Дело № 5-93/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Анива Сахалинская область 17 октября 2022 года
Мотивированное постановление изготовлено 20 октября 2022 года
Судья Анивского районного суда Сахалинской области Болдырева Н.С., с участием старшего помощника прокурора Анивского района Волковой Н.Г., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Овчинникова С.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – первого вице-мэра, начальника общего отдела администрации муниципального образования «Анивский городской округ», Овчинникова Сергея Васильевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении должностное лицо – первый вице-мэр, начальник общего отдела администрации муниципального образования «Анивский городской округ», Овчинников С.В. совершил умышленное неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом при следующих обстоятельствах.
Решением Анивского районного суда от 30.09.2021, вступившим в законную силу 16.12.2021, на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на постановку на регистрационный учет в качестве бесхозяйственных ВЛ-10 от ствола 9Л-Тр-10 опора № до КТП №, КТП №, ВЛ-0,4 от КТП №, расположенные в <адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В связи с непринятием мер по исполнению решения суда в добровольном порядке 22.04.2022 заместителем прокурора района в адрес мэра Анивского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
По результатам рассмотрения представления прокурора 24.05.2022 в адрес прокуратуры за подписью первого вице-мэра Овчинникова С.В. направлена информация с указанием о принятых мерах по исполнению решения суда, в частности о направлении 18.04.2022 запросов коммерческих предложений в соответствующие организации для изготовления технического плана и постановки на учет объектов, после поступления которых будет подготовлена заявка на выделение финансирования для проведения данных мероприятий.
Однако по состоянию на 17.08.2022 денежные средства для исполнения решения суда в бюджет муниципального образования не выделены, соответствующие поправки в бюджет муниципального образования будут внесены в сентябре 2022 года.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» Овчинниковым С.В. по результатам рассмотрения представления прокурора от 22.04.2022 в установленный месячный срок конкретные меры по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих, не приняты, а именно не исполнено решение суда от 30.09.2021.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Овчинников С.В. при рассмотрении дела вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что на момент внесения и рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений, связанных с исполнением решения суда от 30.09.2021, у администрации имелся срок, установленный судом до 16.06.2022; до внесения данного представления работа по исполнению решения проводилась – 18.04.2022 в адрес организаций были направлены запросы по коммерческим предложениям с целью определения стоимости затрат, необходимых для постановки на учет бесхозяйственных электрических сетей для последующей корректировки муниципального бюджета. Кроме того, полагает, что не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку распоряжением администрации от 24.12.2021 ответственным за исполнение решения суда от 30.09.2021 назначен Департамент по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ», руководителем которого он не является.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что виновность Овчинникова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение в ходе рассмотрении дела, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по данной статьей наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых внесено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
Как следует из представленных материалов, решением Анивского районного суда от 30.09.2021, вступившим в силу 16.12.2021, на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на постановку на регистрационный учет в качестве бесхозяйственных ВЛ-10 от ствола 9Л-Тр-10 опора № до КТП №, КТП №, ВЛ-0,4 от КТП №, расположенные в <адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Поскольку до 20.04.2022 администрацией надлежащие меры по исполнению решения в добровольном порядке не приняты, в частности денежные средства на проведение кадастровых работ в отношении бесхозяйственных объектов недвижимости не выделены, 22.04.2022 заместителем прокурора Анивского района в адрес мэра муниципального образования «Анивский городской округ» внесено представление. Полагая, что администрацией нарушено федеральное законодательство, регламентирующее постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и исполнения судебных решений Анивского районного суда от 30.09.2021 и 13.11.2018, прокурор требовал принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих.
По результатам рассмотрения указанного представления 24.05.2021 прокурору дан ответ, из которого следует, что решение Анивского районного суда от 13.11.2018 исполнено в полном объеме, а для исполнения решения суда от 30.09.2021 администрацией 18.04.2022 и 17.05.2022 (повторно) в адрес организаций направлены запросы коммерческих предложений для определения стоимости, необходимой для изготовления технических планов и постановки на кадастровый учет бесхозяйственных объектов недвижимости. После определения стоимости работ планировалось направление заявки на выделение финансирования из местного бюджета.
Однако по состоянию на 17.08.2022 денежные средства, необходимые для исполнения решения суда от 30.09.2021 не выделены, соответствующие поправки в бюджет муниципального образования «Анивский городской округ», как указывала ранее администрация, вместо мая 2022 года запланированы на сентябрь 2022 года.
В связи с чем, прокурор, полагал, что должностным лицом, подписавшим ответ на представление прокуратуры района от 22.04.2022, в установленный месячный срок конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не приняты.
В силу положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 названного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статье 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц рассмотреть внесенное представление в установленный законом срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.
Это требование закона, как следует из материалов дела об административном правонарушении, первым вице-мэром администрации муниципального образования «Анивский городской округ» было выполнено. Представление об устранении нарушений администрацией рассмотрено с участием прокурора в установленный месячный срок. О результатах принятых мер по исполнению решений судов от 13.11.2018 и 30.09.2021 сообщено прокурору.
Вместе с тем, несогласие прокурора с объемом принятых администрацией муниципального образования для исполнения судебного решения от 30.09.2021 мер не свидетельствуют о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, исходя из объема предоставленных прокурору полномочий, полномочиями по осуществлению надзора за добровольным исполнением решений суда прокурор не наделен. В связи с чем, оснований для внесения представления у прокурора не имелось, поскольку срок исполнения решения суда от 30.09.2021 был установлен судом и истекал 16.06.2022. Полномочиями по сокращению и установлению срока исполнения судебного акта прокурор также не наделен.
В силу пункта 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу судебное решение, которое должник не выполняет добровольно, исполняется службой судебных приставов-исполнителей. Исполнительный лист, являющийся основанием для принудительного взыскания, выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом в соответствующее подразделение службы судебных приставов.
Принудительным исполнением судебных решений в Российской Федерации занимается Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что на основании исполнительного листа ФС №, выданного Анивским районным судом, должностным лицом ОСП по Анивскому городскому округу УФССП по Сахалинской области 20.06.2022 возбуждено исполнительное производство. Соответственно именно указанной службой должны приниматься меры для принудительного исполнения судебных актов. В свою очередь органы прокуратуры, в частности прокуратура Анивского района, в силу Федерального закона обеспечивает надлежащий надзор за исполнением законов судебными приставами, в том числе за своевременностью совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Таким образом, принимая во внимание, что представление прокурора от 22.04.2022 об устранении нарушений федерального законодательства не основано на нормах закона «О прокуратуре РФ», что указывает на его незаконность, свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также заслуживают внимание доводы Овчинникова С.В. о том, что он не является субъектом вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По смыслу части 1 и части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из содержания представления, прокурор фактически требует исполнение решения Анивского районного суда от 30.09.2021. Вместе с тем, распоряжением администрации Анивского городского округа от 24.12.2021 №-ра ответственным за исполнением решения Анивского районного суда от 30.09.2021 определен Департамент по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ», руководителем которого в силу Приложения к решению Собрания Анивского городского округа от 15.10.2020 № Овчинников С.В. не является, что свидетельствует о том, что последний не является субъектом вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные суду доказательства не подтверждают наличие вменяемого должностному лицу состава административного правонарушения, суд считает необходимым производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - первого вице-мэра, начальника общего отдела администрации муниципального образования «Анивский городской округ», Овчинникова Сергея Васильевича, ответственность за совершение которого предусмотрено статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Н.С. Болдырева