ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 августа 2014 года г. Астрахань
Судья Советского районного суда г. Астрахани Метелева А.М., при секретаре Бембеевой А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении <ФИО>6 адрес государственной регистрации – <данные изъяты>, <адрес> <адрес>, дата регистрации в качестве юридического лица – <дата> года, орган государственной регистрации – МИФНС России №6 по Астраханской области, ИНН <номер>, ОГРН <номер>, привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела следует, что <дата> на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни <ФИО>7 была подана декларация на товар - «виноград сушеный (изюм)», зарегистрированная Астраханским таможенным постом Астраханской таможни под номером <номер>
В подтверждении соответствия декларируемого товара требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года № 880, <ФИО>8 на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни была представлена декларация о соответствии от <дата> <номер>
Согласно представленной декларации о соответствии от <дата> № <номер> декларируемый товар – «виноград сушеный» соответствует требованиям вышеуказанного Технического регламента Таможенного союза.
При проведении документального контроля сведений о товаре, заявленных в декларации, должностными лицами Астраханского таможенного поста Астраханской таможни был выявлен и применен срочный профиль риска <номер>, предусматривающий проведение таможенного досмотра товара.
В рамках вышеуказанного профиля риска Астраханским таможенным постом Астраханской таможни было назначено проведение таможенного досмотра декларируемого товара.
Согласно акту таможенного досмотра № <номер>, составленного по результатам проведенного таможенного досмотра, на части коробов, в которых находится декларируемый товар, отсутствует маркировка на русском языке. На данных коробках имеется только маркировка, нанесенная полиграфическим способом на английском языке.
Таможенный орган посчитал, что в нарушение положений пункта 2 части 4.1 и пункта 2 части 4.2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», на декларируемом товаре отсутствует маркировка на русском языке, в связи с чем действие декларации о соответствии от <дата> № <номер>, представленной <ФИО>9 не распространяется на часть декларируемого товара и не подтверждает его соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
По данному факту, <дата> в отношении <ФИО>10 старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Астраханской таможни ДДФ было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования <номер> по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
По результатам проведенного административного расследования <дата> административным органом в отношении <ФИО>11 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Астраханской таможни по доверенности ДДФ просил признать <ФИО>12 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, указывая на наличие в действиях последнего состава указанного административного правонарушения.
Представители <ФИО>13 по доверенности КАЛ, РОН просили производство по делу в отношении <ФИО>14 прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.
Заслушав представителей Астраханской таможни, лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части I статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров.
Объективную сторону данного правонарушения образует противоправное действие лица, заключающееся в заявлении недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств -членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Субъектом данного административного правонарушения является декларант или таможенный представитель.
Субъективная сторона данного правонарушения выражается в виновном действии лица, повлекшем несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). Таможенное декларирование товаров производится Декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (ч. 2). Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (часть 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В силу части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий, в том числе, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирование внешнеторговой деятельности" в соответствии с международным договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры, необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" указано, что в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Закона.
Из материалов дела следует, что <дата> на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни <ФИО>15 была подана декларация на товар - «виноград сушеный (изюм)», зарегистрированная Астраханским таможенным постом Астраханской таможни под номером <номер>
В подтверждении соответствия декларируемого товара требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от <дата> № <номер>, <ФИО>16 на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни была представлена декларация о соответствии от <дата> № <номер>
Согласно представленной декларации о соответствии от <дата> № <номер> декларируемый товар – «виноград сушеный» соответствует требованиям вышеуказанного Технического регламента Таможенного союза.
При проведении документального контроля сведений о товаре, заявленных в декларации, должностными лицами Астраханского таможенного поста Астраханской таможни был выявлен и применен срочный профиль риска № <номер>, предусматривающий проведение таможенного досмотра товара.
В рамках вышеуказанного профиля риска Астраханским таможенным постом Астраханской таможни было назначено проведение таможенного досмотра декларируемого товара.
Согласно акту таможенного досмотра № <номер> составленного по результатам проведенного таможенного досмотра, на части коробов, в которых находится декларируемый товар, отсутствует маркировка на русском языке. На данных коробках имеется только маркировка, нанесенная полиграфическим способом на английском языке.
Таможенный орган пришел к выводу, что представленная при подаче ДТ <номер> декларация о соответствии от <дата> № <номер> не распространяется на часть декларируемого товара и не подтверждает его соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/211 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Статьей 2 Федерального закона "О техническом регулировании" под идентификацией продукции понимается установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Также данной статьей установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно разделу 3.4 Межгосударственного стандарта "Упаковка. Термины и определения" ГОСТ 17527-2003, введенного постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 года № 85-ст, маркировка на товар может быть нанесена на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык.
Согласно Примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения,
документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Для установления наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, необходимо установить, является ли представленный к таможенному оформлению документ недействительным по смыслу Примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ.
Суд считает, что товаросопроводительными документами, предъявленными заявителем к таможенному оформлению на товар «Виноград сушеный (изюм)», подтверждена относимость спорной декларации о соответствии от <дата> № <номер>, выданной для выпуска данного товара по ДТ <номер>
Кроме того, суд отмечает, что недействительность товаросопроводительных документов на спорный товар административным органом не установлена.
Таможенным органом не представлено доказательств несоответствия маркировки, указанной в декларации о соответствии от <дата> № <номер> и заявленных обществом в ДТ № <номер>, со сведениями, отраженными в акте таможенного досмотра.
При таких обстоятельствах имеющая на коробках информация, не может свидетельствовать о недействительности (неотносимости к заявленному к таможенному оформлению товару) представленной обществом в таможенный орган декларации о соответствии от <дата> № <номер>
При отражении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, таможенный орган должен выяснить, какие именно запреты или ограничения установлены или могут быть применены к товару.
Поскольку в актах административной проверки по данному делу и в протоколе об административном правонарушении не указано, какие запреты и ограничения могли быть применены в связи с представлением недействительного документа с учетом требований части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует вмененное ему административное правонарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если отсутствует событие или состав административного правонарушения.
В соответствии с п.п. 1 п.1.1. ст.29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.16.2 ч.3, ст.29.9 КоАП РФ, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении <ФИО>17, адрес государственной регистрации – <данные изъяты> <адрес> <адрес>, дата регистрации в качестве юридического лица – <дата> года, орган государственной регистрации – МИФНС России №6 по Астраханской области, ИНН <номер>, ОГРН <номер>, прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления через районный суд, вынесший постановление.
СудьяА.М. Метелева