ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-943/2016 от 29.09.2016 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-943/2016 г.

по делу об административном правонарушении

«29» сентября 2016 года г.Белгород

Судья Октябрьского районного суда г.Белгорода Фурманова Л.Г.,- с участием:

- лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1, переводчика - Ш.Л.А..,

рассмотрев в соответствии со ст.ст.26.1, 29.1, 29.5-29.7 КоАП РФ в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1, <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

28.09.2016 года в 14 часов 00 минут на приеме в отделении УФМС России по Белгородской области по адресу: г.Белгород, ул.Н. Островского, 25 был выявлен гражданин Арабского государствам Иордания ФИО1, у которого отсутствовали документы, подтверждающие право пребывания в РФ в связи с истечением 26.09.2016 года срока действия выданной ему ученической визы. В связи с чем, в отношении ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 свою вину признал полностью, показал, что въехал на территорию РФ с целью обучения в <ВУЗ> по ученической визе сроком действия с 28.09.2015 года по 26.09.2016 года. Продление срока действия визы было затруднительно в связи с стечением тяжелых жизненных обстоятельств его семьи, в том числе и материального характера. В настоящее время им сданы документы на продление срока действия визы.

Выслушав доводы привлекаемого, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Часть 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу, установленному ч.2 ст.5 названного Федерального закона № 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, гражданин Государства Иордания ФИО1, имея российскую визу в связи с обучением в <ВУЗ> 23.08.2016 года прибыл на территорию РФ для продолжения обучения в данном Вузе, так как является студентом 6-го курса <м> факультета по многократной ученической визе. Однако до истечения срока действия визы 26.09.2016 года в миграционный орган с заявлением о продлении срока действия визы не обращался, территорию РФ он не покинул.

В настоящее время им предприняты меры к устранению сложившейся противоправной ситуации, пакет соответствующих документов для продления визы предоставлен в территориальный миграционный орган.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами по делу: протоколом об административном правонарушении от 28.09.2016 года (л.д.1); рапортом инспектора отделения № 5 отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Белгороду (л.д.3); копией документов миграционного учета, в том числе досье на имя ФИО1, копией визы и паспорта на имя привлекаемого (л.д.4-6, 9-10); ходатайством за подписью начальника отдела паспортно-визовой работы <ВУЗ> от 28.09.2016 года (л.д.7).

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, которые признаются имеющими юридическую силу, достоверными и достаточными в совокупности для вывода о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Доводы привлекаемого о том, что он является студентом <ВУЗ> своевременно поставил в известность отдел по международной деятельности ВУЗа, являются несостоятельными.

В силу положений ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что ФИО1 обязан был сам заблаговременно принять меры для оформления документов, подтверждающих его право пребывания на территории Российской Федерации посредством обращения в территориальный миграционный орган, либо выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы, что им выполнено не было.

Таким образом, с учетом указанных доказательств, которые не содержат противоречий и объективно отражают обстоятельства совершенного ФИО1 правонарушения, считаю, что последний нарушил требования ч.ч.1, 2 ст.5 Федерального закона от 27.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и ст.25.10 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а именно: являясь иностранным гражданином в период со дня следующего за днем окончания срока действия визы - 26.09.2016 года по день обращения в миграционный орган с заявлением о продлении срока действия визы - 28.09.2016 года находился на территории РФ при отсутствии документов, подтверждающих право на его пребывание (проживание) на территории РФ. В связи с чем, квалификация его действий по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ является верной, вина в совершении данного правонарушения полностью доказанной.

Производство по делу об административном правонарушении проведено уполномоченным органом. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела соответствуют требованиям административного законодательства, право привлекаемого на защиту, не нарушено.

Частью 1 ст.2.6 КоАП РФ, ч.3 ст.63 Конституции РФ предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15.07.1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - добросовестного выполнения международных обязательств.

Согласно положениям ст.ст.26, 27, заключенной 23.05.1969 года Венской конвенции о праве международных договоров, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, ее участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и номам международного права.

Требования ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 04.11.1950 года в г.Рим, гарантируют право на уважение личной и семейной жизни.

Исходя из приведенных положений законодательства, права и свободы человека, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции РФ и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

В силу ст.ст.3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ, выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст.18.8 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вместе с тем, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

Данный вывод корреспондирует с международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п.2 ст.29. Всеобщей декларации прав человека, п.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п.2 ст.10 и п.2 ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п.3 ст.2 Протокола № 4 к ней).

Из изложенного следует, что административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ, влекущее вмешательство в право на уважение личной, семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе, и соразмерно публично-правовым целям.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что ФИО1 являлся студентом <ВУЗ> за время учебы проявил себя ответственным, добросовестным, в настоящее время продолжает обучение в ВУЗе на 6-м курсе обучения <м> факультета (л.д.7, 8). При этом также установлено, что ФИО1 предприняты меры к устранению сложившейся противоправной ситуации.

Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ в соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» влечет невозможность получения им разрешения на временное проживание в РФ в течение пяти лет, что в рассматриваемом случае в отношении ФИО1 не исключает чрезмерное вмешательство в право на уважение к его личной жизни, ввиду невозможности своевременного окончания обучения, получения профессионального образования.

Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства дела и положения закона, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, смягчающее ответственность обстоятельство - признание вины, раскаяние в содеянном; то обстоятельство, что допущенное им нарушение не представляет опасности для охраняемых законом прав и интересов; прихожу к выводу об отсутствии действительной необходимости применения к ФИО1 установленной меры ответственности в виде административного выдворения за пределы РФ. В связи с чем, считаю, что в рассматриваемом случае цели административного наказания с учетом принципа справедливости, соразмерности и достаточности в части предупредительной меры воздействия, могут быть достигнуты без применения к привлекаемому дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, путем назначения наказания в виде административного штрафа в минимальном размере санкции ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Штраф подлежит уплате на расчетный счет <***>, ИНН <***>, КБК 18811640000016020140, КПП 312301001, ОКАТМО 14701000, БИК 041403001, идентификатор 18811319990631971539, получатель платежа - УФК по Белгородской области (отдел по вопросам миграции УМВД России по г.Белгороду), наименование платежа - административный штраф.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной от­ветственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административ­ного штрафа в законную силу либо со дня истечения сроков отсрочки или рассрочки, предусмот­ренных ст.31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по исте­чении шестидесяти дней соответст­вующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, лицо, не уплатившее админи­стративный штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ст.20.25 КоАП РФ, предусматривающий назначение наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Октябрьский районный суд г.Белгорода в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: