Дело № 5-956/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 июля 2018 года г. Пенза
Судья Первомайского районного суда г.Пензы Тарасова Л.А.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, -Аллахвердиева Б.А.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - УУП ОП № 5 УМВД России по г.Пензе ФИО1,
адвоката Региональной коллегии адвокатов «Правовед» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда (<...>), материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении:
Аллахвердиева Бахруза Аррахмана, ...
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении ... от 20 июня 2018 года, составленным УУП ОП № 5 УМВД России по г.Пензе капитаном полиции ФИО1, 20 июня 2018 года в 14 часов 30 минут около дома № 19 по ул.Терешковой в г.Пензе был выявлен гражданин республики Азербайджан Аллахвердиев Б.А. и его дочь ..., которые в нарушении ст.ст.2 и 10 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», ст.25.10 ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» находились на территории РФ, не имея документов подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а именно: в отсутствие действительной миграционной карты, дающей право иностранному гражданину, прибывшему в порядке, не требующем визы на пребывание (проживание) в РФ, то есть своими действиями совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Аллахвердиев Б.А. в судебном заседании пояснил, что в конце октября 2016 года он с детьми и супругой приехали в г.Пензу, где проживали примерно один год. В конце 2017 года закончился срок действия патента, и в феврале 2018 года их семья выехала из России в Республику Беларусь, где прожили более 3-х месяцев. В Республике Беларусь они обращались в миграционную службу с вопросом о выдаче новой миграционной карты взамен просроченной, однако, в удовлетворении их просьбы было отказано со ссылкой на то, что у них Союз РФ и подобные карты не выдаются, карты выдадут по месту прибытия в России. Они приобрели билеты на поезд и в июне 2018 года приехали в г.Пензу. Ни в поезде, ни на границе каких-либо проблем не возникло. Поселились в квартире тетки супруги по ул.... в г. Пензе. Утром он с документами поехал в Миграционную службу на ул.Суворова, миграционную карту отказались оформить. Вечером этого же дня к ним пришел участковый инспектор, проверил документы, пригласил в опорный пункт и составил в отношении него и супруги протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ. Не отрицает, что у него отсутствуют законные основания для пребывания на территории РФ.
Защитник Аллахвердиева Б.А., допущенный к участию в деле на основании заявленного ходатайства- ФИО3, поддержал позицию своего подзащитного.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, его защитника, адвоката, специалиста Управления по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области ФИО4 прихожу к следующему:
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Аллахвердиев Б.А. является гражданином Республики Азербайджан.
20 июня 2018 года Аллахвердиев Б.А. и его дочь ... находились на территории РФ, не имея документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а именно: в отсутствие действительной миграционной карты, дающей право иностранному гражданину, прибывшему в порядке, не требующем визы, на пребывание (проживание) в РФ.
Данное обстоятельство не оспаривается Аллахвердиевым Б.А., подтверждено показаниями УУП ОП № 5 УМВД России по г.Пензе капитана полиции ФИО1, а также письменными доказательствами имеющимися в материалах дела, в частности: протоколом об административном правонарушении ... от 20.06.2018, рапортом УУП ОП №5 УМВД России по г.Пензе капитана полиции ФИО1 от 20.06.2018, объяснениями Аллахвердиева Б.А., копией национального паспорта, копией миграционной карты, сведениями из АС ЦБДУИГ и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Аллахвердиева Б.А. о том, что они предприняли все меры к оформлению миграционной карты в Республике Беларусь, но им ничего не было выдано, а по пути следования никаких проблем при пересечении границы не возникло, что свидетельствует о законном въезде на территорию РФ, является не состоятельным и опровергается показаниями допрошенного в ходе судебного разбирательства специалиста ФИО4, работающего в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области.
Так, допрошенный в ходе судебного разбирательства в качестве специалиста ФИО4 пояснил, что порядок выдачи миграционной карты регламентируется Соглашением между правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5.10.2004. В статье 3 данного соглашения четко указано в каком случае миграционная карта не заполняется при въезде на территорию государств сторон и не предъявляется при выезде с территории государств сторон. К данному перечню лиц Аллахвердиев Б.А. не относится, следовательно, при выезде с территории Республики Беларусь в РФ он, как иностранный гражданин обязан был получить в компетентных органах Республики Беларусь миграционную карту, после чего въехать на территорию РФ и предъявить ее компетентным органам РФ. В данном случае Аллахвердиев в Республике Беларусь миграционную карту не оформил, без документа въехал на территорию РФ, в связи с чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Не доверять показаниям специалиста ФИО4 не имеется оснований, поскольку они последовательные, соответствуют нормам действующего законодательства, ФИО4 не заинтересован в исходе дела.
Таким образом, совершенное Аллахвердиевым Б.А. деяние, выразившееся в нарушении режима пребывания на территории Российской Федерации (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он нарушил требования установленные ФЗ РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела, а также из пояснений Аллахвердиева Б.А. усматривается, что их семья имеет намерение проживать и работать в г.Пензе, в данном городе у них есть родственники, которые предоставили им квартиру, кроме того, оказывают помощь в воспитании детей, на территории Республики Азербайджан у них нет ни имущества, ни работы, ни близких родственников. 21 июня 2018 года ФИО5 родила сына ...
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Аллахвердиева Б.А. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П, от 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
С учетом личности Аллахвердиева Б.А., а также конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на нарушение прав и основных свобод Аллахвердиева Б.А., назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах, считаю возможным определить Аллахвердиеву Б.А. наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб. без применения дополнительного наказания в виде административным выдворения за пределы РФ.
Вместе с тем, судья считает необходимым разъяснить Аллахвердиеву Б.А., что привлечение к административной ответственности без применения выдворения не дает оснований для законного пребывания на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание на территории РФ.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Аллахвердиева Бахруза Аррахманану признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей без применения дополнительного наказания в виде административным выдворения за пределы РФ.
В соответствии с ч.1.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: Получатель платежа УФК по Пензенской области (УВД России по Пензенской области) ИНН <***>, КПП 583401001, р/с <***>, л/с <***>, наименование банка - отделение Пенза г. Пенза, БИК 045655001, ОКТМО 56701000, КБК 18 811690040046000140, УИН 18880358181354138379).
Разъяснить Аллахвердиеву Б.А., что привлечение к административной ответственности без применения выдворения не дает оснований для законного пребывания на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание на территории РФ.
Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - ... Л.А. Тарасова
...
...
...