Уникальный идентификатор дела: 66RS0044-01-2021-004221-24
КОПИЯ
Дело № 5-937/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Мотивированное постановление изготовлено 06 октября 2021 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 октября 2021 года город Первоуральск Свердловской области
Судья Первоуральского городского суда Свердловской области Антропов Иван Валерьевич,
в соответствии со статьями 22.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ялуниной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Рахматуллоева Нарзуллохона Изатуллоевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, уроженца Орджоникидзеабад Республики Таджикистан, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: ДД.ММ.ГГГГ, наименование регистрирующего органа: Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, паспорт гражданина Российской Федерации, серия № выдан <адрес>ДД.ММ.ГГГГ код подразделения №
установил:
13 июля 2021 года в 10 час. 00 мин. при проведении административного расследования ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда Шабановой С.С. на момент осмотра 08 июля 2021 года помещений магазина, ИП Рахматуллоев Н.И., по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, пр. Космонавтов, д. 13, ТЦ «Марс», выявлено, что индивидуальный предприниматель Рахматуллоев Н.И. осуществлял продажу товара и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, хранение таких товара и продукции в целях сбыта, а именно: при отсутствии информации на русском языке (товар полностью обезличен), маркировка не содержит информацию о наименовании продукции, о наименовании страны-изготовителя, наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, юридическом адресе изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, размере изделия, составе сырья, едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, дате изготовления; код маркировки «Честный знак», для ввода товаров в оборот, на изделии отсутствует по следующим наименованиям: верхняя одежда типа «Пиджак», в количестве 1 шт.; верхняя одежда пиджак мужской, в количестве 1 шт., стоимостью 3400 рублей; ветровка женская, цвет сиреневый, размер 56-58, стоимостью 3500 рублей; ветровка женская, цвет черный, т.м. KSA, стоимостью 3900 рублей, в количестве 2 шт.; ветровка женская, цвет зеленый, т.м. Corusky, размер 56, стоимостью 4300 рублей, в количестве 1 шт.; ветровка женская, цвет бирюзовый, размер 56/58, стоимость не указана, в количестве 1 шт.; куртка женская, цвет синий, материал искусственная кожа, стоимостью 2800 рублей, в количестве 3 шт.; куртка женская, цвет серый, материал искусственная кожа, стоимостью 2800 рублей, в количестве 1 шт.; куртка женская, цвет «мокрый асфальт», материал искусственная кожа, стоимостью 2700 рублей, в количестве 4 шт.; куртка женская, цвет зеленый, материал искусственная кожа, стоимость не указана, в количестве 1 шт.; куртка женская, цвет синий, материал искусственная кожа, стоимостью 2500 рублей, в количестве 4 шт.; куртка женская, модель под «джинс», материал искусственная кожа, стоимостью 2800 рублей, чем нарушил требования статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1, 2, 3 статьи 9, пункта 1 статьи 11 Технического регламента Таможенного Союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», пунктов 3, 24, 26 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1956, пунктов 2, 3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2463.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Рахматуллоев Н.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке, в частности путем вручения судебной повестки 04 октября 2021 года, о чем свидетельствует расписка в её получении. От Рахматуллоева Н.И. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его защитника Ялуниной Ю.А. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Учитывая, что явка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обязательной судом признана не была, материалы дела являются достаточными для рассмотрения дела, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ялунина Ю.А., не оспаривая фактические обстоятельства административного правонарушения, просила применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения, указывая, что Рахматуллоев Н.И., будучи индивидуальным предпринимателем, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, на совершение правонарушения впервые, на отсутствие негативных последствий и ущерба охраняемым общественным правоотношениям. Также суду пояснила, что необходимая информация на товаре отсутствовала по причине нерадивости работников магазина и неисполнения ими своих обязанностей по своевременному размещению такой информации на товаре, в настоящее время нарушения устранены, в частности разработана программа мероприятий по предотвращению вреда, усилен контроль за соблюдением правил продажи товаров. Проинспектированная должностным лицом продукция (одежда), изъятая в ходе проведения административного расследования, до сих пор находится у индивидуального предпринимателя на хранении.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ялунину Ю.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя Рахматуллоева Н.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи.
Часть 1 статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации налагает на продавца обязанность по предоставлению покупателю необходимой и достоверной информации о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующей установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Как видно из материалов дела, при проведении административного расследования 08 июля 2021 года должностными лицами Роспотребнадзора выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем Рахматуллоевым Н.И. требований статьи 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1, 2, 3 статьи 9, пункта 1 статьи 11 Технического регламента Таможенного Союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», пунктов 3, 24, 26 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1956, пунктов 2, 3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2463, выразившееся в продаже товара и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, хранении таких товара и продукции в целях сбыта, а именно: при отсутствии информации на русском языке (товар полностью обезличен), маркировка не содержит информацию о наименовании продукции, о наименовании страны-изготовителя, наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, юридическом адресе изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, размере изделия, составе сырья, едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, дате изготовления; код маркировки «Честный знак», для ввода товаров в оборот, на изделии отсутствует, в отношении одежды в ассортименте.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства нарушения подтверждаются материалами дела, в частности, обращением ФИО5 от 02 июля 2021 года о нарушении требований законодательства в части реализации товаров промышленной группы без установленной законодательством информации, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, от 06 июля 2021 года, определением о проведении фотосъемки, видеозаписи от 07 июля 2021 года, видеозаписью нарушений, протоколом осмотра помещений от 08 июля 2021 года, видеозаписью нарушений и фотографиями проинспектированного товара и сопроводительных документов, протоколом ареста товаров от 08 июля 2021 года, копиями сертификатов соответствия, товарных накладных в отношении реализуемой продукции, письменными пояснениями ФИО6 по доводам обращения ФИО5, договором купли-продажи товаров от 01 ноября 2020 года, заключенным между индивидуальным предпринимателем ФИО6 и индивидуальным предпринимателем Рахматуллоевым Н.И., предписанием от 05 августа 2021 года N 66-11-01/04-5257-2021 о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, сведениями об индивидуальном предпринимателе Рахматуллоеве Н.И. из ЕГРИП.
При этом отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам, так как они последовательны, непротиворечивы и получены с соблюдением закона.
Вопреки доводам защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, факт принятия мер по устранению нарушений на момент рассмотрения дела не освобождает индивидуального предпринимателя Рахматуллоева Н.И. от административной ответственности, поскольку на момент административного расследования и осмотра нарушения имели место.
Доводы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о принятии необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении торговли одеждой на материалах дела не основаны, так как опровергаются протоколом осмотра помещений магазина, в ходе которого должностными лицами Роспотребнадзора выявлены нарушения.
Поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям возникает уже при наличии факта продажи товара и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранения таких товара и продукции в целях сбыта, и не зависит от наличия или отсутствия вреда, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как это противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях, сформулированным в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основополагающей из которых является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Выявленные нарушения обязательных требований законодательства влекут нарушение права потребителя при приобретении товара в отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях индивидуального предпринимателя Рахматуллоева Н.И., поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, реглам6ентирующего оборот товаров (одежды), однако, данные требования им выполнены не были.
На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Согласно материалам дела, Рахматуллоев Н.И. зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 10 декабря 2018 года.
Факт ненадлежащего исполнения обязательных требований законодательства в сфере осуществляемой индивидуальным предпринимателем Рахматуллоевым Н.И. деятельности нахожу установленным в судебном заседании.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальный предприниматель Рахматуллоев Н.И. имел возможность своевременно (до осмотра) провести мероприятия, направленные на соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей в полном объеме. Вместе с тем, доказательства принятия таких действий до проведения административного расследования им не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, бездействие индивидуального предпринимателя Рахматуллоева Н.И. надлежит квалифицировать по части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение таких товаров и продукции в целях сбыта.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
При рассмотрении дела нарушений требований закона, влияющих на прекращение производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном конкретном случае не применяются в связи с отсутствием совокупности оснований для их применения, поскольку совершенное правонарушение посягает на права потребителей на получение информации и на приобретение качественного товара, а также создает угрозу здоровья людей.
Вопреки доводам защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 данного Кодекса не усматривается, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса в части такого обстоятельства как отсутствие угрозы причинения вреда. Реализация товаров легкой промышленности (одежды) без соответствующей маркировки, с учетом требований, предъявляемых к таким товарам, создает возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей, поскольку не может считаться безопасной.
В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания, учитываю характер совершенного правонарушения, фактические обстоятельства дела, данные о личности Рахматуллоева Н.И., его семейное и имущественное положение.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитываю раскаяние в совершении административного правонарушения, принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений, что установлено в судебном заседании. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено.
Частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
При этом согласно пункту 2.1 части 3 указанной статьи изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предложение немаркированных товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи) запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 года № 180 утвержден Перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, в который включены предметы одежды.
В силу приведенных выше норм конфискация как дополнительное административное наказание не может быть применена в отношении находящихся в незаконном обороте товаров легкой промышленности, указанных в протоколе ареста товаров, и включенных в названный Перечень, они подлежат уничтожению.
С учетом изложенного, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, а также защиты прав и интересов неограниченного круга лиц, полагаю необходимым назначить индивидуальному предпринимателю Рахматуллоеву Н.И. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией данной статьи, без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Рахматуллоева Нарзуллохона Изатуллоевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения: верхняя одежда типа «Пиджак», в количестве 1 шт.; верхняя одежда пиджак мужской, в количестве 1 шт., стоимостью 3400 рублей; ветровка женская, цвет сиреневый, размер 56-58, стоимостью 3500 рублей; ветровка женская, цвет черный, т.м. KSA, стоимостью 3900 рублей, в количестве 2 шт.; ветровка женская, цвет зеленый, т.м. Corusky, размер 56, стоимостью 4300 рублей, в количестве 1 шт.; ветровка женская, цвет бирюзовый, размер 56/58, стоимость не указана, в количестве 1 шт.; куртка женская, цвет синий, материал искусственная кожа, стоимостью 2800 рублей, в количестве 3 шт.; куртка женская, цвет серый, материал искусственная кожа, стоимостью 2800 рублей, в количестве 1 шт.; куртка женская, цвет «мокрый асфальт», материал искусственная кожа, стоимостью 2700 рублей, в количестве 4 шт.; куртка женская, цвет зеленый, материал искусственная кожа, стоимость не указана, в количестве 1 шт.; куртка женская, цвет синий, материал искусственная кожа, стоимостью 2500 рублей, в количестве 4 шт.; куртка женская, модель под «джинс», материал искусственная кожа, стоимостью 2800 рублей, в количестве 6 шт., указанные в протоколе ареста товаров от 08 июля 2021 года, - уничтожить.
Разъяснить Рахматуллоеву Н.И., что на основании части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу через кредитную организацию по следующим реквизитам: получатель УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК банка получателя (БИК ТОФК) 016577551, ОКТМО 65753000, номер счета банка получателя средств (Единый казначейский счет): 40102810645370000054, номер счета получателя (номер казначейского счета): 03100643000000016200, наименование банка: Уральское ГУ Банка России // УФК по Свердловской области г. Екатеринбург, КБК 14111601151010012140, УИН 14102660016121004096, ЕИП 4668401812175.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление для принудительного исполнения будет направлено в службу судебных приставов.
Копию постановления по делу об административном правонарушении направить в Первоуральское районное отделение ГУФССП России по Свердловской области для исполнения наказания в части уничтожения предметов административного правонарушения, указанных в протоколе ареста товаров от 08 июля 2021 года.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Первоуральский городской суд.
Судья: подпись. И.В. Антропов
Копия верна. Судья: И.В. Антропов
Секретарь: А.Н. Рябкова