№
91RS0№-75
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 июня 2021 года <адрес>
Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым Колоцей М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ,
установил:
по результатам рассмотрения приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> ка 2020 год», ФИО1 начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России составлен протокол №.6-32/2020 от 20.10.2020г. в отношении ФИО1 Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО2, согласна которого последний допустил занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) на продукцию, товары либо услуги, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
На судебном заседании ФИО2 просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения; освободить от административной ответственности, применив положения ст.2.9 КоАП РФ. Также поддержал письменные возражения на протокол об административном правонарушении. В своих возражениях ФИО2 указал, что в связи с тяжелыми экономическими последствиями от пандемии коронавируса СОVID-19 на экономику Республики Крым и доходы населения в сложившейся ситуации повышение тарифов на электроэнергию и природный газ (на 8% электроэнергия и 8,4% газоснабжение) крайне негативно отразилось бы на благополучии населения Республики Крым. В связи с этим, Глава РК ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Правительство Российской Федерации письмом № с просьбой рассмотреть возможность внести изменения в согласованные планы-графики повышения цен на электроэнергию и природный газ, отменив повышение тарифов с ДД.ММ.ГГГГ и, получив устное согласие ФИО1 РФ ФИО4, дал Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым Поручение № от ДД.ММ.ГГГГ установить с ДД.ММ.ГГГГ тарифы для населения на электрическую энергию и природный газ на уровне тарифов первого полугодия 2020 года. В соответствии с п. 1.7 Положения о Государственном комитете по ценам и тарифам РК? принятого Постановлением СМ РК № от ДД.ММ.ГГГГ, ГКЦТ РК в своей деятельности подконтролен и подотчетен Главе Республики Крым. Таким образом, Поручение № является обязательным к исполнению, и было безоговорочно исполнено ФИО2 путем принятия приказа ГКЦТ РК № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2020 год». На основании этого поручения ГКЦТ РК ДД.ММ.ГГГГ внес изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2020 год» и приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению на территории Республики Крым Государственным унитарным предприятием Республики Крым Крымгазсети» на 2020 год» и установил с ДД.ММ.ГГГГ тарифы для населения на электрическую энергию и газ на уровне тарифов первого полугодия 2020 года. ДД.ММ.ГГГГ состоялось совещание у ФИО1 РФ ФИО4, в протоколе № МХ-П9-98пр ДСП. По итогам совещания, Совету министров РК предписано в течение трех дней внести в ФИО1 РФ проект постановления ФИО1, предусматривающий: п. 3.1. пересмотр установленных на второе полугодие 2020 г. предельных максимальных и минимальных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по <адрес>; п. 3.2. пересмотр установленных на второе полугодие 2020 г. предельных максимальных и минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Республики Крым; п. 3.3. пересмотр установленных на второе полугодие 2020 г. тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Республики Крым в соответствии с решением, предусмотренным п. 3.1. протокола; п. 3.4. пересмотр установленных на второе полугодие 2020 г. тарифов на услуги по передаче электрической энергии в <адрес> в соответствии с решением, предусмотренным п. 3.2. протокола; п. 3.5. распространение действия решений, указанных в п. 3.1.-3.4 протокола, в период с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, протокол фактически не только подтвердил правильность принятого ГКЦТ РК приказа, но и указал на необходимость совершения таких действий, и предписал п. 3.5 распространить срок действия постановления на правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ с целью защиты интересов крымчан. Поэтому, внесение изменений от ДД.ММ.ГГГГ в приказ ГКЦТ РК от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2020 год» является единственной мерой к недопущению роста цен на электрическую энергию для населения с ДД.ММ.ГГГГ, что решало задачу, поставленную ФИО4, и сдержало социальное напряжение в регионе. Кроме того, в п. 9 указанного протокола содержится прямое указание органам исполнительной власти Республики Крым в области государственного регулирования тарифов сохранить уровень розничных цен на газ для населения, действующих с ДД.ММ.ГГГГ, что в совокупности с поручениями по электроэнергетике указывает на поддержку данных инициатив ФИО1 РФ, а также позволяет, проведя аналогию, применить указанное решение и для сферы электроэнергетики. По смыслу и содержанию протокола, по установленным срокам исполнения, очевидно, что необходимо было сохранить цены первого полугодия 2020 года для населения, как по газу, так и по электроэнергии. Таким образом, решения, принятые ГКЦТ РК, являлись исключительно реализацией решений, принятых вышестоящими органами власти - Главой Республики Крым (Поручение № от ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО1 Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 (протокол № МХ-П9-98пр ДСП от ДД.ММ.ГГГГ).
Заслушав ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Так, судом установлено следующее.
Приказом Государственного комитета по пенам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей приравненных к категории «население», по <адрес> на 2020 год» установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на уровне действовавших цен (тарифов) электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей в 1 полугодии 2020г.
Пунктом б статьи 23.1 Федерального закона от 26.03,2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок. определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы.) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено Законом об электроэнергетике установленных на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2020 год» были установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Республики Крым на 2020 год в соответствии с действующим законодательством об электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила регулирования), цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Согласно пункту 32 Правила регулирования установленные цены (тарифы) могут быть уменьшены по согласованию с Федеральной антимонопольной службой до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении в случае необходимости в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год изменений, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций), сетевых организаций.
Решение об уменьшении установленных на 2 полугодие 2020 года тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Республики Крым, оформленное приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, №, не было согласовано с Федеральной антимонопольной службой в нарушение пункта 32 Правил регулирования Кроме того, тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Республики Крым, установленные на 2 полугодие 2020 г. приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, ниже предельных минимальных уровней таких тарифов, предусмотренных приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федераций на 2020 год» для Республики Крым в размере 4,04 руб./кВт*ч с учетом налога на добавленную стоимость.
Пунктом 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФАС России), подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) иен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с ФАС России указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в рамках социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных Федеральной антимонопольной службой. Сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) цена (тариф) на электрическую энергию (мощность) устанавливается в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных Федеральной антимонопольной службой.
Согласование Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым с ФАС России решения об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий истребителей на уровне ниже предельного минимального уровня, установленного приказом ФАС России от II октября 2019 г. № не осуществлялось.
В письме Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ указывается, что поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Глава Республики Крым ФИО3. поручил Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым установить с ДД.ММ.ГГГГ тарифы для населения на электрическую энергию и природный газ на уровне тарифов первого полугодия 2020 г.
Вместе с тем, поручение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не освобождает должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов руководствоваться Основами ценообразования и соблюдать процедуры, установленные Правилами регулирования, при принятии тарифных решений.
ФИО2, подписавший приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20.12.2019г. № «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2020 год», назначен ФИО1 Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Лг2 336-У. На государственную гражданскую службу Республики Крым на должность ФИО1 Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО2 принят приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с «О вступлений в должность ФИО2».
В соответствии с приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-од «О внесении изменений в персональный состав Правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым» ФИО1 Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым указан ФИО1 Правления.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Так, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в действиях ФИО1 Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО2, принявшего приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N2 62/12 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по <адрес> на 2020 год» о снижении с ДД.ММ.ГГГГ установленных на 2020 год тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий на территории Республики Крым с нарушением пунктов 6 и 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункта 69 Основ ценообразования, пунктов 7 и 32 Правил регулирования, приказа ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, № «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год», содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленными материалами подтверждается, что административное правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым: 295000, <адрес>.
Согласно статье 2.4. КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения ям административного правонарушения в связи с неисполнением либо не надлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом от 20.10.2020г. об административном правонарушении №.6-32/2020, а так же другими материалами дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за данное нарушение, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В Постановлении ВАС N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного ФИО5, учитывая отсутствие негативных последствий, письменные возражения ФИО2, который ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался, не имел умысла на совершение административного правонарушения, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, считаю возможным освободить ФИО5 от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 2.9, частью 2 статьи 14.6, ст. 29.9 КоАП,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО2 по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, ФИО2 освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья М.В.Колоцей