «ГУ ЖКХ» к административной ответственности за аналогичное нарушение, имеющееся в материалах дела, датой окончания периода вменяемого нарушения, является 1 апреля 2017 года, когда объект котельной был передан иной эксплуатирующей организации.

Представитель Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, извещенный надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился.

Представитель юридического лица АО «ГУ ЖКХ» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, направила суду письменные пояснения, в которых указала, что в необходимые для оказания услуг по государственным контрактам объекты были переданы Обществу без надлежаще оформленной технической документации, с истекшим сроком службы и высокой степенью износа оборудования. В свою очередь обязанность по восстановлению технической документации на Общество не возложена заключенными государственными контрактами. Отсутствие технической документации на оборудование опасных производственных объектов Минобороны России не позволяет своевременно провести указанные процедуры и переоформить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности для осуществления лицензируемого вида деятельности по новым местам осуществления. Обществом предприняты все необходимые меры по выполнению законодательством РФ в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов Минобороны России. На момент выявления правонарушения военной прокуратурой Волгоградского гарнизона 03.04.2017 года, опасные производственные объекты котельная, в частности в/г <адрес>, в эксплуатации АО «ГУ ЖКХ» отсутствовали, о чем свидетельствует акт приема передачи недвижимого имущества от 31.03.2017 года. Просила производство по делу в отношении АО «ГУ ЖКХ» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие военного прокурора, представителя юридического лица АО «ГУ ЖКХ» и представителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора.

Исследовав материалы об административном правонарушении, проверив доводы военного прокурора и представителя юридического лица, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Предметом правонарушений являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты. Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется. Субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из ст. 3 Закона N 116-ФЗ.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 23.03.2017 года по 21.04.2017 года на основании решения заместителя военного прокурора Волгоградского гарнизона от 23.03.2017 года была проведена проверка законности действий (бездействий) должностных лиц ОП «Волгоградское» АО «ГУ ЖКХ».

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что АО «ГУ ЖКХ» в рамках государственного контракта от 30 декабря 2016 г. осуществляется эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, указанных в приложении № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных объектов».

В соответствии с приложением к Свидетельству о регистрации , выданном 1 февраля 2017 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, АО «ГУ ЖКХ» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта III класса опасности: Котельная в./г. , <адрес>, регистрационный от 7 сентября 2016 г., который обслуживается Обособленным подразделением «Волгоградское» АО «ГУ ЖКХ».

В соответствии с п. 3.1.25. вышеуказанного государственного контракта, если Исполнителем (АО «ГУ ЖКХ») с целью оказания услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта, Исполнитель обязан соблюдать требования, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» для организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект.

Согласно ч. 12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 названного закона, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Установлено, что 20 февраля 2014 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставлена лицензия на осуществление АО «ГУ ЖКХ» эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Согласно приложения к названной лицензии, местами осуществления лицензируемого вида деятельности определены взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, расположенные на территории <адрес>, объект на территории <адрес>.

При этом, в нарушение Федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О промышленной безопасности опасных объектов», опасный производственный объект III класса опасности: Котельная в./г. , <адрес>, регистрационный № от 7 сентября 2016 г., эксплуатируется без включения в лицензию по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, АО «ГУ ЖКХ», являясь юридическим лицом, допустило нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и в его действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Виновность юридического лица подтверждается материалами дела, которые признаны судом допустимыми и достаточными для привлечения юридического лица к административной ответственности, а именно:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.04.2017 года,

- сведениями, представленными Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 965 Отделом государственного технического надзора (территориального), обособленным подразделением «Волгоградское» АО «ГУ ЖКХ» от 22.03.2017 года,

- копией лицензии от 20.02.2014 г. на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов 1.11. III классов опасности АО «ГУ ЖКХ»,

- сведениями, характеризующими опасный производственный объект Котельная в/г в <адрес>,

- актом проверки готовности котельной в/г в <адрес> к эксплуатации в отопительном периоде 2016-2017 гг.,

- картой учета опасного производственного объекта котельной в/г в <адрес> в государственном реестре опасных производственных объектов,

- перечнем опасных производственных объектов, находящихся на территории <адрес> (<данные изъяты>),

- государственным контрактом на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в 2017 года от 30.12.2016 года, в перечне адресов точек поставки услуг теплоснабжения имеется объект <данные изъяты> в <адрес>

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.

Постановлением судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 28.04.2016 года АО «ГУ ЖКХ» привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 30.06.2016 года указанное постановление судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 28.04.2016 года изменено в части назначенного наказания в виде административного штрафа, который был снижен до размера ниже низшего предела до 100000 рублей.

Таким образом, как указал в пояснениях военный прокурор, датой начала периода вменяемого правонарушения АО «ГУ ЖКХ» требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта в виде отсутствия соответствующей лицензии является дата вступления в законную силу решения о привлечении АО «ГУ ЖКХ» к административной ответственности за аналогичное нарушение, то есть 30.06.2016 года, а датой окончания периода вменяемого нарушения, является 1 апреля 2017 года, когда объект котельной был передан иной эксплуатирующей организации – <данные изъяты> по акту приема-передачи от 31.03.2017 года.

Доводы представителя АО "ГУ ЖКХ" об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ сводятся к тому, что Обществом предпринимались меры по выполнению законодательства РФ в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов Минобороны РФ, однако данные доводы не служат основанием для освобождения общества от административной ответственности.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется, в том числе неосторожностью, и состав правонарушения является формальным, таким образом, меры, которые предпринимались АО "ГУ ЖКХ", не могут служить основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием вины общества.

Суд считает, что наличие у Общества реальной возможности выполнения установленных законом требований подтверждается тем, что необходимость проведения указанных мероприятий возникла с момента приема такого оборудования в эксплуатацию, однако на протяжении длительного периода времени требования закона не исполнены.

Указанные обстоятельства дела и вина АО «ГУ ЖКХ» в совершении данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, указанными выше.

В то же время, доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по недопущению выявленного правонарушения суду не представлено.

При назначении наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание, что АО "ГУ ЖКХ" допустило нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, эксплуатирует опасный производственный объект, имеющий оборудование под высоким давлением, оснований для признания совершенного данного правонарушения малозначительным не имеется.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств судьей при рассмотрении дела не установлено.

Согласно п. 3.2 ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 3.3 ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, а также материальное положение юридического лица, то обстоятельство, что на момент привлечения к административной ответственности опасные производственные объекты, в частности Котельная в/г <адрес> в эксплуатации АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» не находится, каких-либо негативных последствий от действий АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» не наступило, суд считает возможным назначить АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей в соответствии правилами, установленными ч. 3.2 ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (<данные изъяты>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа: <данные изъяты>

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае не предоставления в указанный срок документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление может быть обжаловано юридическим лицом или опротестовано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Л.И.Молодцова