Дело ... ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении ... РТ 22 сентября 2021 года Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Галимов М.М., при секретаре судебного заседания Егоровой А.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении Публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим», юридический адрес: ..., ... УСТАНОВИЛ: ... исполняющим обязанности заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 в отношении Публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» (далее – ПАО НКНХ) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и материалы дела переданы на рассмотрение в Нижнекамский городской суд Республики Татарстан. В судебном заседании представитель Приволжского управления Ростехнадзора ФИО2 пояснил, что ПАО НКНХ вменяется правонарушение в виде осуществления строительства и реконструкции Объекта «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов в цехе ... ОПО «Площадка производства полипропилена» без получения разрешения на строительство, чем был нарушен п.2 ст. 8 ФЗ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.1 ст.51 ГрК кодекса РФ. Данное строительство и реконструкция Объекта осуществлялось в отсутствие государственного строительного надзора, без уведомления о начале работ уполномоченного органа государственного строительного надзора, чем был нарушен п.2 ст. 8 Закона № 116-ФЗ, п.2 ст. 52 ГрК РФ; не обеспечивался контроль за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и т.д., застройщик не направил извещение о начале работ в уполномоченный орган госстройнадзора, строительство осуществлялось без разрешения на строительство, чем были нарушены ст, 9, 11 закона № 116-ФЗ; осуществляется эксплуатация вышеуказанного Объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию после окончания строительства в нарушение ст. 8, 9 Закона № 116-ФЗ, ст. 55 ГрК РФ. В судебном заседании представитель Приволжского управления Ростехнадзора ФИО3 пояснил, что у ПАО НКНХ есть отдел промышленной безопасности, в обязанности которого и входит контроль именно за данной сферой производства. В связи с тем, что Общество систематически допускает аналогичные нарушения, и в 2019 году, и в 2020 году были инциденты, просил привлечь ПАО НКНХ к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности данной установки. Представитель ПАО НКНХ ФИО4, действующий на основании доверенности, с привлечением Общества к административной ответственности не согласился, пояснил, что Ростехнадзор не может просить суд о приостановлении деятельности установки, в то время как неоднократно проводил проверки и не имел о работающем в течение трех лет этом объекте замечаний. Имеется заключение промышленной безопасности, которая говорит о безопасности этого объекта. Из акта приемки реактора от 28.02.2018г, который был смонтирован в рамках технического перевооружения, следует, что при его приемке участвовал государственный инспектор Ростехнадзора. Кроме этого, истекли сроки давности привлечения к ответственности, поскольку прошло три года. Проведенная экспертиза подтвердила, что «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов в цехе ... ОПО «Площадка производства полипропилена» является техническим перевооружением. Данное заключение не было признано ложным и не было исключено из реестра заключений Ростехнадзором. Выслушав доводы участников процесса, и исследовав материалы дела, считаю, что АО ПАО НКНХ подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Объективную сторону состава административного правонарушения, образуют действия или бездействие, состоящие в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от ... N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - Закон № 116-ФЗ), других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ). Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1 ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ). Опасными производственными объектами в соответствии с Законом № 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону. Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от ... N 116-ФЗ (ред. от ...) Закона № 116-ФЗ отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Согласно статье 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от ... N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. В силу части 1 и части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство - документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающего застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В силу статьи 55 ГрК РФ выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при наличии разрешения на строительство. Из материалов дела и пояснений участников процесса, следует, что на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора от ......-рп «О проведении плановой выездной проверки публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» в период с ... по ... в ПАО НКНХ проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта: «Площадка производства полипропилена», класс опасности – I. По результатам проверки комиссией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что действиями (бездействием) юридического лица - ПАО НКНХ допущены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности и нарушения лицензионных требований и условий при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно: - строительство и реконструкция объекта капитального строительства «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов» в цехе ... опасного производственного объекта «Площадка производства полипропилена» (далее - «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов») ПАО НКНХ осуществлялось без полученного в установленном порядке разрешения на строительство; - строительство и реконструкция объектов капитального строительства «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов» ПАО НКНХ осуществлялось в отсутствии государственного строительного надзора. Застройщик за семь рабочих дней до начала строительства объектов капитального строительства не направил извещение о начале работ в уполномоченный орган государственного строительного надзора; - без разрешения на ввод в эксплуатацию после окончания строительства осуществляется эксплуатация объекта «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов» ПАО НКНХ; - не обеспечивается контроль за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности, работником, ответственным за осуществление производственного контроля, так как строительство и реконструкция объектов капитального строительства «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов» ПАО НКНХ осуществлялось в отсутствии государственного строительного надзора, застройщик за семь рабочих дней до начала строительства объектов капитального строительства не направил извещение о начале работ в уполномоченный орган государственного строительного надзора, строительство осуществлялось без полученного в установленном порядке разрешения на строительство. Фактические обстоятельства вменяемого ПАО НКНХ правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе распоряжением о проведении плановой выездной проверки ПАО НКНХ от ......-рп, актом проверки ...-рп/А от ..., протоколом об административном правонарушении ... от ..., предписанием от ..., фотоиллюстрацией и другими материалами дела. Допустимых и достоверных доказательств соблюдения ПАО НКНХ при производстве работ требований законодательства «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», представителем ПАО НКНХ не представлено. Его доводы не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Доводы представителя ПАО НКНХ о том, что работы проведенные Обществом на объекте «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов» не попадают под понятие строительство или реконструкция, а является техническим перевооружением, следовательно, получение разрешения не требовалось, являются необоснованными. Так, пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В силу пункта 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Анализируя материалы дела, в том числе, заключение ... экспертизы промышленной безопасности ООО «Эксперт-Проект», фотоматериалы, прихожу к выводу о том, что на объекте «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов» проводились именно строительство и реконструкция объекта. В объеме проекта предусмотрены работы, которые влекут за собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. Таким образом, ПАО НКНХ осуществляло работы без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, в отсутствии извещения о начале соответствующих работ, уполномоченного органа государственного строительного надзора, а также разрешения ввода в эксплуатацию конструированного объекта капитального строительства. Общество должно было уведомить о начале строительства и получить разрешение, в таком случае строительство осуществлялось бы под надзором органов исполнительной власти. Доводы представителя ПАО НКНХ о том, что Ростехнадзор ранее неоднократно проводил проверки и не имел о работающем длительное время объекте замечаний, при установленных в настоящее время правонарушениях, не могут являться основанием для освобождения ПАО НКНХ от административной ответственности. Доводы об истечении срока давности привлечения к ответственности являются необоснованными, поскольку данных о том, что ранее указанные в протоколе правонарушения были предметом обсуждения или рассмотрения, материалы дела не содержат. Правонарушения эти были выявлены в ходе проведения плановой проверки по распоряжению Ростехнадзора от .... При таких обстоятельствах, считаю, что юридическое лицо ПАО НКНХ подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Назначение наказания в виде административного приостановления деятельности Объекта «Дополнительная очистка пропилена от каталитических ядов», как этого просит представитель Ростехнадзора, в настоящее время невозможно. Как установлено в судебном заседании, данная установка находится в производственном цикле всего нефтехимического производства. Ростехнадзору необходимо продумать путем экспертных заключений варианты для исключения данной установки из указанного цикла. Учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств считаю возможным назначить административный штраф ниже низшего предела, установив его в размере 100000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9 и 29.10 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: Признать публичное акционерное общество «Нижнекамскнефтехим» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Получатель: УФК по РТ (Приволжское управление Федеральной службы но экологическому, технологическому и атомному надзору) ИНН <***>. КПП 165501001. Банк получателя: Отделение - НБ Республика Татарстан России //УФК по Республике Татарстан г. Казань БИК 019205400. Единый казначейский счет – 40102810445370000079 Казначейский счет -03100643000000011100 КБК-498 1 16 01091 01 0001 140 ОКТМО 92701000 УИН 0 Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вынесения или получения копии через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан. Судья М.М. Галимов |