Дело № 5-94/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Почеп Брянской области 25 августа 2015 года
Судья Почепского районного суда Брянской области Разнатовская И. А., единолично, рассмотрев протокол № об административном правонарушении Департамента культуры Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, гражданки <данные изъяты>, имеющей <данные изъяты> образование, работающей в должности заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес>,
привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ советником Департамента культуры Брянской области составлен протокол № об административном правонарушении в отношении ФИО3, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 проведены работы, без согласования с государственным органом охраны памятников, по демонтажу трех неисторических построек, расположенных на территории ансамбля памятников федерального значения <данные изъяты>», в котором жил поэт ФИО1», который состоит на государственной охране, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный материал в отношении заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 передан на рассмотрение в Почепский районный суд ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административный материал принят к производству.
Представитель Департамента культуры Брянской области по доверенности ФИО4 считал вину заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, доказанной. По результатам рассмотрения дела просил суд назначить ФИО3 административное наказание в минимальном размере.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО3 вину признала, суду пояснила. Администрацией <данные изъяты> вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба ФИО1 в <адрес>, в котором в п. 1.3 предусмотрен вывод пансионата <данные изъяты> с территории памятника и ликвидации вновь построенных строений и сооружений, искажающий облик территории. Снесенные хозяйственные постройки были возведены в период работы пансионата <данные изъяты>», использовались для хранения инвентаря, культурной ценности не представляли. Поскольку мероприятия указанные в названном Законе, предусматривали снос вновь созданных строений и построек, она за получением согласования в Департамент культуры Брянской области не обращалась.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду материалы административного дела в отношении заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры <данные изъяты> поступила информация ФИО2 о проведении в усадьбе ФИО1 в <адрес>, без получения задания и разрешения государственного органа охраны памятников, работ по демонтажу трех неисторических памятников. В ходе проверки информации ФИО2 советником Департамента культуры Брянской области было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 проведены работы, без согласования с государственным органом охраны памятников, по демонтажу трех неисторических построек, расположенных на территории ансамбля памятников федерального значения <данные изъяты>», в котором жил поэт ФИО1», который состоит на государственной охране, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№.
Факт совершения правонарушения заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составленного надлежащим образом и в соответствии с требованиями действующего законодательства, письмами ФИО2, адресованными в различные инстанции, постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и перечня к нему, согласно которому усадьба <данные изъяты>», в которой жил поэт ФИО1, а также парк с прудом в усадьбе мемориальный музей ФИО1, расположенной, в <адрес>, является историческим памятником.
Представленные доказательства суд признает допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определяет объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Как следует из ч. 2 ст. 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ.
Статьей 45 указанного Федерального закона предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по приспособлению памятника для современного использования проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 1.3 Постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба ФИО1» в <адрес> на территории усадьбы <данные изъяты> должны быть произведены работы по сохранившимся историческим строениям (прежде всего по западному гостевому флигелю) и поддерживающий ремонт по воссозданным строениям, необходимо завершить реставрационные работы по парку, распространив их на всю территорию в исторических границах парка. В перспективе необходим вывод пансионата <данные изъяты> с территории памятника с последующим исследованием и возвращением первоначального вида тех исторических усадебных строений, которые ныне занимает пансионат, и ликвидацией вновь построенных строений и сооружений, искажающих исторический облик территории.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством администрацией <данные изъяты> меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
Усадьба <данные изъяты>», в которой жил поэт ФИО1, а также парк с прудом, расположенные в <адрес>, Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
В результате проверки по поступившей информации ФИО2, проведенной Департаментом культуры Брянской области, выявлены факты нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и администрации <данные изъяты> в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия со стороны заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3, а именно: в ходе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 проведены работы, без согласования с государственным органом охраны памятников, по демонтажу трех неисторических построек, расположенных на территории ансамбля памятников федерального значения <данные изъяты>», в котором жил поэт ФИО1», который состоит на государственной охране, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанные обстоятельства, подтверждены совокупностью перечисленных выше доказательств, с очевидностью свидетельствуют о доказанности факта сноса демонтажа трех неисторических построек на территории ансамбля без согласования с государственным органом охраны памятников.
Как установлено административным законодательством Российской Федерации, должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях заместителем директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 установлены нарушения ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При назначении наказания заместителю директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, наличие смягчающего обстоятельства – раскаяние в содеянном, привлечение к административной ответственности впервые, то, что демонтированные здания, без согласования, являлись не историческими и вносили диссонанс в визуальное восприятие объектов культурного наследия усадьбы, поскольку проектом зон охраны усадьбы, в перспективе, был рекомендован их снос, а также необходимо учесть, что объекты культурного наследия, в ходе проведения несогласованных работ, не пострадали, отсутствие отягчающих обстоятельств.
С учетом обстоятельств, определенных ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о назначении заместителю директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3, что хотя нарушение формально и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в то же время по своему характеру, объему, отсутствию тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, что является основанием для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Принимая во внимание, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ, и не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий, то следует признать, что при установлении фактических обстоятельств данного дела не выявлено существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Поэтому прихожу к выводу об освобождении заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 от административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.7 КоАП РФ,
постановил:
Освободить заместителя директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 от административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного ею административного правонарушения.
Объявить заместителю директора ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» по развитию мемориального музея ФИО1 ФИО3 устное замечание.
Производство по делу в отношении ФИО3 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней.
Судья
Почепского районного суда - И. А. Разнатовская