5-93/2016
копия
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
<...> 03 августа 2016 года
Судья Суздальского районного суда <...> Мокеев Ю.А., с участием ФИО1 Т.В. и старшего помощника Суздальского межрайонного прокурора <...>ФИО5, рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении должностного лица государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2<...>ФИО3, *** года рождения, родившейся в д. Уляхино <...>, зарегистрированной по адресу: <...>, д. Уляхино, <...>, проживающей по адресу: <...>-б, <...>, имеющей высшее образование,
У С Т А Н О В И Л:
? *** Суздальским межрайонным прокурором в отношении должностного лица государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2ФИО1ФИО3 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Согласно постановлению, *** по адресу: <...>, ФИО2 площадь, <...> государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2<...>ФИО1 Т.В. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО6 проведена внеплановая проверка, а именно совокупность мероприятий по контролю реализуемых товаров, выразившихся в обследовании торговой точки, рассмотрении документов в отсутствие приказа (распоряжения) начальника ФИО2, либо его заместителя о проведении проверки, осуществления записи в журнале учета проверок и составления акта проверки.
На основании приказа руководителя ФИО2 по <...> от ***###-лс ФИО1 Т.В. переведена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна.
В судебном заседании ФИО1 Т.В. пояснила, что *** ею, совместно со старшим государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2 Е.Г. на основании приказа руководителя ФИО2 от *** в Суздале проводились мероприятия по отслеживанию ситуации в сфере семенного контроля и карантина растений. В торговой точке по адресу: <...>, ФИО2 площадь, <...>-а, на которой была вывеска «Семена», осуществлялась реализация семян, сорта которых на тот момент не были внесены в государственный реестр селекционных достижений, в том числе, сорта огурцов «Китайский холодоустойчивый», томатов - «Турбоактивный», моркови – «ФИО2 без сердцевины», «Сентябрина». Пакеты с семенами находились на витрине, на стене на прилавках, их мог увидеть любой потенциальный покупатель. Для определения сортов, включенных в реестр, имеется специальная книга, но в силу практики ей известны сорта, которые не включены в реестр. При этом она представилась и предъявила служебное удостоверение. Они сказали, что в реализации находятся семена, которые не включены в реестр. Продавец позвала сейчас хозяина магазина, в магазин пришли мужчина и женщина. Они вынесли журнал регистрации проверок и какие-то документы в папке. После чего она с ФИО2 предъявили служебные удостоверения и объяснили, что увидели в реализации продажу семян, не вошедших в реестр, что является нарушением законодательства о семеноводстве. Они попросили их представиться, т.к. для составления протокола нужно было ответственное лицо, но они не представились. Женщина попросила расписаться в журнале проверок, они объяснили, что это не проверка, т.к. факт реализации семян был очевиден, необходимости требовать какие-либо документы не было, с документами ни она ни коллега не знакомились, на склады и в подсобные помещения не заходили. Женщина на контакт не пошла, объяснив это тем, что будет разговаривать с ними, после того, как они распишутся в журнале проверок, при этом самостоятельно записала их Ф.И.О. в журнал. Они произвели фотографирование витрин с помощью фотоаппарата, принадлежащего ФИО2. С учетом требований законодательства в рамках данных мероприятий они не могут смотреть документацию, осматривать помещения, данные действия не были проверкой, т.к. нарушение закона «О семеноводстве» было обнаружено, в связи с чем ФИО2 Е.Г. стала составлять протокол, однако не составила его до конца ввиду непредставления индивидуальным предпринимателем личных данных.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, представителя Суздальской межрайонной прокуратуры ФИО5, пояснившей, что представленные материалы содержат достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, т.к. должностное лицо представилось, предъявило служебное удостоверение, запрашивались документы на семена, должностные лица приняли меры к составлению протокола об административном правонарушении, а так же исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя, либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Согласно абз. 1 ст. 2 Федерального закона от *** N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, законодательство о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует правоотношения при предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе индивидуальными предпринимателями посредствам проведения проверок указанных субъектов.
На основании абз. 5 указанной статьи Федерального закона, проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. При этом мероприятиями по контролю, в том числе, являются, действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов.
По смыслу закона мероприятия по контролю должны быть направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, в отсутствие же проведенных результативных мероприятий по контролю предупреждение, равно как и выявление и пресечение нарушений либо затруднительно, либо невозможно.
В пункте 1 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона определено, что его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии со ч. 1 ст. 30 Федерального закона от *** № 149-ФЗ «О семеноводстве» допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
На основании п. 7.1 приказа Минсельхозпрода РФ от ***### "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений", пакетики с семенами, предназначенные для розничной торговли внутри страны, должны содержать, в том числе название культуры, сорта в точном соответствии с Государственным реестром селекционных достижений, допущенных к использованию.
Статьей 10.12 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Установлено, что ***ФИО1 Т.В. на основании приказа руководителя ФИО2 по <...> от ***###-УФ-03 проводились мероприятия по отслеживанию эпизодической ситуации в соответствии с утвержденным Планом с учетом ограничений установленных Федеральным законом от *** №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, наличие в розничной реализации семян сельскохозяйственных растений, название культуры, сорта которых не соответствует Государственному реестру селекционных достижений, допущенных к использованию, может указывать на признаки административного правонарушения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом обнаружение административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять соответствующий протокол, не исключает проведение процессуальных действий в рамках законодательства об административных правонарушениях, направленных на выявление административного правонарушения.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), в сфере производства по делам об административных правонарушениях, регулируются, в том числе, ст. 23.15 КоАП РФ.
На основании должностного регламента государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2 от ***, утвержденного руководителем ФИО2 по <...>, с которым ФИО1 Т.В. ознакомлена, данное должностное лицо, в том числе, составляет протоколы об административных правонарушениях и направляет их для привлечения виновных лиц к ответственности, а так же применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
Постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от *** установлено, что мероприятия по контролю выразились в обследовании торговой точки и рассмотрении документов. Рассмотрение документов представляет собой анализ объема и содержания представленного должностному лицу, осуществляющему контрольно-надзорные мероприятия, перечня документов и принятия по результату их рассмотрения решения об их необходимой достаточности. Обследование используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов осуществляется в рамках действий по установлению соответствия обязательным требованиям законодательства и (или) иных требований, правил, стандартов.
При изложенных обстоятельствах материалами дела не подтверждено, что *** осуществлено обследование торговой точки, т.к. форма данного мероприятия по контролю не указана, не подтверждено, что должностным лицом - государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2 по <...>ФИО1 Т.В. произведено рассмотрение принадлежащих индивидуальному предпринимателю ФИО6 документов хозяйственной деятельности. При этом указанные в постановлении действия по запрашиванию данных документов, не подтверждены допустимыми и достаточными доказательствами - запросам, телефонограммами, либо иными документами, исходящими от должностного лица, направившего требование о предоставлении документов.
Требования ч.ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, о необходимости проведения проверки на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), ч. 4 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, согласно которым, выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения, на основании ч.ч. 1, 9 ст. 16 требующей по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составить акт по установленной форме в двух экземплярах, не могут быть приняты во внимание, т.к. проведение мероприятий по контролю государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2 по <...>ФИО1 Т.В. не подтверждено, а установлено непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Суд считает, что при установленных обстоятельствах в действиях государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2 по <...>ФИО1 Т.В. не содержится состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, т.к. ФИО1 Т.В. не проводилась проверка индивидуального предпринимателя ФИО6, т.к. не проводились мероприятия по контролю, а были непосредственно выявлены признаки административного правонарушения, предоставление акта проверки в таком случае не предусмотрено в виду отсутствия необходимости его составления, в связи с чем, приходит к выводу о прекращении производства об административном правонарушении в отношении ФИО1 Т.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании ст. 23.1, ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении должностного лица - государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна ФИО2<...>ФИО3, *** года рождения, родившейся в д. Уляхино <...>, прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24. 5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд подачей жалобы в течение 10 суток со дня получения или вручения копии.
Судья. /подпись/
Копия верна.
Судья Ю.А. Мокеев