ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-9542/2021 от 22.09.2021 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

Дело ...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

...... 22 сентября 2021 года

Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Галимов М.М., при секретаре судебного заседания Егоровой А.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении Публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим», юридический адрес: ..., ...,

УСТАНОВИЛ:

... исполняющим обязанности заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 в отношении Публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» (далее – ПАО НКНХ) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и материалы дела переданы на рассмотрение в Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

В судебном заседании представитель Приволжского управления Ростехнадзора ФИО2 пояснил, что согласно п.1 ст. 6 Закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта. В соответствии с п.3.1 ст. 8 Закона №116-ФЗ соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Согласно п.4 ст.8 Закона №116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, при этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности. На основании ст. 16.1 Закона №116-ФЗ соблюдение обязательных требований при проектировании, строительстве, реконструкции опасных производственных объектов обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Согласно части 1 и части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство - документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающего застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В объеме проекта предусмотрены работы, которые влекут за собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановления указанных элементов, что в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса является реконструкцией объекта капитального строительства. Таким образом, ПАО «Нижнекамскнефтехим» осуществляло работы без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, в отсутствии извещения о начале соответствующих работ, уполномоченного органа государственного строительного надзора, а также разрешения ввода в эксплуатацию конструированного объекта капитального строительства. Они должны были уведомить о начале строительства и получить разрешение, в таком случае бы строительство осуществлялось под надзором органов исполнительной власти.

В судебном заседании представитель Приволжского управления Ростехнадзора ФИО3 пояснил, что предприятию проще сделать техническое перевооружение, поскольку при этом в дальнейшем будет проще и легче зарегистрировать и ввести объект в эксплуатацию. Однако, в рассматриваемом случае было выявлено нарушение в области реконструкции объекта, который относится к объекту первого класса опасности. В соответствии с ФЗ-№116, техническим перевооружением является модернизация или улучшение производства. В случае с ПАО НКНХ построен абсолютно новый объект, в связи с чем, он не может квалифицироваться как техническое перевооружение, и квалифицируется только как реконструкция. При строительстве данного объекта были нарушены требования законодательства, в частности отсутствие разрешения на строительство. Строили без контроля и без надзора государственного органа, и потому неизвестно, что там было во время постройки, поэтому Ростехнадзор не может давать гарантии того, что данная установка может быть безопасна при эксплуатации. Строительство опасного объекта должно быть подконтрольно, в данном случае при проверке выявлен построенный объект. ПАО НКНХ осуществило строительство и реконструкцию резервного компрессора ... в цехе полимеризации этилена ... на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена». Данное сооружение не маленького размера, о чем свидетельствуют фотоматериалы, приложенные к материалам дела. Просил привлечь ПАО НКНХ к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности резервного компрессора ....

Представитель ПАО НКНХ ФИО4, действующий на основании доверенности, с привлечением Общества к административной ответственности не согласился, пояснил, что отсутствует объект вменяемого правонарушения, поскольку часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности, а в протоколе описаны правонарушения, связанные с отсутствием разрешения на строительство, отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию, отсутствием уведомления о начале строительства. Установка резервного компрессора PK-1320S является не строительством или реконструкцией, а техническим перевооружением, для которого не требуется разрешение на строительство и прочие разрешительные документы. Для проведения технического перевооружения в отношении указанного объекта составляется рабочая документация на техническое перевооружение компетентными проектными организациями, которые исходя из целей и задач, поставленных перед ними, квалифицируют будущие мероприятия в отношении установки в качестве технического перевооружения или реконструкции. В рассматриваемом случае проектной организацией выступал Проектно-конструкторский центр ПАО НКНХ, имеющий свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Данная рабочая документация впоследствии в соответствии со ст.8 Закона N 116-ФЗ была передана в экспертное учреждение ООО «Эксперт-Проект» для проведения экспертизы промышленной безопасности. По результатам экспертизы экспертным учреждением было выдано заключение, что «установка резервного компрессора ... в цехе полимеризации этилена ...» является техническим перевооружением. В случае признания заключения экспертизы промышленной безопасности ложным, оно подлежит исключению из реестра заключений. Данное заключение не было признано ложным и не было исключено из реестра заключений Ростехнадзором, что еще раз свидетельствует о том, что заключение экспертизы промышленной безопасности в рассматриваемом случае является достоверным и Ростехнадзором не оспорено. Ростехнадзор был обязан доказать, что в ходе технического перевооружения были построены новые здания, существующие здания были расширены, либо перестроены. В рамках технического перевооружения «Установка резервного компрессора ...» в цехе полимеризации этилена ...», был просто смонтирован резервный компрессор, который обеспечивает резерв для существующих компрессоров ... производства полиэтилена. При техническом перевооружении действующих предприятий и отдельных производств может осуществляться: установка дополнительного оборудования, машин и механизмов, в основном, на существующих площадях. В протоколе не указано, какие новые здания или сооружения были возведены, изменилось ли количество этажей, произошло ли расширение. Ростехнадзор был уведомлен о проведенном техническом перевооружении по его окончании, поскольку была направлена экспертиза промышленной безопасности, приказы о вводе в эксплуатацию вновь смонтированного оборудования, приказ о создании рабочей комиссии, акты проверки готовности к пуску. Ростехнадзор изучил представленные документы, и не нашел никаких нарушений. Кроме этого «Установка резервного компрессора ...» входит в состав опасного производственного объекта «Площадка производства полиэтилена». Эта площадка была уже проверена Ростехнадзором, и в рамках этой проверки они видели этот компрессор и ничего по этому поводу не сказали. Проведенные работы были выполнены в полном соответствии с предъявляемыми требованиями безопасности объектов промышленной безопасности и, следовательно, являются безопасными и не представляющими угрозы для жизни и здоровья.

Выслушав доводы участников процесса, и исследовав материалы дела, считаю, что АО ПАО НКНХ подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективную сторону состава административного правонарушения, образуют действия или бездействие, состоящие в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от ... N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - Закон № 116-ФЗ), других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ).

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1 ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ).

Опасными производственными объектами в соответствии с Законом № 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от ... N 116-ФЗ (ред. от ...) Закона № 116-ФЗ отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно статье 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

В силу части 1 и части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство - документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающего застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В силу статьи 55 ГрК РФ выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при наличии разрешения на строительство.

Из материалов дела и пояснений участников процесса, следует, что на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора от ... № 203-рп «О проведении плановой выездной проверки публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» в период с ... по ... в ПАО НКНХ проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта: «Площадка производства полиэтилена», класс опасности – I.

По результатам проверки комиссией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что действиями (бездействием) юридического лица - ПАО НКНХ допущены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности и нарушения лицензионных требований и условий при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:

- строительство и реконструкция объекта капитального строительства «установка резервного компрессора PK-1302S» в цехе полимеризации этилена № 5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» (рег.№ А43-00503-0115) ПАО НКНХ осуществлялось без полученного в установленном порядке разрешения на строительство;

- строительство и реконструкция объекта капитального строительства «установка резервного компрессора PK-1302S» в цехе полимеризации этилена № 5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» (рег.№ А43-00503-0115) ПАО НКНХ осуществлялось в отсутствии государственного строительного надзора. Застройщик за семь рабочих дней до начала строительства объектов капитального строительства не направил извещение о начале работ в уполномоченный орган государственного строительного надзора;

- без разрешения на ввод в эксплуатацию после окончания строительства осуществляется эксплуатация объекта «установка резервного компрессора PK-1302S» в цехе полимеризации этилена № 5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» (рег.№ А43-00503-0115) ПАО НКНХ;

- не обеспечивается контроль за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности, работником, ответственным за осуществление производственного контроля, так как строительство и реконструкция объектов капитального строительства «установка резервного компрессора PK-1302S» в цехе полимеризации этилена № 5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» (рег.№ А43-00503-0115) ПАО НКНХ осуществлялось в отсутствии государственного строительного надзора, застройщик за семь рабочих дней до начала строительства объектов капитального строительства не направил извещение о начале работ в уполномоченный орган государственного строительного надзора, строительство осуществлялось без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.

Фактические обстоятельства вменяемого ПАО НКНХ правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении плановой выездной проверки ПАО НКНХ от ......-рп, актом проверки ...-рп/А от ..., протоколом об административном правонарушении ... от ..., предписанием от ..., фотоиллюстрацией и другими материалами дела.

Допустимых и достоверных доказательств соблюдения ПАО НКНХ при производстве работ требований законодательства «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», представителем ПАО НКНХ не представлено. Его доводы не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Доводы представителя ПАО НКНХ о том, что работы проведенные Обществом на объекте «установка резервного компрессора PK-1302S» в цехе полимеризации этилена № 5807 на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» не попадают под понятие строительство или реконструкция, а является техническим перевооружением, следовательно, получение разрешения не требовалось, являются необоснованными.

Так, пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В силу пункта 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Анализируя материалы дела, в том числе, заключение ... экспертизы промышленной безопасности ООО «Эксперт-Проект», фотоматериалы прихожу к выводу о том, что на объекте «установка резервного компрессора ...» в цехе полимеризации этилена ... на опасном производственном объекте «Площадка производства полиэтилена» проводились именно строительство и реконструкция объекта. В объеме проекта предусмотрены работы, которые влекут за собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.

Таким образом, ПАО НКНХ осуществляло работы без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, в отсутствии извещения о начале соответствующих работ, уполномоченного органа государственного строительного надзора, а также разрешения ввода в эксплуатацию конструированного объекта капитального строительства. Общество должно было уведомить о начале строительства и получить разрешение, в таком случае строительство осуществлялось бы под надзором органов исполнительной власти.

При таких обстоятельствах, считаю, что юридическое лицо ПАО НКНХ подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Поскольку вышеуказанный компрессор РК-1302S является резервным, назначить наказание в виде административного приостановления его деятельности, как этого просит представитель Ростехнадзора, будет неправильным.

Учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ... N 4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств считаю возможным назначить административный штраф ниже низшего предела, установив его в размере 100000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9 и 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать публичное акционерное общество «Нижнекамскнефтехим» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель:УФК по РТ (Приволжское управление Федеральной службы но экологическому, технологическому и атомному надзору)

ИНН <***>. КПП 165501001. Банк получателя: Отделение - НБ Республика Татарстан России //УФК по Республике Татарстан г. Казань БИК 019205400.

Единый казначейский счет – 40...

Казначейский счет -03...

КБК-498 1 16 01091 01 0001 140

ОКТМО 92701000

УИН 0

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вынесения или получения копии через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.

Судья М.М. Галимов