Дело № 5-941/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 августа 2018 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Лугина Р.Н.,
рассмотрев в отношении ОАО «Российские железные дороги», место регистрации: <...> д. ***, (ИНН <***>) дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ***2018, составленному уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Псковской таможни В.Т., ***2018 на таможенный пост ЖДПП «Посинь» Псковской таможни на выезд с таможенной территории Евразийского экономического союза в составе поезда № *** прибыл железнодорожный вагон № *** с товаром «кукуруза кормовая», следовавший из России в Латвию. Перевозка осуществлялась ОАО «Российские железные дороги» (далее – Общество, ОАО «РЖД»). В ходе таможенного досмотра было установлено, что в представленном Обществом на перевозимый товар «кукуруза кормовая» фитосанитарном сертификате от ***2018 №*** указан железнодорожный вагон № ***, в то время как фактически товар перевозился в вагоне под номером ***.
Указанное послужило основанием для составления в отношении ОАО «РЖД» протокола об административном правонарушении по статье 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Защитник ОАО «РЖД» вину в совершении вмененного административного правонарушения не признал. Пояснил, что ОАО «РЖД» осуществляло перевозку в соответствии с соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), согласно которому все сведения в товаросопроводительные документы вносятся грузоотправителем, в связи с чем именно отправитель отвечает за достоверность внесенных им сведений. Также отметил, что фитосанитарный сертификат выдается на партию товара, а не на транспортное средство, в котором она перевозится, в связи с чем номер контейнера или вагона является всего лишь полезной информацией, дополняющий фитосанитарный сертификат, и потому неверное указание номера вагона в фитосанитарном сертификате не свидетельствует о его недействительности. Полагал, что в действиях Общества отсутствует как событие, так и состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Оценив доводы защитника, изучив материалы дела, прихожу к выводу, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями понимаются меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) и (или) законодательством государств-членов, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (статья 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений» вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Согласно материалам дела Обществу в вину вменяется предоставление в качестве документа, подтверждающего соблюдение ограничений в отношении вывозимого товара, недействительного фитосанитарного сертификата.
В частности, ***2018 при прибытии на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской области Обществом среди прочих документов на вывоз товара, представлен фитосанитарный сертификат на кукурузу от ***2018 № ***, в котором в графе (части) «заявленный способ транспортировки» указан номер вагона ***. Однако, в ходе проведенного сотрудниками таможни таможенного досмотра было установлено, что кукуруза перевозится в вагоне под номером ***.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утвержден перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю и обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом, в который входит кукуруза, код ТН ВЭД ЕАЭС 1005.
Как следует из статьи 5 Международной конвенции по карантину и защите растений (текст одобрен 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в ноябре 1997 года, принят постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 874: далее – Международная конвенция) каждая договаривающаяся сторона должна принять меры по проведению фитосанитарной сертификации с целью обеспечения соответствия экспортируемых растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов и грузов с ними записи в сертификате. Сертификаты должны соответствовать образцу, данному в приложении к Международной конвенции, заполняться и выдаваться с учетом соответствующих международных стандартов.
Установленная форма сертификата содержит графы (части) «количество мест и описание упаковки», а также «заявленный способ транспортировки».
Руководство по фитосанитарным сертификатам Международного стандарта по фитосанитарным мерам (МСФМ N 12) предписывает заполнять часть сертификата «количество мест и описание упаковки» в соответствии со следующими требованиями: «включать достаточно подробную информацию, чтобы дать возможность национальной организации по карантину и защите растений импортирующей страны идентифицировать груз и составляющие его части и, в случае необходимости, проверить их размер. Номера контейнеров и/или вагонов являются полезным дополнением к описанию упаковки и могут быть включены здесь, если известны»; часть сертификата «заявленный способ транспортировки» заполняется с использованием таких терминов, как «морской, воздушный, автомобильный, железнодорожный, почтовый и пассажирский» с указанием названия судна и номера рейса корабля или самолета, если они известны.
Из указанного следует, что указание в сертификате номера вагона не является обязательным.
Таким образом, исходя из вышеприведенных нормоположений, а также подпункта 1.1 пункта 1 МСФМ 12, согласно которому фитосанитарные сертификаты выдаются с целью удостоверения, что растения, растительные продукты или другие подкарантинные материалы соответствуют фитосанитарным импортным требованиям импортирующих стран и положениям удостоверяющего заявления, неверное указание в фитосанитарном сертификате номера вагона, в котором перевозится подкарантинный груз, в данном случае, кукуруза, не свидетельствуют о недействительности представленного ОАО «РЖД» фитосанитарного сертификата от 29.03.2018 № 428480104290318012.
В связи с указанным доводы таможенного органа о том, что указание номера вагона в фитосанитарном сертификате является соответствующей процедурой, направленной на обеспечение фитосанитарных требований, позволяющей идентифицировать груз, не убедительны.
Как следует из параграфа 2 статьи 7 Международной конвенции, любые требования дополнительных деклараций должны быть технически обоснованы, и, имея целью свести до минимума вмешательство в международную торговлю, договаривающиеся стороны незамедлительно после утверждения опубликуют и направят фитосанитарные требования, ограничения и запрещения любой договаривающейся стороне или сторонам, которые, по их мнению, могут быть заинтересованы в этом.
Доказательств тому, что компетентным органом Латвии утверждены и опубликованы требования об указании номера вагона, таможенным органом не представлено.
Не принимается во внимание и позиция таможенного органа о том, что в силу подпункта «г» пункта 7 постановления Правительства РФ от 19.09.2015 № 995 фитосанитарный сертификат, не содержащий указания на номер транспортного средства, в котором перевозится подкарантинный товар, является недействительным, поскольку в названном пункте указано, на то, что такой фитосанитарный сертификат признается недействительным в случае, если обязательность указания номера транспортного средства предусмотрена законодательством страны-импортера, фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция. Данных о том, что законодательством Латвии, куда направлялась кукуруза, установлено такое требование, в материалах дела об административном правонарушении не представлено.
При таком положении, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Издержек по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношенииОАО «Российские железные дороги» прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Р.Н. Лугина
Постановление в мотивированной форме изготовлено *** 2018 года.