ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-93/20 от 22.05.2020 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

№5-93/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Иваново 22 мая 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2020 года

Судья Ленинского районного суда города Иваново Раскина Ю.С.,

с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Администрации города Иванова), - ФИО1 и ФИО2,

заместителя председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Иваново (<...>) материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении

Администрации города Иванова (ИНН <***>, ОГРН <***>), находящейся по адресу: <...>,

у с т а н о в и л:

Администрация города Иванова, находящаяся по адресу: <...>, не исполнила требований законного предписания № 21 об устранении нарушений, выявленных по итогам проведения плановой документарной и выездной проверки органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, от 11 октября 2019 года, выданного заместителем председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3, о принятии исчерпывающих мер по проведению работ по сохранению находящейся в казне города Иваново части объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Народный Дом Текстильщиков» (<...>), а также по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину» 1956 года (п.п.9,10 предписания) в течение установленного в этом предписании срока – до 28 февраля 2020 года.

В судебном заседании защитники юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Администрации города Иванова), - ФИО1 и ФИО2 пояснили, что в реестре муниципального имущества в составе местной казны города Иваново по адресу: <...>, числятся помещения 8-33, 45-51площадью 525,9 кв.м, помещения 1-7,34-44,52-69 площадью 690 кв.м. Помещения 1001 площадью 1974,6 кв.м; 111,112,113,114,115,116,117 площадью 548,3 кв.м; 15-35,35а,36-38,38а,39-40,40а,41-43,43а,43б,43в,44 площадью 706,9 кв.м; 77,78,79,80,81,81а,81б,82,82б,84,85,86,87,87а,87б площадью 624,8 кв.м находятся в собственности ООО «Комплекс питания». Таким образом, Администрация города Иваново является собственником отдельных помещений здания, расположенного по адресу: <...>, соответствующая информация о помещениях данного объекта культурного наследия, находящихся в местной казне города Иванова, доводилась до органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки. Кроме того, до контролирующего (надзорного) органа было доведено, что в настоящее время Ивановским городским комитетом по управлению имуществом проводятся мероприятия по приватизации помещений №1002, 1-7, 8-33, 34-44, 45-51, 52-69 вышеуказанного здания. Отмечают, что 10 декабря 2018 года комитетом по культуре Администрации города Иванова на основании заявления ООО «Комплекс питания» было выдано задание №3/18 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия – «Народный Дом Текстильщиков». Указанным заданием ООО «Комплекс питания» поручено выполнить работы по сохранению всего объекта культурного наследия. ООО «Комплекс питания» начало работы по исполнению выданного задания и разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению всего нежилого здания – объекта культурного наследия. 17 декабря 2018 года ООО «Комплекс питания» заключен договор на создание проектной документации №01/12 с ООО «Творческая мастерская «Нео-СВ» на все здание в целом. В настоящее время между Администрацией города Иванова и ООО «Комплекс питания» ведутся переговоры относительно дальнейшей судьбы объекта и участия каждого собственника в исполнении установленных обязательств. Полагают, что п.9 предписания комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия №21 от 11 октября 2019 года в части возложения на Администрацию города Иванова обязанности принять исчерпывающие меры по проведению работ по сохранению части объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Народный Дом Текстильщиков» (находящейся в казне города Иваново), расположенного по адресу: <...>, закончив их проведение в срок до 28 февраля 2020 года, является необоснованным и незаконным, в связи с чем в действиях Администрации города Иванова отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 КоАП РФ, поэтому производство по делу в этой части подлежит прекращению. Указали, что неисполнение п.10 предписания №21 от 11 октября 2019 года носило объективный характер, поскольку бюджет города Иваново сформирован с предельным дефицитом, единственным источником покрытия которого служат заемные средства, привлекаемые на условиях платности и возвратности. В 2016 году управлением благоустройства Администрации города Иванова выполнены работы по разработке научно-проектной документации по сохранению памятника В.И. Ленину, стоимость работ по сохранению данного объекта культурного наследия составляла 5619,41 рублей, а в настоящее время эта стоимость составляет 4 888,63 рублей. В соответствии с бюджетом города Иванова, утвержденным решением Ивановской городской Думы «О бюджете города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» №840 от 25 декабря 2019 года, средств на сохранение указанного объекта культурного наследия не предусмотрено, но в целях исполнения предписания № 21 от 11 октября 2019 года управлением благоустройства Администрации города Иванова направлена заявка на выделение финансирования на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину» 1956 года. Ссылаясь на положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, учитывая то обстоятельство, что на протяжении последних нескольких лет бюджет города Иваново формируется с предельным дефицитом, возникновением непредвиденных расходов, а также непоступлением денежных средств в бюджеты всех уровней, связанных с комплексом мероприятий ввиду угрозы коронавирусной инфекции, просят суд при назначении наказания применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

В судебном заседании заместитель председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3 просил учесть, что предписание №21 от 11 октября 2019 года, выданное по итогам проведения плановой документарной и выездной проверки Администрации города Иваново, является законным и обоснованным, в нем указано на необходимость принять меры по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, которые расположены на территории города Иваново и находятся в собственности города Иваново. Не возражал против применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания.

Заслушав мнение участников производства по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

11 октября 2019 года заместителем председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3 по итогам проведения плановой документарной выездной проверки внесено предписание № 21, в котором содержались требования о выполнении мероприятий, связанных сохранением объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, регионального значения, в том числе, принять исчерпывающие меры по проведению работ по сохранению находящейся в казне города Иваново части объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Народный Дом Текстильщиков» (<...>), а также по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину» 1956 года (п.п.9,10 предписания) в течение установленного в этом предписании срока – до 28 февраля 2020 года.

Данное предписание было получено Администрацией города Иванова 15 октября 2019 года, не обжаловано.

В ходе проведенной заместителем председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3 внеплановой документарной проверки органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в период с 10 марта по 6 апреля 2020 года было выявлено, что предписание № 21 от 11 октября 2019 года в вышеуказанной части не выполнено, что подтверждается соответствующим актом проверки №4 от 6 апреля 2020 года.

Принимая во внимание совокупность изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что факт невыполнения предписания № 21 от 11 октября 2019 года, выданного заместителем председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3, нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Законность внесенного заместителем председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3 вышеуказанного предписания не вызывает у суда сомнений.

В соответствии со ст.47.1 Федерального закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года №73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (ст.47.2 Федерального закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года №73-ФЗ).

Согласно п. 11 ст. 47.6 вышеуказанного Федерального закона охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

На основании п.п.1 п.1 ст.47.3 данного Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии с п.п.18 п.1 ст.13 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года №613, к вопросам местного значения города Иванова относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Иванова, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) городского значения, расположенных на территории города Иванова.

В силу положений п.п.18 п.2 ст.49 Устава города Иванова в целях решения вопросов местного значения города Иванова Администрация города Иванова обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Иванова, охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Иванова.

Исходя из изложенного выше вывод должностного лица о том, что охранное обязательство в отношении находящейся в казне города Иваново части объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Народный Дом Текстильщиков» (<...>), а также объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину» 1956 года подлежит выполнению Администрацией города Иваново, является правильным.

Предписание № 21 от 11 октября 2019 года, выданное по итогам проведения плановой документарной и выездной проверки, оформлено в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия, согласуется с фактическими данными, поэтому суд признает его законным и обоснованным.

Вопреки доводам защитников, заместителем председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3 правомерно указаны объекты культурного наследия, в отношении которых Администрации города Иванова необходимо было принять меры по проведению работ, связанных с их сохранением: часть объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Народный Дом Текстильщиков» (<...>), находящаяся в казне города Иваново, а также объект культурного наследия регионального значения «Памятник В.И. Ленину» 1956 года. Предписание в этой части не противоречит представленным защитниками сведениям об объектах недвижимости, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Приведенные в судебном заседании защитниками доводы не ставят под сомнение законность вынесенного заместителем председателя комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО3 предписания №21 от 11 октября 2019 года.

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, установлена административная ответственность, предусмотренная ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, объективно препятствующих Администрации города Иванова для своевременного принятия мер по исполнению предписания не имелось, однако должных мер к этому не было принято.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает предпринятые меры к исполнению предписания до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, судом не установлены.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание то, что финансирование деятельности Администрации города Иванова, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов осуществляется в соответствии с бюджетом города Иванова, который на протяжении нескольких лет формируется с предельным дефицитом, назначенное Администрации города Иванова административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела, существенно отразится на ее финансовом положении и выполнении ею значимых функций, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, суд приходит к выводу, что достижение целей административного наказания может быть достигнуто при назначении Администрации города Иванова административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, но не менее половины его минимального размера.

Руководствуясь ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, ст. 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Администрацию города Иванова (ИНН <***>, ОГРН <***>) признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание с учетом положений ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысячи) рублей.

Штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысячи) рублей перечислить в Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>), ИНН <***>, КПП 770301001, р/с <***>, Банк: Операционный департамент Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002, ОКТМО 45382000, КБК 05411601071010013140.

Настоящее постановление может быть обжаловано и опротестовано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ю.С. Раскина