ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-947/2021УИД230027-01-2021-002436-80 от 18.10.2021 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 5-947/2021 УИД 23RS0027-01-2021-002436-80

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Лабинск 18 октября 2021 г.

Судья Лабинского городского суда Краснодарского края Сафонов Алексей Евгеньевич,

с участием: представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании поступившие из ОГИБДД ОМВД России по Лабинскому району протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес места нахождения: <...>,

установил:

согласно протоколу 23 ЯЯ 143699 об административном правонарушении, составленному 02 августа 2021 года государственным инспектором дорожного надзора группы ДН ОГИБДД ОМВД России по Лабинскому району старшим лейтенантом полиции ФИО2, 18 июля 2021 года в 01:10 на участке автодороги общего пользования местного значения в Лабинском городском поселении Лабинского района на улице Свободы (около домовладения № 84) от улицы Октябрьской до улицы Червонной выявлено нарушение администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района требований п. 6.9.1, п. 6.9.2, п. 6.9.3 ГОСТ Р 50597-2017 года "Дороги автомобильные и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 года "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", п. 13 Основных положений правил дорожного движения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года, выразившееся в полном отключении стационарного уличного освещения на указанном участке автодороги в ночное время суток, а также не соответствии требований показаний горизонтальной освещенности на покрытии проезжей части (0 люкс), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, -администрации Лабинского городского поселения Лабинского района (далее – администрация) – ФИО1 (по доверенности), частично признала вину администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, объяснив, что уличное освещение на улице Свободы от улицы Червонной в городе Лабинске функционирует на основании графика включения и отключения уличного освещения, утвержденного муниципальным энергосервисным контрактом № 26 от 12 октября 2018 года. В соответствии с контрактом, в ночь с 17 на 18 июля 2021 года включение освещения на улице Свободы происходило в 19:45, отключение в 00:00. Просила суд прекратить производству по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ – в связи с малозначительностью выявленного нарушения, поскольку администрация исполняет энергосервисный контракт, 17 и 18 июля 2021 года нарушения режима работы линий наружного освещения на улице Свободы не было.

В судебном заседании Государственный инспектор дорожного надзора группы ДН ОГИБДД ОМВД России по Лабинскому району старший лейтенант полиции ФИО2 просил привлечь администрацию к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, объяснив, что невыполнение администрацией требований ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52766-2007, выразившихся в отсутствии в ночное время суток освещения на улице Свободы в городе Лабинске, оборудованной искусственным освещением, по которой осуществляется выезд из города Лабинска, явилось причиной дорожно-транспортного происшествия 18 июля 2021 года – наезда на пешехода транспортного средства под управлением неустановленного лица, которое скрылось с места дорожно-транспортного происшествия. Вместе с тем, в соответствии с решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 06 июня 2014 года по гражданскому делу № 2-752/2014, администрация была обязана пересмотреть график включения и отключения наружных осветительных установок с целью недопущения полного выключения указанных установок на участках улично-дорожной сети Лабинского городского поселения, обустроенных искусственным освещением, в ночное время суток, однако эту обязанность не выполнила.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему: частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц, ответственных за состояние дорог, и юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности (в том числе организация и обеспечение безопасности дорожного движения) в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация Лабинского городского поселения Лабинского района, являясь лицом, ответственным за состояние дорог в Лабинском городском поселении, обязана выполнять требования обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений определены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее – ГОСТ Р 52766-2007) и ГОСТ Р 50597-2017 года "Дороги автомобильные и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее – ГОСТ 50597-2017).

Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Средства улучшения условий видимости" 4.6.1 Стационарное электрическое освещение, 4.6.1.1 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: - на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.; 4.6.1.13 Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

Согласно п 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 "Стационарное электрическое освещение" 6.9.1 Средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.; 6.9.2 Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.; 6.9.3 Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766.

Непринятие указных мер по выполнению требований п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 может повлечь реальную угрозу безопасности дорожного движения.

Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении администрации Лабинского городского поселения Лабинского района дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, послужили обстоятельства того, что 18 июля 2021 года в 00:30 в городе Лабинске Краснодарского края, в нарушение требований п. 6.9.1, п. 6.9.2, п. 6.9.3 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 было полностью отключено стационарное уличное освещение на участке автодороги общего пользования местного значения по улице Свободы от улицы Октябрьской до улице Червонной в ночное время суток; горизонтальная освещенность на покрытии проезжей части не соответствовала требованиям (показания освещенности – 0 люкс).

Выявленный факт нарушения зафиксирован в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) в 01:10 19 июля 2021 года.

Совершение администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 23ЯЯ143699 от 02 августа 2021 года; рапортами должностного лица – государственного инспектора дорожного надзора группы ДН ОГИБДД ОМВД России по Лабинскому району старшего лейтенанта полиции – ФИО2 от 19 июля 2021 года и 30 июля 2021 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 июля 2021 года; актом выявленных недостатков к эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 18 июля 2021 года; свидетельством о поверке № 000558441/216 от 30 июля 2020 года; фотоматериалом, копией материала об административном правонарушении.

Изучив доводы представителя администрации о возможности освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, прихожу к следующему: согласно положениям КоАП РФ, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки, состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда, и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых Общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении ст. 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании графика включения и отключения уличного освещения в Лабинском городском поселении, установленного муниципальным энергосервисным контрактом № 26 от 12 октября 2018 года, заключенным между администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района и ПАО "Ростелеком", в июле месяце включение объектов системы наружного освещения города Лабинск осуществлялось только в вечернее время с 19:45 (20:00), отключение - в 00:00. Улица Свободы в городе Лабинске не вошла в предусмотренный контрактом перечень улиц, на которых режим работы магистрального уличного освещения осуществляется в полное ночное время суток.

Указанный контракт был заключен администрацией после принятия Лабинским городским судом Краснодарского края 06 июня 2014 года решения по гражданскому делу № 2-752/2014, вступившего в законную силу, которым администрация была обязана устранить нарушения п.п. 4.6.1, 4.6.3, 4.6.4 ГОСТ Р5057-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" путем пересмотра графика включения и отключения наружных осветительных установок с целью недопущения полного выключения указанных установок на участках улично-дорожной сети Лабинского городского поселения, обустроенных искусственным освещением, в ночное время суток.

Доказательств неисполнения администрацией указанного решения суда не имеется. Действующим энергосервисным контрактом предусмотрен Перечень улиц, на которых режим работы магистрального уличного освещения осуществляется в полное ночное время суток.

Поэтому действия администрации, исполняющей условия действующего контракта, предметом которого являются выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения Лабинского городского поселения Лабинского района, путем реализации энергосберегающих мероприятий, нельзя рассматривать как безразличное, пренебрежительное отношение к принятым на себя публично-правовым обязанностям.

Оценив обстоятельства дела, характер и степень общественной совершенного правонарушения, его последствия, прихожу к выводу о наличии оснований для возможности применения в конкретном рассматриваемом случае положений ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации Лабинского городского поселения Лабинского района – прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив администрации Лабинского городского поселения Лабинского района устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд Краснодарского края в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья Сафонов А.Е.