<...>
Дело № 5-93/2020
66RS0002-01-2020-000275-07
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 25 мая 2020 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Кислицына Н.А.,
с участием:
помощника Свердловского транспортного прокурора Барбашина М.А.,
защитника юридического лица ОАО «Российские железные дороги» - ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев на основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО«РЖД», Общество, компания), расположенного по адресу: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23 сентября 2003года,
по ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Свердловской транспортной прокуратурой на основании решений от 28.02.2020 № 110 и 06.03.2020 № 120 в период с 06.06.2019 по 17.06.2019 проведены проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности ОАО «»РЖД» на железнодорожных вокзалах Екатеринбурга и Каменск-Уральского, по итогам которых выявлены нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее Требования) на объектах транспортной инфраструктуры (далее ОТИ):
Так на вокзале на станции Екатеринбург в нарушение:
1) пп.7 п. 5 Требований субъектом транспортной инфраструктуры в срок до 30.09.2019 не реализованы этапы плана обеспечения транспортной безопасности (далее ОТИ), в том числе:
- не проведены работы по доукомплектованию работниками, управляющими техническими средствами ОТИ;
- не изменена технология работы станции по организации приема и отправления поездов пригородного и дальнего сообщения путем установления специализации приемо-отправочных путей;
- не разделен пассажиропоток пригородного и дальнего следования;
- не выделены и не оборудованы техническими средствами помещения для оформления и выдачи пропусков;
- не изготовлены бланки пропусков, действующих на вокзале, согласно образцам;
- не подготовлено техническое задание на оборудование и оснащение контрольно-пропускного пункта на границе сектора свободного доступа и перевозочного сектора зоны транспортной безопасности;
- на железнодорожном вокзале отсутствуют технические средства ОТИ определения соответствия постоянного пропуска его предъявителю, с применением биометрических устройств, на постах: 1.27, 1.35, 1.32, 1.31, 1.24, 1.26, 1.22, 1.23, 1.21, 1.20, 1.19, 1.18, 1.16, 1.12, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.16, 1.14, 1.3, 1.2, 1.1., 2.2., 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 4.1, 4.2, расположенных в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности, на постах 2.1, 2.9, КПП № 4 и КПП «Почта», расположенных на границах перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и на посту критического элемента ОТИ в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей;
- не организовано в инженерно-техническом плане воспрепятствование проникновению любых лиц в перевозочных и технологические секторах зон транспортной безопасности;
- не оформлены постоянные пропуска на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы ОАО «РЖД»;
- не введен в действие пропускной режим в перевозочном и технологическом секторах зон транспортной безопасности, а также в критических элементах.
2) пп.6 п. 6 Требований по ОТИ на КПП № 4, посту № 2.1, 2.9, расположенных на 2-ом этаже здания вокзала, на постах в западной досмотровой зоне транспортной безопасности ОТИ, не проводятся мероприятия по сверке и(или) проверке документов;
3) пп.38 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности сотрудники: АО «ФПК», Свердловской дирекции управления движением ОАО «РЖД», ЛО МВД России на ст. Екатеринбург-Пассажирский допускаются в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ без выдачи(наличия) соответствующих пропусков, являющихся правовыми основаниями для прохода(перемещения) в перевозочный сектор;
4) п. 17 Правил допуска на ОТИ, являющихся приложением к Требованиям по обеспечению транспортной безопасности(далее Правила допуска)выдача постоянных пропусков на ОТИ осуществляется без согласования с уполномоченными подразделениями органо Федеральной службы безопасности Российской Федерации( далее ФСБ РФ) и органов внутренних дел(далее ОВД) в порядке, установленном положением(инструкцией) о пропускном внутриобъектовом режимах на ОТИ;
5) п. 18 Правил допуска выдача разовых пропусков на ОТИ осуществляется без уведомления уполномоченных подразделений органов ФСБ РФ и ОВД в порядке, установленном положением(инструкцией) о пропускном внутриобъектовом режимах на ОТИ;
6) п. 19 Правил допуска пропуска установленных видов выдаются без наличия личного обращения лиц, допускаемых в зону транспортной безопасности ОТИ, а их выдача не регистрируется в базах данных на электронном носителе;
7) пп.9 п. 5 Требований субъектом транспортной инфраструктуры не внесены измене утвержденный план транспортной безопасности(положение(устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности и договор об оказании услуг);
8) пп.19 п. 5 Требований субъектом транспортной инфраструктуры сведения, о внесении изменений в организационно-распорядительные документы(положение(устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности и договор об оказании услуг) не направлены в течение 10 рабочих дней в Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
9) п. 24 Правил допуска уничтожение пропусков осуществляется без составления актов.
На вокзале на станции Каменск-Уральский в нарушение:
1) пп. 3 п. 5 Требований на ОТИ отсутствует соответствующее подразделение транспортной безопасности;
2) пп.18 п. 5 Требований не обеспечено внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости;
3) п. 19 Требований пропуска установленных видов выдаются без личного обращения лиц, допускаемых в зону транспортной безопасности ОТИ, а их выдача не регистрируется в базах данных на электронном носителе;
4) п. 24 Требований допуска в инструкции об организации о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ отсутствует порядок фиксации факта уничтожения пропусков.
Постановлением Главного государственного инспектора УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 07.06.2019 юридическое лицо ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа, постановление вступило в законную силу 30.10.2019.
Кроме того, постановлением Главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 29.08.2019 юридическое лицо ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа, постановление вступило в законную силу 29.11.2019.
Таким образом, юридическое лицо ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 11.15.1 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник юридического лица ФИО1, действующий на основании доверенности, представил письменные пояснения по делу, в которых вина Общества в совершении указанного правонарушения не отрицается, указывается, что обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, включая вокзалы, осуществляется ОАО «РЖД» за счет средств инвестиционной программы, которая носит долгосрочный и планомерный характер, и принимается с учетом финансовых возможностей компании. Кроме того, ОАО «РЖД» проводится планомерная работа по реализации законодательства РФ о транспортной безопасности, для чего требуется значительные материальны затраты, которые превышают финансовые возможности компании и его акционера – Российской Федерации. Просит, в случае признания ОАО «РЖД» виновным в указанном правонарушении, с учетом финансового положения Общества, которое несет убытки в связи с пандемией, назначить наказание ниже низшего предела санкции указанной статьи, применив положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Помощник Свердловского транспортного прокурора Барбашин М.А. в судебном заседании пояснил, что на основании решений Свердловского транспортного прокурора проводил проверку двух объектов вокзалов Екатеринбург и Каменск-Уральский, все выявленные нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 зафиксированы в актах проверки, поскольку Общество ранее неоднократно было привлечено по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, ОАО «РЖД» совершило указанное административное правонарушение повторно.
Суд, выслушав пояснения защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что вина юридического лица ОАО «РЖД» в совершении вмененного административного правонарушения доказана.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина юридического лица ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение при рассмотрении дела, и подтверждается следующими доказательствами:
- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 марта 2020(л.д. 1-9),
- поручением Уральской транспортной прокуратуры № 23-25-2020 от 17.02.2020 о проведении проверки на наиболее крупных объектах транспортной инфраструктуры с массовым пребыванием людей, находящихся в ведении Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по исполнению Федерального закона «О транспортной безопасности» (л.д. 16);
- решением заместителя Свердловского транспортного прокурора о проведении проверки № 110 от 28.02.2020 с целью проверки нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Екатеринбург, на основании рапорта помощника Свердловского прокурора, который по средствам изучения сообщений средств массовой информации, публикаций в сети «Интренет» провел анализ состояния законности в области обеспечения транспортной безопасности транспортной инфраструктуры, находящейся в ведении Свердловской дирекции железнодорожных вокзалов, по итогам которых выявлены сведения о ненадлежащем исполнении законодательства в указанной сфере на вокзале Екатеринбург( л.д. 17, 18-23, 26);
- решением заместителя Свердловского транспортного прокурора о проведении проверки № 120 06.03.2020 с целью проверки нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Каменск-Уральский, на основании рапорта заместителя Свердловского прокурора, который в ходе проверки соблюдения предприятиями железнодорожного и воздушного транспорта законодательства, регулирующего вопросы содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, выявил нарушения законодательства области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Каменск-Уральский ( л.д. 71-72, 73);
- актом проверки от 12.03.2020, согласно которому на основании решения о проведении проверки № 110 от 28.02.2020 проведена проверка ОАО «РЖД» в лице Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», расположенной по адресу: 620027, <...>, на предмет соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности на вокзале Екатеринбург (л.д. 68-70),
- актом проверки от 12.03.2020, согласно которому на основании решения о проведении проверки № 120 от 06.03.2020 проведена проверка ОАО «РЖД» в лице Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», расположенной по адресу: 620027, <...>, на предмет соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности на вокзале Каменск-Уральский (л.д. 85-86),
- постановлением заместителя начальника УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 17.08.2018, вступившим в законную силу 24.09.2018.
- постановлением Главного государственного инспектора УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 07.06.2019 юридическое лицо ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа, постановление вступило в законную силу 30.10.2019;
- постановлением Главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 29.08.2019 юридическое лицо ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа, постановление вступило в законную силу 29.11.2019.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении могут являться любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из положений ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
У суда нет оснований подвергать сомнению имеющиеся в деле доказательства, поскольку они получены с соблюдением требований закона, последовательны, неизменны и согласуются между собой.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Исходя из основных понятий, установленных в ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, объектом транспортной инфраструктуры, является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» Правительство Российской Федерации утвердило требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов(территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Согласно пунктов 2, 4 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», данные требования применяются в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры: железнодорожные вокзалы и станции, они является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (далее - Требования).
В ходе рассмотрения дела, доказательств принятия всех возможных мер по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с Требованиями на объектах транспортной инфраструктуры, суду не представлено.
Судья считает, что по смыслу закона обеспечение безопасности ОТИ является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности. Иной подход не отвечал бы самой цели Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ и Требований по обеспечению транспортной безопасности и, как следствие, ставил бы под угрозу безопасность ОТИ.
Совокупность исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что юридическое лицо ОАО «РЖД» по неосторожности не исполнило требования по обеспечению транспортной безопасности и эти действия (бездействие) не содержат уголовно-наказуемого деяния, соответственно в данном случае совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 11.151 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в силу ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо ОАО «РЖД» считается подвергнутым административному наказанию по постановлениям от 07.06.2019 и 29.08.2019.
Заместителем Свердловского транспортного прокуратура, возбудившим дело об административном правонарушении, действия юридического лица ОАО «РЖД» квалифицированы верно.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность и считает необходимым назначить юридическому лицу ООО «РЖД» наказание в виде штрафа в доход государства в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судом учитывается признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом по делу не установлено.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку инкриминируемое юридическому лицу административное правонарушение посягает на интересы государства в области обеспечения транспортной безопасности. Существенная угроза охраняемым интересам заключается не только в наступлении каких-либо последствий, а в несоблюдении требований по обеспечению транспортной безопасности, целями которой являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства, в связи с чем совершенное ОАО «РЖД» правонарушение не может быть признано малозначительным при обстоятельствах, установленных по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать юридическое лицо открытое акционерное общество «Российские железные дороги» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000(сто тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления об административном правонарушении в законную силу,
<...>
<...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> |
В случае неуплаты штрафа добровольно в указанный срок постановление об административном правонарушении будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в принудительном порядке, а в отношении должника может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья (подпись) Н.А. Кислицына