ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-930/2021 от 09.09.2021 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело об административном правонарушении № 5-930/2021

УИД 48RS0001-01-2021-004698-61

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Советского районного суда города Липецка Полухин Д.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Золотой Талисман» (далее – ООО «Золотой Талисман»), ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности по главе 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Золотой Талисман», осуществляющим деятельность по купле-продаже драгоценных металлов, ювелирных и других изделий из них, в период с 01 июля 2020 года по 01 июля 2021 года допущены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В судебном заседании законный представитель ООО «Золотой Талисман» - директор ФИО1 вину в совершении правонарушения признала в полном объеме, указала, что все допущенные нарушения устранены.

Выслушав ФИО1, исследовав представленные по делу доказательства и дополнительно представленные документы, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 названной статьи, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3, 4, 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи (подпункт 1);

принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта (подпункт 2);

обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений (подпункт 3);

документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (подпункт 4);

не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 7).

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно подпункту «г» пункта 6 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03 августа 2010 года № 203, обучение проводится в том числе в форме повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях (пункт 12 названного Положения).

Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667.

Согласно подп. «а, б» п.3 Требований, правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который:

а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в организации;

б) устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля;

Подпунктами «к, л, м» пункта 4 Требований установлено, что Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:

к) программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании..,

л) программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции..,

м) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества…

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" федеральный государственный пробирный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и подведомственными ему государственными учреждениями. Правила осуществления федерального государственного пробирного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил осуществления федерального государственного пробирного надзора, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года N 1355, федеральный государственный пробирный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение, требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней (далее - обязательные требования), путем организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Предметом осуществления федерального государственного пробирного надзора является соблюдение обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, а также сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение.

В силу подпункта «б» пункта 3 данных Правил, федеральный государственный пробирный надзор осуществляется посредством: плановых и внеплановых (в форме документарных и (или) выездных) проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 4 Правил установлено, что федеральный государственный пробирный надзор осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, а также федеральным казенным учреждением "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" и федеральным казенным учреждением "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - государственные учреждения).

Согласно подпункта «б» пункта 6 Правил, государственными учреждениями осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Как усматривается из материалов дела в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведенной Орловской Государственной инспекцией пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» с 01 июля 2021 года по 30 июля 2021 года проводилась внеплановая документарная проверка ООО «Золотой Талисман», осуществляющего деятельность по купле-продаже драгоценных металлов, ювелирных и других изделий из них.

В рамках данной проверки установлены следующие нарушения в деятельности ООО «Золотой Талисман»:

- Правила внутреннего контроля ООО «Золотой Талисман» не регламентируют организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в организации, не устанавливают обязанности и порядок действий руководителя организации в целях осуществления внутреннего контроля;

- в ООО «Золотой Талисман» отсутствуют: программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании.., программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.., программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

- директором ООО «Золотой Талисман» ФИО1 не пройдено обучение в форме повышения уровня знаний;

- документально не фиксированы и не представлены в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения о 12 операциях, подлежащих обязательному контролю;

- не проводится проверка не реже чем один раз в три месяца наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не производилось информирование о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

По факту выявленных нарушений 30 июля 2021 года старшим государственным инспектором отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 2 Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по ЦФО ФИО2 в отношении ООО «Золотой Талисман» составлен протокол №24 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «Золотой Талисман» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Золотой Талисман» административного правонарушения и виновность Общества подтверждены совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении от 30 июля 2021 года; актом проверки от 30 июля 2021 года; выпиской из единого государственного реестра юридических лиц в отношении Общества, Уставом, информацией МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, объяснениями директора ООО «Золотой Талисман», товарными накладными, выпиской по счету и другими доказательствами.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

С учетом характера совершенного ООО «Золотой Талисман» административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, устранения допущенных нарушений, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица, считаю необходимым назначить ООО «Золотой Талисман» административное наказание в виде административного штрафа с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 руб.

Данный вид и размер наказания будет отвечать требованиям пропорциональности, справедливости, соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать общество с ограниченной ответственностью «Золотой Талисман» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Административный штраф подлежит уплате в доход государства на расчетный счет: Получатель УФК по г.Москве (МРУ Пробирной палаты России по ЦФО л/с – <***>), Банк получателя – ГУ Банка России по ЦФО // УФК по г. Москве г. Москва, БИК – 004525988, ИНН – <***>, КПП – 770301001, расчетный счет – <***>, ОКТМО – 45380000, КБК – 14511601151019002140.

Разъяснить, что в силу чти 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом (60 дней с момента вступления постановления в законную силу), - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья Д.И. Полухин

Резолютивная часть постановления оглашена 06 сентября 2021 года.

Мотивированное постановление составлено 09 сентября 2021 года.