ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-944/16 от 29.12.2016 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

№ 5-944/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Будённовск 29 декабря 2016 года

Будённовский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Куцева А.О. с участием:

представителя юридического лица ООО «Ставролен», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2,

при секретаре Деминой А.В.,

рассмотрев административное дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ставролен»,

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В Будённовский городской суд поступил административный материал в отношении ООО «Ставролен» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Из протокола об административном правонарушении за от ДД.ММ.ГГГГ, следует что при проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Ставролен» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, установлено, что в процессе хозяйственной и иной деятельности у ООО «Ставролен» образуются отходы I-V классов опасности, что подтверждается наличием договоров на оказание услуг в области обращения с отходами, паспортами отходов 1-4 класса опасности, первичными данными - учетом в области обращения с отходами за 2016 г.

В рамках проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Ставролен» выявлено, что Общество осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части утилизации 3,4 классов опасности, обезвреживания 3,4 классов опасности, размещения 2,3,4 классов опасности.

У Общества имеется лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, выданная Управлением Росприроднадзора по Ставропольскому краю, в части размещения отходов II, III, IV классов опасности, обезвреживания III, IV классов опасности.

Согласно приложению к лицензии, которое является неотъемлемой ее частью, Обществу установлен перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять виды работ в составе лицензируемого вида деятельности, а именно размещение отходов II, III, IV классов опасности, обезвреживание III, IV классов опасности: другие химические отходы 5900000000000 (ФККО-2002) 2 кл.оп-ти (размещение); лабораторные отходы и остатки химикалиев 5930000000000 (ФККО-2002) 2 кл.оп-ти (размещение); другие химические отходы 5900000000000 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (обезвреживание); остатки смазочно-охлаждающих масел для механической обработки, потерявших потребительские свойства 5410031502033 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (размещение); отходы гидроксида калия с рН=10,1-11 5540020102013 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (размещение); отходы катализаторов и контактных масс, не вошедших в другие пункты 5950000000000 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (размещение); отходы неорганических кислот 5210000000000 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (размещение); отходы щелочей 5240000000000 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (обезвреживание, размещение); отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов 5440000000000 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (обезвреживание, размещение); прочие отходы процессов преобразования и синтеза 5990000000000 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (обезвреживание); шламы нефти и нефтепродуктов 5460000000000 (ФККО-2002) 3 кл.оп-ти (обезвреживание, размещение); другие химические отходы 5900000000000 (ФККО-2002) 4 кл.оп-ти (размещение); отходы катализаторов и контактных масс, не вошедших в другие пункты 5950000000000 (ФККО-2002) 4 кл.оп-ти (размещение); отходы керамики 3140070001000 (ФККО-2002) 4 кл.оп-ти (размещение); прочие отходы процессов преобразования и синтеза 5990000000000 (ФККО-2002) 4 кл.оп-ти (обезвреживание, размещение); прочие твердые минеральные отходы 3140000000000 (ФККО-2002) 4 кл.оп-ти (размещение); сорбенты, не вошедшие в другие пункты 5960000000000 (ФККО-20|2) 4 кл.оп-ти (размещение); уголь активированный отработанный, загрязненный минеральными маслами (содержаниемасла - менее 15%) 3148010201034 (ФККО-2002) 4 кл.оп-ти (размещение); цеолит отработанный, не загрязненный опасными веществами 3147030001000 (ФККО-2002) 4 кл.оп-ти (размещение); шламы нефти и нефтепродуктов 5460000000000 (ФККО-2002) 4 кл.оп-ти (обезвреживание, размещение).

Перечень является исчерпывающим и осуществление деятельности, стесанной со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I - IV классов опасности конкретных видов отходов, подлежит лицензированию.

Однако установлено, что ООО «Ставролен» осуществляет деятельность по обращению с отходами - утилизация (использование) собственных отходов 3,4 классов опасности, размещение 2,3,4 классов опасности, обезвреживание 3,4 классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии на право осуществления таких работ и указанных отходов. Осуществление указанных видов деятельности в области обращения с отходами подтверждается первичными данными учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 3 квартал 2016г, октябрь 2016г.

Таким образом, Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности в области обращения с отходами, в части утилизации собственных отходов 3,4 классов опасности: прочие отходы нефтепродуктов (нефтепродукты жидкие), код по ФККО 40690000000 - 3 класс опасности; смесь нефтепродуктов обводненная при зачистке маслосборника системы распределения масла, код по ФККО 91121001313-3 класс опасности; отходы производства углеводородов и их производных (отработанные смеси загрязненных растворителей), код по ФККО 31310000000 - 3 класс опасности; отходы растворителей на основе толуола, код по ФККО 41412221103 - 3 класс опасности; прочие смеси нефтепродуктов отработанных (водно-масляная эмульсия), код по ФККО 40639000000 - 3 класс опасности; конденсат водно-масляный компрессорных установок, код по ФККО 91830201313-3 класс опасности; смазочно-охлаждающие масла отработанные при металлообработке, код по ФККО 36121101313-3 класс опасности; отходы минеральных масел индустриальных, код по ФККО 40613001313 -3 класс опасности; отходы органических растворителей, код по ФККО 41410000000 - 3 класс опасности; отходы производства углеводородов и их производных (пропарочная вода, загрязненная растворителями), код по ФККО 31310000000 – 4 класс опасности.

Также, Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности в области обращения с отходами, в части размещения собственных отходов 2,3,4 классов опасности: отходы производства углеводородов и их производных (шлам от зачистки фильтра поз. 440/2501 после фильтрации раствора хромоцена), код по ФККО 31310000000 – 2 класс опасности; смазочно-охлаждающие масла, отработанные при металлообработке, код по ФККО 36121101313-3 класс опасности; аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита код по ФККО 92011002523 - 3 класс опасности; шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, код по ФККО 91120002393 - 3 класс опасности; конденсат водно-масляный компрессорных установок, код по ФККО 91830201313 - 3 класс опасности; катализаторы на основе оксидов кремния и алюминия прочие отработанные (отработанные кольца Рашига), код по ФККО 44101200000 - 4 класс опасности; катализатор на основе оксидов кремния и алюминия отработанный (молекулярные сита типа 13X-PG), код по ФККО 44101299494 - 4 класс опасности; отходы производства соединений неорганических, не вошедшие в другие группы (золошлаковые отходы полимера), код по ФККО 31262100000 - 4 класс опасности; отходы сорбентов, не вошедшие в другие группы (отработанный Гидроантрацит-А), код по ФККО 44200000000 - 4 класс опасности; уголь активированный отработанный, загрязненный оксидами железа и нефтепродуктами (суммарное содержание менее 15%), код по ФККО 44250403204 - 4 класс опасности;

Также, Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности в области обращения с отходами, в части обезвреживания собственных отходов 3,4 классов опасности: прочие отходы нефтепродуктов (отпаренный полимер), код по ФККО 4069000000 - 3 класс опасности; прочие отходы нефтепродуктов (ц.З), код по ФККО 4069000000 - 3 класс опасности; прочие отходы нефтепродуктов (ц.14), код по ФККО 4069000000 - 4 класс опасности.

Таким образом, Обществом осуществляется утилизация (использование) собственных вышеуказанных отходов 3,4 классов опасности, размещение 2,3,4 классов опасности, обезвреживание 3,4 классов опасности, не предусмотренных имеющейся лицензией и отсутствующих в перечне отходов и видов осуществляемых по ним работ.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лицензирование деятельности по сбору» транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации № 99-ФЗ от 04.05.2011г (ред. от 13.07.2015г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Положениями п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает: а) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности.

Кроме того, ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензия имеет приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

В настоящее время, Обществом не переоформлена/получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части утилизации 3,4 классов опасности, обезвреживания 3,4 классов опасности, размещения 2,3,4 классов опасности.

Письмом от 21.11.2016г. № О-14-14090/45 ООО «Ставролен» сообщил, что извлечение прибыли от деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности не осуществляется.

Представитель ООО «Ставролен» ФИО2 в судебном заседании пояснил, что предприятие свою вину не отрицает, более того с 2013 года ООО «Ставролен» предпринимает попытки к получению лицензии, но Росприроднадзор по формальным основаниям возвращал заявление на получение указанной лицензии, о чем свидетельствуют обращение ООО «Ставролен» и ответ из Росприроднадзора.

Представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав участников судебного заседания с учетом всех собранных и исследованных доказательств по административному материалу считает доказанным вину ООО «Ставролен» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку вина юридического лица подтверждается исследованным в судебном заседании протоколом судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, указанный выше протокол об административном правонарушении согласуется с показаниями самого представителя ООО «Ставролен», а также директора юридического лица ФИО4, который в протоколе указал, что согласен с нарушениями. Так же, в суде представитель ООО «Ставролен» ФИО2 подтвердил об отсутствии лицензии у юридического лица на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части утилизации 3,4 классов опасности, обезвреживания 3,4 классов опасности, размещения 2,3,4 классов опасности.

Кроме того, вина ООО «Ставролен» подтверждается исследуемыми в судебном заседании материалами дела: уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ; копией приказа о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Ставролен» от ДД.ММ.ГГГГ ; копией приказа о продлении срока проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Ставролен» от ДД.ММ.ГГГГ ; копией доверенности ООО «Ставролен» от 04.10.2016г. ; копией акта проверки в отношении ООО «Ставролен» от ДД.ММ.ГГГГ; копией письма ООО «Ставролен» от ДД.ММ.ГГГГ; копией лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности; копиями технического регламента «Колонна масляной промывки пирогазаТ 1401 цеха пиролиза углеводородов нефти» ; копией журнала данных в области обращения с отходами за 1,2,3 кварталы 2016г.; копиями первичных данных в области обращения с отходами (журналы цехов).

Так, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В силу ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Положениями ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Утверждение представителя ООО «Ставролен» о назначении юридическому лицу наказания в виде предупреждения не может быть принято судом во внимание, поскольку согласно ст. 4.1 КоАП п. 3.5. административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Как установлено судом ООО «Ставролен» уже привлекалось к ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, о чем свидетельствуют два постановления, вынесенные федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 08.12.2016 года.

Согласно письму Министерства Природных Ресурсов РФ от 01.06.2016 г № АС-03-03-41/10477 о получении лицензии региональным оператором, согласно ст. 9 Закона, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с вступившим в силу Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Учитывая положения Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российское Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию не ее осуществление до 01.07.2016. После 01.07.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

13) эксплуатация химически опасных производственных объектов;

30) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Действия общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» следует квалифицировать по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ ( ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного административного правонарушения ООО «Ставролен».

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд признаёт признание вины.

Обстоятельств, отягчающим наказание, судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо – ООО «Ставролен» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу на реквизиты: ИНН <***>, КПП 262601001, ОГРН <***>, ОКТМО 07710000, БИК 040702001, л/с 04211А56520УФК по <адрес> (ФИО1 по Северо-Кавказскому федеральному округу); счет 40 Отделение по <адрес> Южного главного управления центрального банка Российской Федерации (сокращенное наименование – Отделение Ставрополь), код бюджетной классификации: 048 116 25050 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы), за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды».

Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Будённовский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Постановление составлено в совещательной комнате.

Судья Куцев А.О.