Производство № 5-943/2022
УИД 28RS0004-01-2022-001118-03
Постановление
по делу об административном правонарушении
«13» сентября 2022 годагород Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Емшанов И.С.,
при секретаре Рыжих В.А.,
с участием защитника ООО «ВТП Сервис Групп» ФИО1, старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований службы по Амурской области и Республики Саха (Якутия) (г. Благовещенск) Хабаровской таможни ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного в качестве юридического лица 08.02.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 46 по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
В Благовещенский городской суд поступил административный материал в отношении ООО «ВТП Сервис Групп» по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Защитник ООО «ВТП Сервис Групп» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал. Указал, что лицензия Минпромторга России и заключение (разрешительный документ) Минкультуры России выданы федеральными органами исполнительной власти. Сомневаться в их подлинности у общества оснований не было. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в лицензию. В постановлении Правительства РФ от 14 сентября 2020 года № 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение» нет прямого указания о том, распространяет ли оно свое действие на экспертизы, проведенные до вступления в законную силу. Также полагает, что привлечение юридического лица по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ является необоснованным, поскольку в предусмотренной норме административная ответственность наступает за предоставление недействительных документов. Однако, юридическим лицом были представлены таможенному органу законные документы, выданные уполномоченным органом государственной власти. Просит прекратить производству по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Старший уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований службы по Амурской области и Республики Саха (Якутия) (г. Благовещенск) Хабаровской таможни ФИО2 настаивала на привлечении юридического лица к административной ответственности. Указала, что с 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 14 сентября 2020 года № 1425, которым определены критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное и культурное значение. Заявленные в таможенной декларации товары, в частности бивни мамонта с маркировками «5» и «33», являются культурными ценностями, имеющими особое значение. Такой вывод сделан экспертом ВГ, о чем составлено экспертное заключение от 22 августа 2021 года. Таким образом, бивни мамонта с маркировками «33» и «5» не подлежат вывозу с территории РФ по процедуре экспорт, то есть без обязательства их обратного ввоза. Экспертное заключение № 34, на основании которого выдан разрешительный документ Управления Минкультуры РФ по Северо-Западному федеральному округу от 17 декабря 2020 года, а также лицензия Минпромторга России от 26 января 2021 года, выданы до вступления в законную силу постановления Правительства РФ № 1425. Таким образом, юридическим лицом представлены разрешительные документы, несоответствующие действующему на момент подачи таможенной декларации законодательству. Просила в качестве административного наказания назначить конфискацию товара.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (пп. 10 п. 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» регулирует отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно статье 35.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза культурные ценности, имеющие особое значение, за исключением случаев вывоза таких культурных ценностей физическим лицом - их автором.
Под культурными ценностями, имеющими особое значение, понимается - культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (статья 5 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1).
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2020 года № 1425 утверждены правила проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение.
Согласно пункту 7 раздела II Критериев к культурным ценностям, являющимся естественно-научными материалами, имеющими особое значение, относятся:
- бивни ископаемых животных и их фрагменты с выявленной патологией роста или развития, в том числе бивни необычной конфигурации (включая патологию роста бивня - кольцо, полная спираль, размерная деградация), бивни особей, находящихся на ранних стадиях онтогенеза, бивни карликовых форм мамонтов независимо от их размеров и сохранности;
- бивни ископаемых животных весом 100 килограмм и более и (или) бивни длиной по наружной кривизне 300 сантиметров и более независимо от сохранности бивня;
- бивни ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние сохранности которых позволяет установить все основные параметры - длину по наружной дуге и хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости);
- фрагменты бивней ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние которых позволяет установить длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости).
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Как усматривается из материалов дела, 8 сентября 2020 года между АО «Северный мир» (продавец) и «ZHUHAIANKAMFOKJEWELLERYCOMPANY» (покупатель) заключен внешнеторговый контракт № 2020-04, по условиям которого продавец обязался поставить покупателю бивни и фрагменты бивней мамонта, в количестве 907,80 кг, общей стоимостью 203 370,6 долларов США, с учетом заключенного дополнительного соглашения от 30 ноября 2020 года № 1.
25 февраля 2021 года между АО «Северный мир» и ООО «ВТП Сервис Групп» заключен договор таможенного представителя № 10/БГЩ.
2 июня 2021 года в центр электронного декларирования Дальневосточной электронной таможни (<...>) ООО «ВТП Сервис Групп» подана в электронной форме декларация на товары № 10720010/020621/0040507.
В таможенной декларации № 10720010/020621/0040507 ООО «ВТП Сервис Групп» заявлено к помещению под таможенную процедуру экспорта товар одного наименования: предметы коллекционирования по палеонтологии – бивни и фрагменты бивней мамонта, всего 33 штуки, 33 места, упакованные в мешки из полимерной ткани. Вес брутто – 913,170 кг, вес нетто – 907,800 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 9705 00 0000 (графы 35, 38, 33 таможенной декларации № 10720010/020621/0040507).
В качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, при подаче таможенной декларации № 10720010/020621/0040507 ООО «ВТП Сервис Групп» представлена лицензия министерства промышленности и торговли России от 26 января 2021 года № 200RU2000200365.
При таможенном декларировании представлены заключение министерства культуры России от 17 декабря 2020 года № RU/2020/3-84, экспертное заключение № 34 от 8 сентября 2020 года.
Для убытия товара с таможенной территории ЕАЭС АО «Северный мир» подано в Благовещенский таможенный пост Хабаровской таможни поручение на отгрузку (поручение № 10703160/110621/0000033).
По результатам таможенного контроля выявлен профиль риска, в связи с чем 17 июня 2021 года принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10703160/170621/ПВ/000001.
На экспертизу представлены два образца бивней мамонта с маркировками «5» и «33».
Согласно проведенной экспертизе (заключение № ПЛ/ОВ/0032/0034-2021 от 22 августа 2021 года) представленный образец с маркировкой «33» - бивень мамонта представляет интерес для науки (палеонтологии), обладает длиной более 300 см по наружной кривизне, и потому, безусловно, является культурной ценностью особого значения согласно статье 11.2 Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Стоимость объекта рассчитана исходя из расценки 60 долларов за 1 кг бивня сортностью 3 при курсе Центрального банка РФ 74,28 рублей за 1 доллар на 22 августа 2021 года.
Согласно проведенной экспертизе (заключение № ПЛ/ОВ/0032/0005-2021 от 22 августа 2021 года) представленный образец с маркировкой «5» - бивень мамонта представляет интерес для науки (палеонтологии) и обладает коллекционной сохранностью, что позволяет установить все основные параметры бивня: длину по наружной дуге и хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметры при выходе из альвеолы и альвеолярной полости) и потому, безусловно, является культурной ценностью особого значения согласно статье 11.2 Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Таким образом, таможенным органом выявлен товар – бивни мамонта с маркировками «5» и «33», которые не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
Утверждение защитника ООО «ВТП Сервис Групп» ФИО1 о том, что при таможенном декларировании юридическим лицом представлены действующие разрешительные документы опровергается следующими материалами.
Согласно материалам дела таможенная декларация на вывоз бивней заявлена 3 июня 2021 года. В целях соблюдения запретов и ограничений юридическим лицом представлены разрешительные документы.
Экспертное заключение АН № 34, согласно которому все образцы не относятся к культурным ценностям, имеющим особое значение, выдано 8 сентября 2020 года.
17 декабря 2020 года выдано заключение (разрешительный документ) Управления министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу, согласно которому бивни мамонта подлежат вывозу в Китай с целью экспорта (33 штуки).
На основании заключения Минкультуры России 26 января 2021 года министерством промышленности и торговли РФ выдана лицензия № 200RU20002010365 на экспорт товара в Китай.
С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 14 сентября 2020 года № 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение»,
Так в пункте 7 Правил указано, что к культурным ценностям, являющимся естественно-научными материалами, имеющими особое научное значение относятся в том числе: бивни мамонтов и их фрагменты в зависимости от параметров, которые описаны в указанном пункте Правил.
Таким образом, культурные ценности, которые были признаны культурными ценностями, имеющими особое значение, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
Материалами дела подтверждается, что таможенная декларация № 10720010/020621/0040507 заявлена после 1 января 2021 года. Тогда как разрешительные документы были выданы до указанной даты, то есть до изменения регулирования в сфере определения культурных ценностей, имеющих особое значение.
В соответствии со статьей 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза.
На основании вышеизложенного представленные при таможенном декларировании (по состоянию на 3 июня 2021 года) разрешительные документы не могли расцениваться как документы, подтверждающие вывоз спорных объектов.
Судья также считает возможным учесть позиции Дальневосточного таможенного управления и Минкультуры России.
Так, в письме от 14 сентября 2021 года Дальневосточное таможенное управление указало, что вывод эксперта АН о не отнесении бивней к культурным ценностям, имеющим особое значение, был сделан до утверждения Критериев и являлся обоснованным на момент выдачи заключения № 34. При попытке фактического вывоза товара в 2021 году обществом запреты и ограничения не соблюдены.
Минкультуры России в своем письме от 1 ноября 2021 года № 5573-05-07 указывает, что в полной мере поддерживает позицию Дальневосточной оперативной таможни и Арбитражного суда Хабаровского края относительно разрешительных документов на вывоз культурных ценностей и лицензий на их экспорт, выданных до вступления в силу постановления Правительства РФ № 1425. Кроме того, вне зависимости от наличия у лица, осуществляющего вывоз культурных ценностей, разрешительных документов, выданных с учетом временных критериев отнесения движимого имущества к культурным ценностям, имеющим особое значение, действовавших до 1 января 2021 года. В настоящее время вывоз культурных ценностей, имеющих особое значение, Департамент считает невозможным.
Кроме того, аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 апреля 2022 года № Ф03-327/2022, который указал, что представленные с таможенной декларацией разрешительные документы не учитывали изменение правового регулирования в сфере определения культурных ценностей, имеющих особое значение.
ООО «ВТП Сервис Групп», действуя на основании договора с АО «Северный мир», осуществляло профессиональные услуги таможенного представителя. Предъявляя таможенному органу разрешительные документы ООО «ВТП Сервис Групп» в должной мере не убедилось в соблюдении запретов и ограничений, действовавших на момент регистрации декларации.
Кроме того, в ходе разбирательства не установлено объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «ВТП Сервис Групп» обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Предоставляя таможенному органу сведения, ООО «ВТП Сервис Групп» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу, что вина ООО «ВТП Сервис Групп» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, установлена.
При назначении административного наказания судья учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
В качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья учитывает повторное совершение юридическим лицом однородных административных правонарушений (по имеющимся данным).
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом указанных обстоятельств судья считает возможным назначить ООО «ВТП Сервис Групп» административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, изъятого по протоколу изъятия вещей и документов от 18 октября 2021 года.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Общество с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп» (ИНН <***>, ОГРН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, изъятого по протоколу изъятия вещей и документов от 18 октября 2021 года: бивень мамонта с маркировкой «5» в количестве 1 единицы, длиной 2750 мм, весом 48 600 г.; бивень мамонта с маркировкой «33» в количестве 1 единицы, длиной 3 170 мм, весом 59 900 г.
Данное постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).
Постановление в окончательное форме изготовлено 16 сентября 2022 года.
Судья Благовещенского
городского судаИ.С. Емшанов