ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-93/20 от 23.06.2020 Нелидовского городского суда (Тверская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Нелидово 23 июня 2020 года

Судья Нелидовского городского суда Тверской области Новиковой С.А., рассмотрев материал, представленный Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенном ООО «Дорсервис»,

у с т а н о в и л :

ООО «Дорсервис» не выполнило в установленный срок законное предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

27 февраля 2020 года ООО «Дорсервис» выдано предписание №3 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Данное предписание получено юридическим лицом 5 марта 2020 года.

Согласно предписанию №3 ООО «Дорсервис» обязано провести следующие мероприятия по устранению выявленных нарушений:

- осуществлять пользование недрами с использованием специальной техники, предусмотренной техническим проектом;

- обеспечить наличие оформленного и зарегистрированного горного отвода;

- осуществлять добычу полезных ископаемых при наличии разработанного, согласованного и утверждённого в установленном порядке плана развития горных работ.

Срок устранения предписания №3 установлен до 31 марта 2020 года включительно.

10 марта 2017 года ООО «Дорсервис» выдан горноотводный акт к лицензии на пользование недрами ТВЕ 80045 ТЭ №669/Т, удостоверяющий уточнённые границы горного отвода. Срок действия указанного горноотводного акта истёк 31 декабря 2018 года.

В целях предоставления горного отвода в уточнённых границах ООО «Дорсервис» обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области только 12 ноября 2019 года.

Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области №163-кв от 3 декабря 2019 года в оформлении горноотводного акта ООО «Дорсервис» отказано.

За получением горноотводного акта ООО «Дорсервис» в2020 году (после выдачи предписания №3) не обращалось.

Административное правонарушение совершено ООО «Дорсервис» 1 апреля 2020 года в 00 часов 00 минут по адресу: Тверская область, Нелидовский район, территория 321 км автодороги Москва-Рига.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - старший государственный инспектор Тверской области в области охраны окружающей среды ФИО1 в судебном заседании информацию, изложенную в протоколе об административном правонарушении, поддержал и дополнил, что предписание ООО «Дорсервис» выдано Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области на законных основаниях, не обжаловалось и, и ходатайство о продлении сроков исполнения требований, указанных в предписании, предприятием не подавалось. Следовательно, предприятие считало, что указанные в предписании сроки являются исполнимыми. После вынесения предписание ООО «Дорсервис» с заявлением о получении горного отвода в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области не обращалось.

Представитель ООО «Дорсервис» ФИО2, действующий на основании доверенности №9 от 1 июня 2020 года, в судебном заседании пояснил, что предприятие не согласно с привлечением его к административной ответственности по следующим основаниям. 21 декабря 2018 года действительно истёк срок действия выданного ООО «Дорсервис» горноотводного акта. ООО «Дорсервис» обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области за предоставлением горного отвода, однако предприятию было отказано в связи с отсутствием отображения рельефа местности за пределами границ горного отвода в радиусе 100 метров от него. ООО «Дорсервис» данный недостаток устранило и вновь обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области за предоставлением горного отвода, предоставив требуемую документацию. Однако 20 января 2020 года в оформлении горноотводного акта предприятию вновь было отказано в связи с отсутствием отображения рельефа местности за пределами границ горного отвода в радиусе уже 2 км от него. Не согласившись с отрицательным заключением Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых, исполнитель, занимающийся разработкой проекта горного отвода (ООО «Инжгеоресурс») обратился в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) с обращением о реализации пункта 11.1 Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода, утверждённых приказом Ростехнадзора от 1 ноября 2017 года. 28 февраля 2020 года из Ростехнадзора был получен ответ, согласно которому для месторождения полезных ископаемых, характеризующихся незначительной площадью горных отводов, в зависимости от выбранного из стандартизированного ряда масштаба плана горного отвода, требования подпункта 11.1 Требования №461 реализуются с учётом пункта 18 в части обеспечения наглядности отображения графической информации в пределах границ горного отвода, а отображение рельефа и ситуация местности за пределами границ горного отвода может ограничиваться внутренней рамкой плана горного отвода. После этого ООО «Дорсервис» собрало необходимый пакет документов и в апреле 2020 года обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании заключения от 20.01.2020г. и приказа от 20.01.20г. №12-кв недействительными, и возложении на ответчика обязанности согласовать «Проект горного отвода для добычи строительных песков северной части месторождения «Курово» и оформлении горноотводного акта к лицензии на право пользования недрами. Изменения в лицензию на право пользования недрами были внесены 2 сентября 2019 года. Сразу же после этого предприятие сразу же обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области за предоставлением горного отвода, но ему было отказано. С заявлением о продлении сроков исполнения изложенных в предписании требований ООО «Дорсервис» в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области не обращалось, так как посчитало это бесполезным, были уверены, что в продлении сроков всё равно откажут. Само предписание не обжаловали, так как пошли другим путём – обратились с иском в Арбитражный суд Тверской области.

Выслушав лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 27 февраля 2020 года ООО «Дорсервис» было выдано предписание, в соответствии с которым юридическому лицу в срок до 31 марта 2020 года включительно необходимо было устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечить наличие оформленного и зарегистрированного горного отвода; осуществлять добычу полезных ископаемых при наличии разработанного, согласованного и утверждённого в установленном порядке плана развития горных работ. В ходе проведенной проверки было установлено, что в установленный в предписании срок оно выполнено не было, в связи с чем в отношении ООО «Дорсервис» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренногост.19.5 ч.1КоАП РФ, и виновность ООО «Дорсервис» подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:протоколом об административном правонарушении №123 от 27.04.2020г.; актом проверки №008-п от 27.02.2020г.; предписанием №3 от 27.02.2020г. выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 мая 2020 года.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица - ООО "Дорсервис" имелась возможность для выполнения в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, за нарушение которого ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его выполнению.

Состав ст. 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что предписание №3 от 27.02.2020г. обжаловалось в установленном законом порядке или не могло быть исполнено в течение предоставленного срока, уважительных причин невозможности его выполнения юридическим лицом не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что предписание от 27 февраля 2020 года №3 подлежало исполнению ООО "Дорсервис" в срок до 31 марта 2020 года.

Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 01 апреля 2020 года.

Доводы ООО «Дорсервис» о том, что предприятие иным путём решает возникшую проблему (путём обращения с иском в Арбитражный суд) не позволяют сделать вывод об отсутствии в действиях ООО «Дорсервис» состава административного правонарушения. Доказательств проведения работ и выполнения реальных действий, направленных на исполнение предписания должностного лица в полном объеме, в ходе производства по делу не представлено. Законность и обоснованность самого предписания предприятием не оспаривалась.

Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Дорсервис» составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые данные для принятия судьёй решения по делу. Процедура оформления протокола не нарушена.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд признаёт их достоверными, относимыми, допустимыми и достаточными для признания ООО «Дорсервис» виновным и его действия подлежат квалификации по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

На момент выдачи предписания наличие оформленного и зарегистрированного горного отвода отсутствовало. В срок, установленный в предписании, указанные в нём нарушения ООО «Дорсервис» не устранены. С заявлением о продлении срока исполнение требований предписания предприятие не обращалось, само предписание не обжаловало.

Данное дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При назначении наказания суд учитывает конкретные обстоятельства настоящего дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ также не имеется, поскольку совершенное ООО «Дорсервис» правонарушение посягает на порядок управления.

Исходя из фактических обстоятельств дела, степени вины юридического лица, его финансового положения, последствий совершенного правонарушения, принципов разумности, соразмерности и индивидуализации наказания, судья считает возможным назначить наказание с учетом положенийст.4.1,3.2КоАП РФ, в размере 10 000 рублей.

Руководствуясь ст.29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ООО «Дорсервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Тверской области (Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области),

ИНН <***>,

Наименование платежа: административные штрафы, установленные Главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения против порядка управления, налагаемые мировыми судьями (штрафы за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль)

КПП 695201001,

Банк получателя: Отделение Тверь, г. Тверь,

Код ОКТМО 28701000 (г. Тверь Тверской области),

Расчетный счет: <***>,

БИК 042809001,

КБК 327000 1 16 01193 01 0005 140.

Разъяснить ООО «Дорсервис», что в соответствии со ст.23 Федерального закона от 08.06.2020г. №166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 180 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, орган, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: С.А. Новикова.

1версия для печатиДело № 5-93/2020 (Постановление)