ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-94/20 от 19.08.2020 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №5-94/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 августа 2020 г. г. Вышний Волочек

Судья Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Некрасов Р.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Вышневолоцкого городского округа, ОГРН 1026901605103, ИНН: 6908003825, юридический адрес: Тверская область, г. Вышний Волочек, Казанский проспект, д.17,

установил:

в отношении администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраковым И.Э. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при следующих обстоятельствах.

Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в ходе проверки по поручению прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения администрацией Вышневолоцкого городского округа требований жилищного законодательства.

Проведённой проверкой установлено, что 09.08.2019 в администрацию Вышневолоцкого района поступило обращение ФИО1 по факту ненадлежащего содержания общего имущества управляющей организацией - ООО УК «Бережок» в многоквартирных домах №№6, 10 по ул. Мелиораторов и №2а по ул. Ленинградская п. Пригородный Вышневолоцкого района Тверской области.

В рамках осуществления муниципального жилищного контроля Управлением по инфраструктурном развитию села администрации Вышневолоцкого района на основании приказов №№3, 4, 5 от 14.08.2019, организована внеплановая проверка в отношении ООО УК «Бережок», осуществляющего управление (обслуживание) многоквартирных домах №№6, 10 по ул. Мелиораторов и №2а по ул. Ленинградская п. Пригородный Вышневолоцкого района Тверской области.

По результатам проверки органом муниципального жилищного контроля в деятельности ООО УК «Бережок» установлены нарушения при содержании общего имущества многоквартирных домов №6 и 10 по ул. Мелиораторов п. Пригородный Вышневолоцкого района Тверской области, в связи с чем последнему выданы предписания №№1 и 2 от 16.08.2019 соответственно о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Вместе с тем, в нарушение п. 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ вопрос о привлечении ООО УК «Бережок» за допущенные нарушения при содержании общего имущества многоквартирных домов №6 и 10 по ул. Мелиораторов п. Пригородный Вышневолоцкого района Тверской области к административной ответственности, органом муниципального жилищного контроля не инициирован.

В связи с неисполнением предписания №1 от 16.08.2019, органом муниципального жилищного контроля ООО УК «Бережок» выдано предписание №3 от 19.08.2019 о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, которое также не исполнено.

С учетом неисполнения ООО УК «Бережок» предписания №1 от 16.08.2019, 23.08.2019 органом муниципального жилищного контроля в отношении указанного лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который направлен мировому судье судебного участка №13 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области.

Определением мирового судьи судебного участка №13 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 09.09.2019 указанный протокол и материалы к нему возвращены руководителю Управления по инфраструктурному развитию села администрации Вышневолоцкого района для устранения недостатков, выразившихся в отсутствии события административного правонарушения.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Нарушения, содержащиеся в протоколе до настоящего времени не устранены, что позволило ООО УК «Бережок» уклониться от административной ответственности за содеянное.

Кроме того, в нарушение п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ органом муниципального контроля не проконтролировано исполнение предписаний №1 от 16.08.2019 и №3 от 19.08.2019 в отношении многоквартирного дома №6 по ул. Мелиораторов п. Пригородный Вышневолоцкого района Тверской области.

Подобное бездействие органа муниципального жилищного контроля нарушает ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей равенство всех перед законом и судом, поскольку ставит ООО УК «Бережок» в более выгодное положение по отношению к иным организациям, привлеченным к административной ответственности за аналогичные действия и дискредитирует орган муниципального жилищного контроля на территории Вышневолоцкого городского округа.

При изучении журнала учета проверок муниципального жилищного контроля администрации Вышневолоцкого района за 2019 г. установлено, что органом муниципального жилищного контроля проведено 6 таких проверок.

В нарушение положений ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ), ст. 20 ЖК РФ материалы проверок в отношении ООО УК «Жилфронт» (Приказ от 04.02.2019 №1) и в отношении ООО УК «ЖРС» (Приказ от 04.02.2019 №2) отсутствуют, проверки фактически не проводились.

В ходе изучения обращений граждан, являющихся поводом для проведения в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ проверки в рамках муниципального жилищного контроля установлено, что 21.03.2020 на личном приёме у Главы Вышневолоцкого городского округа Рощиной Н.П., гр. ФИО2 сообщила о неудовлетворительном обслуживании дома №40а (отсутствие отопления, горячего водоснабжения).

Вместе с тем, в нарушение положений ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ администрацией Вышневолоцкого городского округа проверка в рамках муниципального жилищного контроля по указанному факту не проведена.

В материалах рассмотрения обращения имеются лишь запросы руководителя Управления жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и благоустройства администрации Вышневолоцкого городского округа в ООО УК «Волочек» и МУП «ТСК» о представлении разъяснений по предмету обращения ФИО2 и ответ МУП «ВолочекТепло» о подаче ими нормативных параметров теплоносителя.

С учётом имеющихся данных, заместителем главы администрации Вышневолоцкого городского округа Богдановым С.Б. заявителю ФИО2 без фактически проведённой проверки дан ответ о соответствии. параметров теплоносителя, чем также нарушены положения п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязывающего орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Кроме того, по фактам отсутствия теплоснабжения законодательством о теплоснабжении предусмотрен специальный порядок и срок проведения проверок.

В нарушение п. 129-132 Правил организации теплоснабжения в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808) (далее - Правила организации теплоснабжения в РФ) должностными лицами администрации Вышневолоцкого городского округа проверка по обращению ФИО2 в установленные сроки не проведена, ответ дан несвоевременно.

Аналогичные нарушения по непринятию мер по проведению проверок в рамках муниципального жилищного контроля и проверок теплоснабжения установлены при изучении обращений ФИО4 от 15.01.2020, ФИО5 от 05.02.2020, ФИО6 от 28.01.2020, ФИО7 от 28.01.2020, ФИО8 от 19.02.2020, ФИО9 от 23.01.2020, ФИО10 от 17.02.2020, ФИО11 от 19.02.2020, ФИО12 от 25.02.2020, ФИО13 от 20.02.2020, ФИО14 от 06.03.2020 и других.

Также в ходе проверки установлено, что постановлением администрации Вышневолоцкого городского округа от 24.01.2020 №42 признаны утратившими силу нормативно-правовые документы и административные регламенты, действовавшие на территориях г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района в сфере осуществления муниципального жилищного контроля.

До настоящего времени, в нарушение положений ст. 20 ЖК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, нормативно-правовые документы, регламентирующие осуществление муниципального жилищного контроля, назначение должностных лиц, уполномоченных осуществлять такой контроль на территории Вышневолоцкого городского округа не приняты, что недопустимо.

Согласно ч. 2.2 ст. 20 ЖК РФ при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим принят и действует Закон Тверской области от 20.12.2012 № 121-30 «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области».

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 3 указанного закона органы муниципального жилищного контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль в порядке, установленном настоящим законом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (п. 1). Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, являющихся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации муниципальными жилищными инспекторами (далее - уполномоченные должностные лица), утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с федеральным законодательством (п. 2). Муниципальный жилищный контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Тверской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (п. 3).

На основании ст. 4 Закона Тверской области от 27.09.2012 №79-30 «О порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля органом государственного жилищного надзора Тверской области при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Тверской области» предусмотрено взаимодействие органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Тверской области в формах, указанных в ч. 1 ст. 4 упомянутого закона, которое регулируется административным регламентом.

При этом, административный регламент взаимодействия утверждается совместными решениями органов муниципального жилищного контроля и органа государственного жилищного надзора Тверской области.

В административном регламенте взаимодействия должны быть определены: направления взаимодействия; порядок и сроки информационного обмена; планирование, объем, сроки и порядок проведения совместных проверок; порядок оформления результатов проведения совместных проверок; порядок организации и проведения совместных мероприятий, направленных на предотвращение нарушений законодательства в области жилищных отношений; порядок оказания органом государственного жилищного надзора Тверской области в форме рекомендаций консультативной, методической поддержки органам муниципального жилищного контроля.

Проведённой проверкой установлено, что Административный регламент взаимодействия между органом муниципального жилищного контроля администрации Вышневолоцкого городского округа и органа государственного жилищного надзора Тверской области - ГУ «ГЖИ» Тверской области, администрацией Вышневолоцкого городского округа также не разработан и не утверждён.

При этом инициатива по взаимодействию органа муниципального жилищного контроля администрации Вышневолоцкого городского округа с ГУ «ГЖИ» Тверской области должна исходить от самой администрации в целях получения правовой помощи, проведения совместных комплексных проверок с последующим принятием полного объема необходимых мер реагирования в отношении субъекта проверки.

Отсутствие указанных правовых актов свидетельствует о том, что деятельность администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области по осуществлению муниципального жилищного контроля носит формальный характер, поскольку надлежащим образом не регламентирована, что препятствует проведению проверок.

В ходе проверки обеспечения администрацией Вышневолоцкого городского округа своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Вышневолоцкого городского округа установлены факты неисполнения требований закона.

В нарушение положений п.п. 4-6 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Тверской области (утв. Постановлением Правительства Тверской области от 27.08.2013 № 406-пп) администрацией Вышневолоцкого городского округа сбор необходимой информации не осуществляется, акты технического состояния многоквартирных домов не составляются, информация в необходимом объёме и качестве в ГУ «ГЖИ» Тверской области не предоставляется.

Кроме того, в ходе проверки деятельности межведомственной комиссии по оценке технического состояния жилищного фонда г. Вышний Волочек установлено, что 25.02.2019 в администрацию г. Вышний Волочек поступило заключение ГУ «ГЖИ» Тверской области от 14.02.2019 о несоответствии жилых помещений дома №4/6 по ул. Екатерининская в г. Вышний Волочек - требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно п. 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом МДС 13-21.2007 (утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47) (далее - Положение).

18.03.2019 администрация г. Вышний Волочек проинформировала ГУ «ГЖИ» Тверской области, о том, что вышеназванное заключение рассмотрено и по итогам заседания межведомственной комиссии по оценке технического состояния жилищного фонда г. Вышний Волочек принято решение уведомить собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Екатерининская, д.4/6 о предоставлении в комиссию в соответствии с п. 45 Положения заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пункт 6 ст. 2 ЖК РФ устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за сохранностью и использованием жилищного фонда.

В соответствии с п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношения относятся учёт муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Положением, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1). Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2).

В силу п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Межведомственная комиссия производит оценку и обследование помещений и дома на предмет их соответствия установленным в данном положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимает орган местного самоуправления.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 данного Положения.

Пунктами 44 - 47 Положения установлены процедура проведения оценки соответствия помещения, дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.

В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном положении требованиям включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля); определение состава привлекаемых экспертов; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 данного Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.

В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого, комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 данного Положения (п. 45.1 Положения).

В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведения дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

Как изложено выше, ГУ «ГЖИ» Тверской области в ходе обследования многоквартирного дома №4/6 по ул. Екатерининская г. Вышний Волочек выявило факторы, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, техническое состояние конструктивных элементов и инженерных сетей которого не позволяет обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома.

По результатам обследования ГУ «ГЖИ» Тверской области составило заключение, которое направило для рассмотрения в межведомственную комиссию и принятия соответствующего решения.

Согласно ответу администрации, данный вопрос значился в повестке дня, члены комиссии решили предложить собственникам жилых помещений представить заключение специализированной организации в соответствии с пп. «г» п. 45 Положения.

Однако вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен. Решение, предусмотренное п. 47 Положения, межведомственной комиссией администрации г. Вышний Волочек по признанию помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не принято.

Изложенное в письме администрации от 18.03.2019 №534 по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с п.п. 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения ГУ «ГЖИ» Тверской области.

Таким образом, фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов.

Непредставление собственниками помещений предложенного межведомственной комиссией документа, не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов, в том числе обследование жилых помещений, независимо от финансово-экономических возможностей.

Несмотря на то, что в многоквартирном доме №4/6 по ул. Екатерининская г. Вышний Волочек выявлены несоответствия требованиям, которым должен отвечать безопасный дом, имеется ухудшение эксплуатационных характеристик, снижение уровня надежности несущих строительных конструкций, которые могут привести к обрушению дома, администрация Вышневолоцкого городского округа до настоящего времени в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, с дальнейшим использованием помещений, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.

Таким образом, бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами, жилых помещений дома №4/6 по ул. Екатерининская г. Вышний Волочек, так и иных граждан, что требует незамедлительного принятия мер в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

На основании ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Исходя из содержания приведённых норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, производится путём его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

Разъясняя порядок применения ст. 32 Жилищного кодекса РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п.п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для муниципальных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.

Проведённой проверкой установлено, что на основании постановлений Главы г. Вышний Волочек №№32, 33, 34 от 14.02.2019 утверждены заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда г. Вышний Волочек от 12.02.2019 №№238, 239, 240 и многоквартирный дом №36 по ул. Новгородская г. Вышний Волочек признан аварийным и подлежащим сносу; многоквартирный дом №9 по ул. Ленинградская Дамба г. Вышний Волочек признан аварийным и подлежащим сносу; многоквартирный дом №69а по ул. Ванчакова линия г. Вышний Волочек признан аварийным и подлежащим реконструкции соответственно.

Постановлениями Главы г. Вышний Волочек от 22.02.2019 №№45, 46, 47 установлены сроки отселения физических лиц, зарегистрированных по адресам: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Ленинградская дамба, д.9; Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Новгородская, д.36; Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Ванчакова линия, д.69а, занимающих жилые помещения по договорам социального найма и собственников жилых помещений, для которых жилые помещения по данным адресам являются единственными - до 01.02.2020.

Как показала проверка, администрацией Вышневолоцкого городского округа требования о реконструкции многоквартирного дома №69а по ул. Ванчакова линия г.Вышний Волочек Тверской области с указанием разумных сроков для их выполнения, а также об изъятии земельного участка, на котором расположен дом и жилых помещений в нём для муниципальных нужд в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в случае не осуществления реконструкции в установленный срок, в адрес собственников жилых помещений указанного дома не направлялись.

Таким образом, администрацией Вышневолоцкого городского округа, признавшей многоквартирный дом по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Ванчакова линия, д.69а аварийным и подлежащим реконструкции на протяжении более 3 месяцев не принято мер к направлению собственникам жилых помещений соответствующих требований о реконструкции указанного дома, чем допущены нарушения требований жилищного законодательства.

В результате бездействия администрации г. Вышний Волочек Тверской области допущены нарушения прав и законных интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома №69а по ул. Ванчакова линия г. Вышний Волочек Тверской области на благоприятные и безопасные условия проживания.

Кроме того, несмотря на то, что срок отселения физических лиц, зарегистрированных по адресам: Тверская область, г.Вышний Волочек, ул. Ленинградская дамба, д.9; Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Новгородская, д.36; Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Ванчакова линия, д. 69а, занимающих жилые помещения по договорам социального найма истек (01.02.2020), а конструкции указанных жилых домов находятся в недопустимом и ограниченно работоспособном состоянии, создают угрозу жизни и здоровью людей, администрацией Вышневолоцкого городского округа в нарушение норм жилищного законодательства допущено незаконное длительное бездействие, выразившееся в непринятии мер по расселению граждан из аварийных жилых помещений этих домов.

В связи с выявленными нарушениями в деятельности администрации Вышневолоцкого городского округа требований указанного выше законодательства и в целях устранения нарушений требований закона, по результатам проведенной проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 12.05.2020 в адрес Главы Вышневолоцкого городского округа Рощиной Н.П. внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства за №8и-20, которое получено адресатом 18.05.2020.

Согласно требованиям, указанным в представлении, администрация Вышневолоцкого городского округа должна была в течение месяца со дня внесения представления рассмотреть по существу данное представление и принять конкретные исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нём нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Кроме того, в представлении указывались лица, по вине которых стали возможными вышеуказанные нарушения закона и подпадание данных нарушений под признаки дисциплинарного проступка.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно было быть сообщено в письменной форме в установленный законом месячный срок, в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Екатерининская, д.41.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Однако надлежащие меры по рассмотрению представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.05.2020 за №8и-20 и устранению нарушений в установленный законом срок, администрацией Вышневолоцкого городского округа, приняты не были.

Из содержания ответа на указанное представление, подписанного заместителем Главы администрации Вышневолоцкого городского округа Петровым С.П. от 16.06.2020 №876-СП, зарегистрированного в межрайонной прокуратуре 10.07.2020 следует, что заключение ГУ «ГЖИ» Тверской области от 14.02.2019 о несоответствии жилых помещений дома №4/6 по ул. Екатерининская в г. Вышний Волочек - требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно п. 10 Положения администрацией Вышневолоцкого городского округа до настоящего времени надлежащим образом не рассмотрено. Реальные действенные меры к реконструкции многоквартирного дома №69а по ул. Ванчакова линия г. Вышний Волочек и отселению (выселению) физических лиц из аварийных жилых домов, зарегистрированных по адресам: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Ленинградская дамба, д.9; Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Новгородская, д.36; Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Ванчакова линия, д.69а, не приняты. Остальные нарушения закона, изложенные в представлении, заместителем Главы администрации Вышневолоцкого городского округа Петровым С.П. вовсе не рассмотрены и в ответе на представление не отражены.

Таким образом, администрацией Вышневолоцкого городского округа в период с 18.05.2020 по 18.06.2020 включительно умышленно не выполнены законные требования прокурора, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», при рассмотрении представления об устранении нарушений требований федерального законодательства от 12.05.2020 №8и-20.

В результате умышленного невыполнения администрацией Вышневолоцкого городского округа требований прокурора, представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 12.05.2020 №8и-20 надлежащим образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» до настоящего времени не рассмотрено.

Представитель администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области Новикова М.К. в судебном заседании вину в несвоевременном исполнении требования прокурора признала частично, пояснила, что в настоящее время принимаются меры для устранения нарушений требований жилищного законодательства, в ближайшее время будут приняты нормативные акты в сфере муниципального жилищного контроля, решается вопрос с отселением жильцов аварийных жилых домов, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, устранить нарушения требований жилищного законодательства в установленный предписанием срок было невозможно.

В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Чудров Д.А. пояснил, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было возбуждено Вышневолоцким межрайонным прокурором в связи с неисполнением требования, которое было направлено в адрес юридического лица. Собранные материалы свидетельствуют о наличии достаточных оснований, послуживших поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, как и наличии достаточных доказательств о том, что у должностного лица имелась возможность в срок выполнить указанные требования прокурора. Полагает, что юридическое лицо администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области должно понести ответственность.

Заслушав должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Вышневолоцкого городского округа требований жилищного законодательства, в ходе которой в деятельности администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области установлены нарушения требований жилищного законодательства.

В связи с выявленными нарушениями в деятельности администрации Вышневолоцкого городского округа требований жилищного законодательства и в целях устранения нарушений требований закона, по результатам проведенной проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 12.05.2020 в адрес Главы Вышневолоцкого городского округа Рощиной Н.П. внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства за №8и-20, которое получено адресатом 18.05.2020.

Согласно требованиям, указанным в представлении, администрация Вышневолоцкого городского округа должна была в течение месяца со дня внесения представления рассмотреть по существу данное представление и принять конкретные исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нём нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Кроме того, в представлении указывались лица, по вине которых стали возможными вышеуказанные нарушения закона и подпадание данных нарушений под признаки дисциплинарного проступка.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно было быть сообщено в письменной форме в установленный законом месячный срок, в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру, расположенную по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Екатерининская, д.41.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202- I «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Однако надлежащие меры по рассмотрению представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.05.2020 за №8и-20 и устранению нарушений в установленный законом срок, администрацией Вышневолоцкого городского округа, приняты не были.

Таким образом, администрацией Вышневолоцкого городского округа в период с 18.05.2020 по 18.06.2020 включительно не выполнены законные требования прокурора, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», при рассмотрении представления об устранении нарушений требований федерального законодательства от 12.05.2020 №8и-20.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующею от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в умышленном бездействии либо в совершении действий, направленных на невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Законодатель возлагает на юридическое лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению и предоставлению информации, в установленный срок. В случае несогласия юридического лица с требованиями о предоставлении информации, ему предоставлено право на обращение в суд с соответствующим заявлением о признании требования незаконным.

Вина юридического лица - администрации Вышневолоцкого городского округа в совершении указанного административного правонарушения заключается в том, что у данного лица имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, но им по месту регистрации и фактического осуществления деятельности по адресу: 171163, Тверская область, г. Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 17, в период с 18.05.2020 по 18.06.2020, умышленно не принято достаточных мер к выполнению законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в результате чего допущены нарушения, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 12.05.2020 №8и-20 об устранении нарушений требований федерального законодательства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность юридического лица - администрации Вышневолоцкого городского округа подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 июля 2020 г.; объяснением представителя юридического лица Новиковой М.К. от 23 июля 2020 г.; копией представления заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патракова И.Э. об устранении нарушений требований федерального №8и-20 от 12 мая 2020 г., полученного администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области 18 мая 2020 г.; копией ответа администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на представление от 16 июня 2020 г.; копией требования заместителя межрайонного прокурора Патракова И.Э. от 21 июля 2020 г.; копией Решения Думы Вышневолоцкого городского округа №94 от 20.12.2019 об избрании Главы Вышневолоцкого городского округа, Выпиской из ЕГРЮЛ в отношении администрации Вышневолоцкого городского округа; копией требования заместителя межрайонного прокурора Патракова И.Э. от 23 апреля 2020 г.; ответом на требование с приложенными документами по проверкам управляющих организаций; копией требования заместителя межрайонного прокурора Патракова И.Э. от 30 апреля 2020 г.; ответом на требование с приложенными документами по заседаниям межведомственной комиссии и по вопросам отселения; копией постановления администрации Вышневолоцкого городского округа от 24.01.2020г. №42 о признании утратившими силу нормативно правовых документов и административных регламентов; копией журнала учета проверок муниципального жилищного контроля; копиями документов по факту проверок в рамках муниципального жилищного контроля; копиями обращений граждан и ответов.

Таким образом, судья признает юридического лица - администрации Вышневолоцкого городского округа виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административного наказания для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области по делу не установлено.

Согласно положениям части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица обстоятельств, судья полагает необходимым назначить юридическому лицу администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 17.7, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать юридическое лицо Администрацию Вышневолоцкого городского округа, ОГРН 1026901605103, ИНН: 6908003825, юридический адрес: Тверская область, г. Вышний Волочек, Казанский проспект, д.17, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть оплачен не позднее шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу.

Банковские реквизиты: ИНН 6905000777, КПП 695001001, УФК по Тверской области (Прокуратура Тверской области), ОКТМО 28701000, номер счета получателя платежа 40101810600000010005, банк получателя: Отделение Тверь, БИК 042809001, КБК 41511690010016000140).

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.Ю. Некрасов

Дело №5-94/2020