ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-94/15 от 25.08.2015 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 5-94/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Почеп Брянской области 25 августа 2015 года

Судья Почепского районного суда Брянской области Разнатовская И. А., единолично, рассмотрев протокол об административном правонарушении Департамента культуры Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, гражданки <данные изъяты>, имеющей <данные изъяты> образование, работающей в должности заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес>,

привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ советником Департамента культуры Брянской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО3, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 проведены работы, без согласования с государственным органом охраны памятников, по демонтажу трех неисторических построек, расположенных на территории ансамбля памятников федерального значения <данные изъяты>», в котором жил поэт ФИО1», который состоит на государственной охране, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный материал в отношении заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 передан на рассмотрение в Почепский районный суд ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административный материал принят к производству.

Представитель Департамента культуры Брянской области по доверенности ФИО4 считал вину заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, доказанной. По результатам рассмотрения дела просил суд назначить ФИО3 административное наказание в минимальном размере.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО3 вину признала, суду пояснила. Администрацией <данные изъяты> вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба ФИО1 в <адрес>, в котором в п. 1.3 предусмотрен вывод пансионата <данные изъяты> с территории памятника и ликвидации вновь построенных строений и сооружений, искажающий облик территории. Снесенные хозяйственные постройки были возведены в период работы пансионата <данные изъяты>», использовались для хранения инвентаря, культурной ценности не представляли. Поскольку мероприятия указанные в названном Законе, предусматривали снос вновь созданных строений и построек, она за получением согласования в Департамент культуры Брянской области не обращалась.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду материалы административного дела в отношении заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры <данные изъяты> поступила информация ФИО2 о проведении в усадьбе ФИО1 в <адрес>, без получения задания и разрешения государственного органа охраны памятников, работ по демонтажу трех неисторических памятников. В ходе проверки информации ФИО2 советником Департамента культуры Брянской области было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 проведены работы, без согласования с государственным органом охраны памятников, по демонтажу трех неисторических построек, расположенных на территории ансамбля памятников федерального значения <данные изъяты>», в котором жил поэт ФИО1», который состоит на государственной охране, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт совершения правонарушения заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составленного надлежащим образом и в соответствии с требованиями действующего законодательства, письмами ФИО2, адресованными в различные инстанции, постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и перечня к нему, согласно которому усадьба <данные изъяты>», в которой жил поэт ФИО1, а также парк с прудом в усадьбе мемориальный музей ФИО1, расположенной, в <адрес>, является историческим памятником.

Представленные доказательства суд признает допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определяет объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Как следует из ч. 2 ст. 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ.

Статьей 45 указанного Федерального закона предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по приспособлению памятника для современного использования проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 1.3 Постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба ФИО1» в <адрес> на территории усадьбы <данные изъяты> должны быть произведены работы по сохранившимся историческим строениям (прежде всего по западному гостевому флигелю) и поддерживающий ремонт по воссозданным строениям, необходимо завершить реставрационные работы по парку, распространив их на всю территорию в исторических границах парка. В перспективе необходим вывод пансионата <данные изъяты> с территории памятника с последующим исследованием и возвращением первоначального вида тех исторических усадебных строений, которые ныне занимает пансионат, и ликвидацией вновь построенных строений и сооружений, искажающих исторический облик территории.

В рамках полномочий, предусмотренных постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством администрацией <данные изъяты> меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.

Усадьба <данные изъяты>», в которой жил поэт ФИО1, а также парк с прудом, расположенные в <адрес>, Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ приняты под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

В результате проверки по поступившей информации ФИО2, проведенной Департаментом культуры Брянской области, выявлены факты нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и администрации <данные изъяты> в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия со стороны заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3, а именно: в ходе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 проведены работы, без согласования с государственным органом охраны памятников, по демонтажу трех неисторических построек, расположенных на территории ансамбля памятников федерального значения <данные изъяты>», в котором жил поэт ФИО1», который состоит на государственной охране, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ .

Указанные обстоятельства, подтверждены совокупностью перечисленных выше доказательств, с очевидностью свидетельствуют о доказанности факта сноса демонтажа трех неисторических построек на территории ансамбля без согласования с государственным органом охраны памятников.

Как установлено административным законодательством Российской Федерации, должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в действиях заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 установлены нарушения ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

При назначении наказания заместителю директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, наличие смягчающего обстоятельства – раскаяние в содеянном, привлечение к административной ответственности впервые, то, что демонтированные здания, без согласования, являлись не историческими и вносили диссонанс в визуальное восприятие объектов культурного наследия усадьбы, поскольку проектом зон охраны усадьбы, в перспективе, был рекомендован их снос, а также необходимо учесть, что объекты культурного наследия, в ходе проведения несогласованных работ, не пострадали, отсутствие отягчающих обстоятельств.

С учетом обстоятельств, определенных ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о назначении заместителю директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3, что хотя нарушение формально и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в то же время по своему характеру, объему, отсутствию тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, что является основанием для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Принимая во внимание, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ, и не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий, то следует признать, что при установлении фактических обстоятельств данного дела не выявлено существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Поэтому прихожу к выводу об освобождении заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 от административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.7 КоАП РФ,

постановил:

Освободить заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 от административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного ею административного правонарушения.

Объявить заместителю директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 устное замечание.

Производство по делу в отношении ФИО3 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней.

Судья

Почепского районного суда - И. А. Разнатовская