ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-943/2013 от 29.08.2013 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

                                   К делу № 5-943/2013 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 августа 2013 года. Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Грицай Г.Г.,

с участием главного государственного инспектора Белореченского района по пожарному надзору ФИО1,

представителя главы администрации МО Южненское сельское поселение ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования Южненское сельское поселения ФИО3, проживающего по ул. Карла Либкнехта, 117 «а» в г. Белореченске,

УСТАНОВИЛ:

В отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования Южненское сельское поселение ФИО3 от 2 августа 2013 года был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории, в зданиях и сооружениях администрации Южненского сельского поселения, расположенной по адресу: <...> - не приняты меры по обеспечению готовности сил и средств предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не выолнены требования Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно:

не определены специально подготовленные силы и средства предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

     не созданы силы и средства постоянной готовности (аварийно-спасательные службы, аварино- спасательные формирования) предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации в муниципальном образовании;

не создан орган повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования;

не организовано проведение занятий, учений, тренировок с органами управления и силамимуниципального звена РСЧС;

    не проведены командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток в органах местного самоуправления с установленной периодичностью (1 раз в 3 года);

    не проведены тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций (1 раз в 3 года); не проведены тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности (1 раз в год).

    не проведены комплексные учения продолжительностью до 2 суток (проводятся 1 раз в 3 года ь муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты).

Указанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.              

Представитель отдела надзорной деятельности Белореченского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании подтвердил наличие нарушений требований пожарной безопасности. В настоящее время выявленные нарушения не устранены, просит суд привлечь главу администрации сельского поседения к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ. Ссылается на то, что в ФЗ №68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», указано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Южненское сельское поселение относится к органам местного самоуправления. С 2012 года создание единой диспетчерской службы является для поселений обязательным, в поселении такой службы нет. Не отрицает того, что в администрации необходимые мероприятия по соблюдению требований норм правил по предупреждению и ликвидации ЧС могли проводиться, но на момент проверки документов об этом представлено не было.

Представитель главы администрации муниципального образования Южненское сельское поселение в судебном заседании не согласилась с выявленными нарушениями. Показала, что сельское поселение выполняет все нормы и правила по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что подтверждается представленными ею в судебное заседание документами. Создана аварийно-спасательная служба Белореченского городского поселения. Между муниципальным казенным учреждением (МКУ) «Управление ГО и ЧС, пожарной безопасности и аварийно-спасательной службы Белореченского городского поселения» и администрацией Южненского сельского поселения заключен договор об оказании услуг этой аварийно-спасательной службы. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории сельского поселения утвержден главой Южненского сельского поселения и согласован руководителем МКУ 11 января 2013 года. К данному плану утвержден расчет сил и средств сельского поселения привлекаемого для первоочередного жизнеобеспечения. При этом признала, что по первому пункту нарушений, указанному в протоколе об административном правонарушений, действительно у сельской администрации на момент проверки не был заключен договор об оказании услуг с аварийно-спасательной службой Белореченского городского поселения. Данный договор был заключен уже после проверки.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, прихожу к выводу, что вина должностного лица в совершении административного правонарушения доказана, но его следует освободить от ответственности в виду малозначительности и ограничиться устным замечанием по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 2 августа 2013 года (л.д.5-7) и акту проверки № 169 (л.д.14-21) было выявлено невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории, в зданиях и сооружениях администрации Южненского сельского поселения, расположенной по адресу: <...>.

Однако, в судебном заседании было установлено, что главой администрации Южненского сельского поселения были приняты необходимые меры по соблюдению требований норм правил по предупреждению и ликвидации ЧС.

Так, по первому пункту нарушений было установлено следующее.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, органы местного самоуправления поселения не обладают полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 18.07.2013) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» к силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 02.10.2012) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

12 января 2010 года между администрацией Белореченского городского поселения, администрацией Южненского сельского поселения и МУ «Управления ГО и ЧС, пожарной безопасности и аварийно-спасательной службы Белореченского городского поселения» было достигнуто соглашение № 1 о взаимодействии и сотрудничестве (л.д.30-32), согласно которому аварийно спасательная служба безвозмездно оказывает работы (услуги) по ликвидации ЧС. К данному соглашению 3 сентября 2013 года было заключено дополнительное соглашение об оплате оказанных услуг (л.д.46).

26 мая 2011 года администрацией Южненского сельского поселения было утверждено постановление № 96 о создании на базе добровольной народной дружины нештатной группы общественного порядка, создании противопожарного отделения, создании санитарного поста и звено связи (л.д.30-32).

Таким образом, специально подготовленные силы и средства, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определены учредителем МКУ «Управление ГО и ЧС, пожарной безопасности и аварийно-спасательной службы Белореченского городского поселения» и администрацией Белореченского городского поселения.

Кроме того, согласно Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 18.07.2013) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В 2012 году утвержден План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на административной территории муниципального образования Южненское сельское поселение Белореченского района, который согласован руководителем МУ «Управление по делам ГО и ЧС Белореченского района» 11 января 2013 года. К данному плану утвержден расчет сил и средств Южненского сельского поселения привлекаемого для первоочередного жизнеобеспечения (л.д. 33-45).

Таким образом, у сельской администрации имеются документы подтверждающие, что в сельском поселении определены специально подготовленные силы и средства предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением того, что не был заключен договор об оказании услуг аварийно-спасательной службой Белореченского городского поселения. Данный договор был заключен уже после проведенной проверки, что не отрицалось в судебном заседании представителем сельского поселения.

В судебном заседании установлено, что второй пункт - не созданы силы и средства постоянной готовности (аварийно-спасательные службы, аварино- спасательные формирования) предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации в муниципальном образовании, в сельском поселении выполнен.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 02.10.2012) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 11 названного Федерального закона профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Как было указано выше, создана аварийно-спасательная служба Белореченского городского поселения, которая оказывает услуги сельскому поселению, что подтверждается постановлением от 26 мая 2011 года № 96, постановлением от 17 декабря 2007года № 124, которые были предметом исследования в первом пункте. Так же в Южненском сельском поселении утвержден личный состав формирований и служб Южненского сельского поселения, имеется список добровольной дружины (л.д. 107-108).

Не нашел своего подтверждения п. 3 - не создан орган повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования.

Так, согласно Методическим рекомендациям органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты, предусматривающие создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы «01» муниципальных образований (кроме сельских поселений).

Органами повседневного управления единой системы являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Также, согласно ГОСТ Р 22.7.01-99 «Единая дежурно-диспетчерская служба» ЕДДС создается в городах.

В тоже время, главой Южненского сельского поселения Белореченского района принято постановление 3 апреля 2006 года № 24 «Об организации деятельности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени» (с изменениями от 10.03.2011 № 41, от 11.07.2011 № 131, от 11.02.2013 № 21-1), в котором определены органы повседневного управления - пункты управления: основной - кабинет главы сельского поселения, запасной - кабинет заместителя главы сельского поселения (л.д. 63-64).

Также, постановлением администрации муниципального образования Белореченский район от 29 июля 2013 года № 1882 «О совершенствовании деятельности единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Белореченский район» организовано функционирование единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Белореченский район, которая выполняет прием вызовов (сообщений) о ЧС (происшествиях), оповещение через местную систему оповещения, оповещения населения по сигналам ГО и т.д. (л.д. 52-62).

Четвертый пункт нарушений - не организовано проведение занятий, учений, тренировок с органами управления и силамимуниципального звена РСЧС, также не нашел подтверждения в судебном заседании.

В 2012 - 2013 годах администрацией Южненского сельского поселения проведены следующие мероприятия в области обучения населения муниципального образования способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

главой сельского поселения был утвержден график круглосуточного дежурства по администрации Южненского сельского поселения на период праздничных и выходных дней 2012-2013 годов, в котором приняли участие все специалисты поселения, депутаты, председатели ТОС;

разработаны и распространены листовки-памятки о действиях при чрезвычайных ситуациях и в военное время - 1348;

674 человек проинструктировано под роспись о действиях при чрезвычайных ситуациях;

проведено 6 собраний граждан, на которых проведены беседы по вопросам пожарной безопасности, по противодействию терроризму, действия в случае угрозы возникновения наводнения, паводка - присутствовало 260 человек;

в <...> Школьной, Ленина, Подгорной проведено учение граждан - «Действия граждан в случае угрозы наводнения»;

обучение персонала организаций и населения в ходе проведения командно-штабных учений 24-25 апреля 2013 года по теме: «Действия органов управления при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера»;

14 сентября 2012 года проведены тактико-специальные учения по действиям органов местного самоуправления Южненского сельского поселения Белореченского района при возникновении ЧС;

12 мая 2011 года проведены комплексные учения с эвакуацией населения;

в каждом населенном пункте поселения имеются в наличии щиты противопожарной безопасности;

заместителем главы Южненского сельского проведен личный объезд с целью выявления правонарушений в области пожарной безопасности с членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ поселения (20 человек), проведен инструктаж по пожарной безопасности. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными представителем нарушителя документами (л.д. 72-92, 103-108).

проведено 9 заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Южненского сельского поселения (л.д. 93-102), на повестке дня которых были поставлены следующие вопросы:об организации обеспечения безопасности людей на воде в зимнее время,о мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельского хозяйства и предупреждению гибели людей от пожаров,о добровольной пожарной охране поселения,об организации обеспечения безопасности людей на воде в весенне-летнее время;об установлении на территории области особого противопожарного режима.

Пятый пункт нарушения - не проведены командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток в органах местного самоуправления с установленной периодичностью 1 раз в 3 года также не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Командно-штабные учения в администрации Южненского сельского поселения запланированы согласно Плану основных мероприятий Южненского сельского поселения Белореченского Района в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2013 год, утвержденный главой Южненского сельского поселения и согласованный руководителем МКУ «Управление ГО и ЧС Белореченского района» 3 декабря 2012 года, на 24-25 апреля 2013 года (л.д.111-131).

На заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Южненского сельского поселения 19 апреля 2013 года (протокол № 5) рассмотрен вопрос о проведения командно-штабных учений (КШУ) (л.д.109-110).

Во исполнение решения комиссии был разработан замысел и План проведения КШУ (л.д.132-138), 24-25 апреля 2013 года проведены КШУ по теме: «Действия органов управления при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».

Пункт шестой нарушений -не проведены тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций (1 раз в 3 года), также не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Так, проведение тактико-специальных учений (далее - ТСУ) на территории Южненского сельского поселения запланированы в соответствии с планом подготовки к действиям в ЧС на 2012 год в III квартале 2012 года.

Во исполнение вышеуказанного Плана распоряжением администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 12.09.2012 г. № 97-р «О подготовке и проведении учения по действиям органов местного самоуправления Южненского сельского поселения Белореченского района при возникновении ЧС» принято решение о проведении 14 сентября 2012 года учений на тему: «Порядок проведения оповещения населения Южненского сельского поселения Белореченского района в <...>» (л.д.104-106). ТСУ были проведены и подготовлены отчетные документы о проведении учений в назначенный Распоряжением срок (л.д.139-140).

Пункт седьмой нарушения - не проведены тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности (1 раз в год) также не был установлен в судебном заседании.

Проведение тактико-специальных учений (ТСУ) на территории Южненского сельского поселения запланированы в соответствии с планом подготовки к действиям в ЧС на 2012 год в III квартале 2012 года, что подтверждается исследованными документами, которые были предметом обозрения и исследования в пунктах 5, 6, а именно планом распоряжением администрации Южненского сельского поселения Белореченского района от 12.09.2012 г. № 97-р. и тем что ТСУ были проведены и подготовлены отчетные документы о проведении учений в назначенный Распоряжением срок.

Пункт восьмой нарушения - не проведены комплексные учения продолжительностью до 2 суток (проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты) также не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Комплексные учения (КУ) на территории Южненского сельского поселения проводились 12 мая 2011 года на тему: «Организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения на территории Южненского сельского поселения, защите населения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера и ведении гражданской обороны». План и отчет о проведении КУ подготовлены и представлены в уполномоченный орган (л.д.143-149, 107-108).

В судебном заседании был допрошен в качестве специалиста руководитель Управления ГО ЧС администрации МО Белореченский район - С.А., который в судебном заседании показал, что для создания и содержания профессионального аварийно-спасательного формирования, требуются большие денежные затраты, которых в Южненском сельском поселении нет. Поэтому допустимо заключить договор об оказании услуг с профессиональным аварийно-спасательным отрядом (городского поселения). В Белореченском районе создана единая дежурно-диспетчерская служба «112», в эту службу входят службы «01, 02, 03, 04». Единая дежурно-диспетчерская служба должна быть оснащена специальным оборудованием. С учетом всего этого необходимости создания единой диспетчерской -службы в Южненском сельском поселении нет. По ГОСТУ о ЕДДС создания ее в сельских поселениях не требуется, если она создана в муниципальном районе. Командно-штабные учения проводились в рамках краевого штабного учения, поэтому привлекались все органы власти. Учения в Южненском поселении действительно проводились, об этом свидетельствует протокол комиссии от 19 апреля 2013 года. Однако, протокол об этом в сельском поселении составлен не полностью. Данный протокол необходимо было представить в район, а администрация района, сведения, имеющиеся в протоколе, направляет в край. На уровнях субъекта такие мероприятия проводятся два раза в год. Администрация Южненского сельского поселения должна была представить отчетную документацию по результатам проведенных учений, впоследствии эти сведения обобщаются и предоставляются субъекту. Тактико-специальные учения на территории Южненского сельского поселения действительно проводились, по поручению главы района. Представители районного управления ГО ЧС на этих учениях присутствовали. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности, проводятся в организациях и поселениях, в том числе и в Южненском сельском поселении. На уровне поселений эти учения должны проводиться с добровольной пожарной дружиной, которая имеется в этом поселении.

Из вышеуказанных показаний свидетеля следует, что в сельском поселении выполняются все необходимые требования по предупреждению и ликвидации ЧС. Фактически все пункты нарушений со 2-го по 8-ой в поселении были выполнены. Только по первому пункту договор об оказании услуг аварийно-спасательной службой Белореченского городского поселения был заключен уже после проведенной проверки.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая, что главой администрации предприняты все необходимые меры по выполнению требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обнаруженное правонарушение в виде не заключенного договора об оказании услуг аварийно-спасательной службой Белореченского городского поселения не причинило ущерба и не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства, а в случае чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения имеются необходимые средства, техника, люди для ликвидации ЧС, прихожу к выводу о возможности освободить ФИО3 от административной ответственности за совершенное административное правонарушение по ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием ввиду малозначительности совершенного правонарушения, производство по делу прекратить в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 23.1, 29.5, 29.7, 29.9- 29.11, 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

                              ПОСТАНОВИЛ:

Должностное лицо - главу администрации муниципального образования Южненское сельское поселения ФИО3, проживающего по ул. Карла Либкнехта, 117 «а» в г. Белореченске освободить от административной ответственности за совершенное административное правонарушение по ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

Производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение десяти суток.

Судья Г.Г.Грицай