ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-93/19 от 01.03.2019 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

дело № 5-93/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Когалым 1 марта 2019 года

Судья Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Куклев В.В., с участием законного представителя юридического лица МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, ИНН , КПП , ОГРН . Юридический адрес: <адрес>, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальной лицензией, если специальная лицензия обязательна.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

в период с 16 по 18 января 2019 года в соответствии с приказом Службы по контролю и надзору в сфере образования <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ППК-2 «О проведении плановой выездной проверки Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » в <адрес> была проведена плановая выездная проверка соблюдения

лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе проведения которой обнаружены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, выразившиеся в следующем:

к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее - Единый квалификационный справочник), установлены следующие требования

к квалификации по должности «учитель»:

«учитель» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации» в Учреждении имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике:

отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы у преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и педагога дополнительного образования ФИО5, учителя <данные изъяты> и педагога дополнительного образования ФИО6, учителя <данные изъяты>ФИО7

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации их обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

В ходе проведения проверки Обрнадзору Югры представлены: диплом ФИО5 ФВ-1 , полученный в <адрес> 27.06.1994, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования на территории Российской Федерации Обрнадзору Югры не представлено. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством <адрес> о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании не заключено;

диплом ФИО6 ЖБ-II , полученный в <адрес> 29.06.1996, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования на территории Российской Федерации Обрнадзору Югры не представлено. В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 года в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в <адрес> после 01 октября 1999 года (дата вступления в силу соглашения);

диплом специалиста ФИО7 ШВ , полученный в <адрес> Республике 05.07.1995, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования на территории Российской Федерации Обрнадзору Югры не представлено. В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 года в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в <адрес> Республике после 01 октября 1999 года (дата вступления в силу соглашения).

В судебном заседании законный представитель юридического лица – директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>ФИО2 виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения признала частично, пояснив, что лицензия на осуществление образовательной деятельности была выдана Обрнадзором Югры их образовательному учреждению 5 февраля 2015 года. При этом в период со 2 февраля 2015 года по 20 февраля 2015 года Обрнадзором Югры проводилась проверка соблюдения лицензионных требований их образовательным учреждением. Проверяющим были предоставлены все 75 личных дел педагогических работников их учреждения, в том числе документы об образовании педагогов ФИО5, ФИО3, ФИО7 и ФИО4 По результатам проверки образовательное учреждение получило уведомление за подписью и.о. руководителя Обрнадзора Югры от 24.02.2015, из которого следовало, что нарушений лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности не выявлено. В адрес их образовательного учреждения в 2015 г. поступило Благодарственное письмо руководителя Обрнадзора Югры за качественную организацию образовательной деятельности, создание условий реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образовании. Поэтому они были уверены, что все дипломы педагогических работников правильные и нарушений не имеется. В январе 2019 года Обрнадзор Югры вновь провел проверку соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований, и было выявлено, что документы об образовании педагогов ФИО5, ФИО3, ФИО7 и ФИО4, имеющих дипломы иностранных государств, не прошли процедуру нострификации. Виновность юридического лица она признает частично, так как у учителя начальных классов ФИО4 помимо диплома о высшем образовании, имеется диплом о среднем педагогическом образовании по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», полученный в <адрес> в 1987 году, т.е. в период существования СССР и, следовательно, не требующий признания. В настоящее время педагог ФИО5 после проведенной проверки уволился с 21.02.2019 по собственному желанию. Остальные педагоги, в отношении которых выявлены нарушения, подали соответствующие заявления о признании их дипломов о высшем образовании, и соответствующая процедура в настоящее время проводится.

Заслушав законного представителя юридического лица МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При этом понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6, подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 1, 6 статьи 107 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> у ряда педагогических работников на момент проверки отсутствовал соответствующий уровень образования, что является грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Факт совершения юридическим лицом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> административного правонарушения полностью подтвержден доказательствами, собранными по делу:

- протоколом об административном правонарушении -КоАП-6 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения;

- копией приказа руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ППК- о проведении плановой выездной проверки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>;

копией акта проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования <адрес> - Югры МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, № ПВК-;

копией лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной ДД.ММ.ГГГГ Службой по контролю и надзору в сфере образования ХМАО - Югры на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии;

копией свидетельства о государственной аккредитации МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

копией информации о реализуемых МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> образовательных программ с указанием сведений о контингенте обучающихся за 2018-2019 год;

копией письма директора МАОУ СОШ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в связи с производственной необходимостью и отсутствием педагогов на момент трудоустройства, были приняты педагоги с иностранными дипломами: ФИО5 (преподаватель-организатор <данные изъяты>, принят в МАОУ СОШ ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 (учитель <данные изъяты>, принят в МАОУ СОШ ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 (учитель начальных классов, принята в МАОУ СОШ ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (учитель <данные изъяты>, принята в МАОУ СОШ ДД.ММ.ГГГГ). На дату трудоустройства в МАОУ СОШ ФИО5 проработал в <адрес> с 2001 года, ФИО7 с 1997 года, ФИО4 с 1996 года, ФИО6 с 2007 года, нострификация дипломов у работников отсутствует. На 17 января 2019 года все указанные сотрудники подали заявление через портал Госуслуги в ФГБУ "Главэкспертцентр" на подтверждение признания иностранного образования;

копией сведений о кадровом обеспечении образовательного процесса по образовательным программам МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>;

копией приказа о приеме ФИО5 на работу в МОУ «СОШ » <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в должности «педагога-организатора по <данные изъяты> по 11 разряду ЕТС» с заключением трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ;

копией трудового договора , заключенного ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> с ФИО5 о принятии его на работу в должности «преподавателя – организатора <данные изъяты> на 1 ставку и 7 часов ОБЖ + 12 часов внеклассная работа по профилю <данные изъяты>». Срок действия договора с 03.09.2007г. Трудовой договор заключен на неопределенный срок;

копией диплома на имя ФИО5 о том, что он в 1988 году поступил в <адрес> Государственный пединститут и в 1994 году его окончил по специальности физическая культура;

копией приказа о приеме ФИО6 на работу в МОУ «СОШ » <адрес> с 12.01.2010 в должности «учитель физической культуры» с заключением трудового договора а от ДД.ММ.ГГГГ;

копией трудового договора а, заключенного ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> с ФИО6 о принятии его на работу в должности «учителя физической <данные изъяты>». Трудовой договор вступает в силу с 12.01.2010г. Трудовой договор заключен на неопределенный срок;

копией диплома на имя ФИО6 о том, что он в 1992 году поступил в <адрес> педагогический институт им. ФИО8 и в 1996 году его окончил по специальности физическая культура и биология;

копией приказа о приеме на работу ФИО7 – учителем <данные изъяты> СШ с ДД.ММ.ГГГГ переводом из СШ ;

копией трудового договора , заключенного ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> с ФИО7 о принятии на работу в должности «учителя <данные изъяты>». Срок действия договора с 9 ноября 1998 года. Трудовой договор заключен на неопределенный срок;

копией диплома на имя ФИО9 о том, что она в 1989 году поступила в <адрес> государственный университет и в 1995 году его окончила по специальности <данные изъяты>;

свидетельством о заключении брака ФИО9 с ФИО10, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО7

Таким образом, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> не приняты меры по соблюдению требований законодательства в связи с оказанием образовательных услуг.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывают, поскольку они нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных выше обстоятельствах нарушение МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> лицензионных требований и условий является грубым нарушением Федерального закона «Об образовании» и Положения о лицензировании образовательной деятельности.

На основании изложенного прихожу к выводу о наличии в деянии, совершенном МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальной лицензией, если специальная лицензия обязательна.

С субъективной стороны указанное административное правонарушение выражается как в умышленной, так и неосторожной формах вины.

При этом полагаю необходимым исключить из объема вмененного административного правонарушения нарушение лицензионных требований в отношении педагога ФИО4, так как на момент проведения проверки у неё имелось среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». ФИО4 окончила <адрес> педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» в 1987 году, т.е. до распада СССР и диплом ИТ при таких обстоятельствах не требует процедуры нострификации.

Также полагаю необходимым следующее. В протоколе об административном правонарушении должностным лицом допущена явная опечатка, когда указано, что Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 года вступило в силу с 1 января 1999 года. Указанное соглашение фактически вступило в силу для государств Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия - с 1 октября 1999 года, вследствие чего в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в <адрес> после 01 октября 1999 года (дата вступления в силу соглашения).

Как следует из Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2017 года под действие международных договоров между Российской Федерацией и Республикой <адрес> о взаимном признании документов об образовании не подпадают документы об образовании и (или) квалификации, выданные в <адрес> с 29.03.1994 г. по 30.09.1999 г.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридического лица предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, а именно, что действие или бездействие юридического лица, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, судья с учетом статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

С учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а именно того, что юридическим лицом нарушены лицензионные требования всего лишь в отношении 3 педагогов из 75, принимая при этом во внимание, что по результатам проверки, проведенной со 2.02.2015 по 20.02.2015 Обрнадзор Югры информировал руководство образовательного учреждения об отсутствии нарушений лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, к настоящему времени образовательным учреждением в кратчайшие сроки приняты все меры к устранению выявленных нарушений, отсутствия в результате этого негативных последствий, и отсутствие как таковой существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых общественных отношений, прихожу к выводу, что в действиях юридического лица Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, хотя формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и наступивших последствий, оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и может быть признано малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, ч.3 ст.19.20, ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> – прекратить и освободить указанное образовательное учреждение от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем подачи жалобы через Когалымский городской суд ХМАО - Югры.

Судья В.В. Куклев

Подлинный документ подшит в административном деле № 5-93/2019

в Когалымском городском суде ХМАО-Югры