ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-95/20 от 23.06.2020 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело №

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Рязань 23 июня 2020 года

Судья Советского районного суда г. Рязани Никишина Н.В.

при секретаре Сурковой К.А.

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - <данные изъяты> ФИО1, дд.мм.гггг. года рождения,зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № от дд.мм.гггг., составленному ведущим инспектором контрольно-счетной палаты Рязанской области, ФИО1, занимая должность <данные изъяты> и осуществляя функции главного распорядителя бюджетных средств, допустил нарушение условий предоставления межбюджетных субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, выразившееся в подписании им соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету от дд.мм.гггг. № на сумму 29 132, 5 тыс.руб., а также в перечислении субсидий по платежному поручению от дд.мм.гггг. № на сумму 29 132, 4 тыс. руб., чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч 2 ст.15.15.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен по результатам проверки ведущим инспектором контрольно-счетной палаты Рязанской области контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из областного бюджета в 2019-2020 г.г. на реализацию федерального проекта «Чистая вода» и модернизацию парка коммунальной техники в рамках реализации подпрограммы «Модернизация коммунального комплекса» государственной программы Рязанской области «Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности», о чем составлен акт проверки от дд.мм.гггг. №.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, вину в совершении вменяемого ему административного правонарушения не признал, пояснив, что условий предоставления межбюджетных субсидий им допущено не было.

Суд, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетеля Свидетель №1, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.

Частью 2 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с п.1 ст.139 Бюджетного Кодекса РФ в редакции, действующей на момент совершения вменяемого ФИО1 административного правонарушения, под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Абзацем 3 той же статьи Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (абзац 3 ст.139 БК РФ).

Федеральным Законом от дд.мм.гггг. № 367-ФЗ действие абзаца 3 статьи 159 БК РФ приостановлено до дд.мм.гггг..

Судом установлено, что Постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № утверждена государственная программа Рязанской области "Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности", в соответствии с которой заказчиком, разработчиком и исполнителем программы является Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (далее по тексту - Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области).

В рамках данной Программы была утверждена подпрограмма «Модернизация коммунального комплекса», целью и задачами которой, в свою очередь, являлось в числе прочего: повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, модернизация систем водоснабжения Рязанской области, модернизация систем водоотведения и очистки сточных вод Рязанской области.

В последующем на основании изменений в Программу, внесенных Постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг., в задачи данной Подпрограммы стала входить реализация регионального проекта "Чистая вода (Рязанская область)", направленного на достижение результатов реализации федерального проекта "Чистая вода".

В соответствии с данной программой был осуществлен рейтинговый отбор объектов, которые планируются к строительству, реконструкции (модернизации) в рамках реализации регионального проекта "Чистая вода (Рязанская область)", в число которых были включены объекты питьевого водоснабжения - скважины со станциями очистки артезианской воды в <данные изъяты>.

В соответствии с п.4.1 раздела 4 «Механизм реализации подпрограммы «Модернизация коммунального комплекса», действовавшим на момент вменяемого ФИО1 административного правонарушения, главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий подпрограмм, являлось министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области, которое обязалось обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, контроль за соблюдением получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении.

Согласно п.4.3 раздела 4 «Механизм реализации подпрограммы», на выполнение мероприятий, указанных в разделе 5 "Система программных мероприятий" подпрограммы (за исключением пунктов 3.3, 5.1), предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных образований Рязанской области в пределах доведенных до главного распорядителя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Условия предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета определены в Постановлении Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. №.

Такими условиями являются:

- наличие расходного обязательства муниципального образования, связанного с выполнением полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения и соответствующего цели предоставления субсидии;

- наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета;

- наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства - в отношении субсидий, за счет которых осуществляется софинансирование строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

- возврат средств в областной бюджет осуществляется в порядке согласно приложению к настоящему постановлению в случае неисполнения муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с абзацами третьим - пятым пункта 2 настоящего постановления;

- исполнение муниципальным образованием в течение двух лет, предшествующих году получения субсидии, условия предоставления субсидий, предусмотренного абзацем пятым настоящего пункта;

- иные условия, предусмотренные законами Рязанской области и (или) постановлениями Правительства Рязанской области.

Постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № были разработаны специальные условия предоставления субсидий на реализацию ряда мероприятий подпрограмм, предусмотренных в разделе 5 «Система мероприятий» и критерии отбора для предоставления субсидий на реализацию указанных мероприятий, в том числе для реализации мероприятий, указанных в пунктах 1.2, 1.3, 2.1, 3.1 раздела 5 "Система программных мероприятий", в число которых входило предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения (п.1.2 раздела 5 в ред. постановления Правительства Рязанской области по состоянию на дд.мм.гггг.), предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения (п.1.8 раздела 5 в той же реакции) по критерию численности населения, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области по состоянию на дд.мм.гггг. свыше 10000 человек.

В связи с реализацией регионального проекта "Чистая вода (Рязанская область)», включенного в государственную программу на основании Постановления Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. система мероприятий государственной программы была дополнена пунктом 7.1 «Предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения».

Для получения субсидии по этому проекту пунктом 4.4 раздела 4 «Механизм реализации Программы был также предусмотрен ряд условий, в том числе условия, предусмотренные Постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № и иные.

В редакции Постановления Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № одним из критериев отбора муниципальных образований для данного мероприятия (ранее п.1.8 раздела 5 «Система программных мероприятий") стала являться численность населения согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области по состоянию на 1 января года предоставления субсидии свыше 100000 человек.

Согласно п.4.8 раздела 4 «Механизм реализации подпрограммы», порядок проведения отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на реализацию программных мероприятий подпрограммы устанавливается министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области.

дд.мм.гггг. Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области издало постановление <данные изъяты>, которым утвердило порядок отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на финансирование мероприятий, указанных в разделе 5 "Система программных мероприятий" подпрограммы "Модернизация коммунального комплекса" государственной программы Рязанской области "Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности", в том числе в мероприятие 7.1 данного раздела (в редакции постановления от дд.мм.гггг.).

Из содержания данного Постановления следует, что для участия в Отборе муниципальное образование подает заявку по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (п.4.1).

В заявке должны быть отражены сведения и приложены документы, подтверждающие выполнение муниципальным образованием условий и соответствие муниципального образования критериям отбора, предусмотренным пунктами 4.4 и 4.5 раздела 4 Подпрограммы ( п.4.2).

Отбор осуществляется комиссией, образованной Организатором отбора, в данном случае министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, состоящей из представителей Организатора отбора, министерства финансов Рязанской области, министерства по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области, министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, министерства строительного комплекса Рязанской области. Комиссию возглавляет министр топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, а в случае его отсутствия один из заместителей (п.п.1.3, 3.2).

Согласно п.3.7 указанного выше Порядка, в рамках отбора комиссия осуществляет проверку достоверности и полноты представленной информации и соответствия муниципальных образований условиям и критериям, установленным пунктами 4.4 и 4.5 раздела 4 Подпрограммы.

Результаты проведенного отбора утверждаются решением комиссии по результатам отбора, которые оформляются протоколами заседания. В данном решении указываются мероприятия Подпрограммы, подлежащие финансированию в текущем финансовом году, с разбивкой по муниципальным образованиям и объектам с объемами финансирования по каждому из них (п.п. 4.7, 4.8 Порядка).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что дд.мм.гггг. администрацией Кораблинского района в Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области было подано 4 заявки о предоставлении субсидии на общую сумму 29 132, 5 тыс. руб. на реконструкцию четырех скважин питьевого водоснабжения, в том числе в отношении скважин №, №, № на суммы по 7 283, 1 тыс.руб. в отношении скважины № - на сумму 7 283, 2 тыс. руб.

дд.мм.гггг. комиссией по проведению отбора муниципальных образований Рязанской области на предоставление субсидии на финансирование мероприятия подпрограммы «Модернизация коммунального комплекса» государственной программы Рязанской области «Развитие коммунальной инфраструктуры, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности», в состав которой входили представители различных министерств Рязанской области, в том числе и ФИО5, занимающий на тот момент должность заместителя Министра ТЭК и ЖКХ Рязанской области, было принято решение о распределении субсидии Кораблинскому муниципальному району Рязанской области на реконструкцию четырех скважин в размере по 7 283 117, 50 руб. на каждую, всего на сумму 29 132 470, 00 руб.

Данное решение, оформленное протоколом № от дд.мм.гггг., в соответствии с 4.9 Порядка проведения отбора был размещено на официальном сайте Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области, что также подтверждено материалами дела и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не оспаривалось.

В силу п.4.10 Порядка на основании решения комиссии по результатам отбора организатор отбора готовит проект постановления Правительства Рязанской области о распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий Подпрограммы в разрезе объектов.

В соответствии с п.4.8 раздела 4 «Механизм реализации программы» Постановления Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № распределение субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий подпрограммы в разрезе объектов утверждается постановлением Правительства Рязанской области, которое принимается по результатам отбора муниципальных образований.

Как пояснил в судебном заседании ФИО1 и подтвердила допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1, занимающая на момент проведения комиссии должность заместителя министра ТЭК и ЖКХ по Рязанской области и являющаяся руководителем регионального проекта "Чистая вода», решение комиссии от дд.мм.гггг. осталось нереализованным, поскольку на момент его принятия не была проведена полная инвентаризация объектов всех объектов, согласно указаниям Минстроя России, изложенным в письме от дд.мм.гггг. № (представлено в материалы дела), в связи с чем по окончании инвентаризации, о чем был проинформирован Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в письме от дд.мм.гггг. (имеется в материалах дела) был проведен повторный отбор заявок, поданных дд.мм.гггг. того же муниципального района, по результатам рассмотрения которых было принято положительное решение комиссии, оформленное протоколом № от дд.мм.гггг., на основании которого Министерство подготовило проект постановления Правительства Рязанской области о распределении субсидий бюджету <данные изъяты> района на финансирование указанного мероприятия Подпрограммы; в связи с чем Правительством Рязанской области в постановление от дд.мм.гггг. № «Об утверждении распределения объемов субсидий бюджетам муниципальным образованиям Рязанской области в 2019 году на реализацию государственной программы Рязанской области "Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности".

Действительно, в Постановление Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № «Об утверждении распределения объемов субсидий бюджетам муниципальным образованиям Рязанской области в 2019 году на реализацию государственной программы Рязанской области "Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности" Постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № были внесены измененения, касающиеся распределения субсидий <данные изъяты> району в размере 29132, 5 тыс.руб.

Из акта контрольно-счетной палаты по проверке выполнения мероприятий, направленных на реализацию федерального проекта «Чистая вода» от дд.мм.гггг. следует, что в ходе проведения проверки заявки от дд.мм.гггг. с приложенным к ним комплектом документов Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области были представлены; заявки от дд.мм.гггг. в нарушение п.2.3 Порядка проведения отбора отсутствуют.

Однако оценка заявкам от дд.мм.гггг. и результатам их рассмотрения в протоколе об административном правонарушении не дана.

Вместе тем, согласно данному протоколу, ФИО1 как должностному лицу, вменяется факт нарушения условий предоставления субсидий Кораблинскому муниципальному району Рязанской области на основании заявок от дд.мм.гггг., по результатам рассмотрения которых, как указано в протоколе, было вынесено решение от дд.мм.гггг. с указанием конкретных сумм, определяющих объемы финансирования по каждой заявке, не совпадающие с объемами финансирования в разрезе скважин, приведенных в постановлении Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № в нарушение п.4.10 Порядка отбора.

Между тем, объем финансирования по каждой из заявок, поданных дд.мм.гггг., указанный в протоколе заседания комиссии по проведению отбора муниципальных образований от дд.мм.гггг. № с объемом финансирования, указанным в данном постановлении Правительства Рязанской области о распределении субсидии совпадает.

Кроме того, согласно данному протоколу, ФИО1 как должностному лицу, вменяется факт нарушения условий предоставления субсидий на основании заявок от дд.мм.гггг. по критерию получателей субсидии в части несоблюдения необходимой численности населения для получения субсидии - свыше 100 000 человек.

Данная норма приведена в протоколе в редакции постановления Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. №, тогда как заявки были поданы дд.мм.гггг. в период действия старой редакции Постановления, предусматривающей численность населения для получения такой субсидии свыше 10 000 человек.

По данным Рязаньстата по состоянию на дд.мм.гггг., численность постоянного населения Кораблинского муниципального района Рязанской области составила 11 188 человек, таким образом, указанные заявки на момент их подачи данному критерию отбора полностью соответствовали.

Учитывая, что заявки от дд.мм.гггг. в протоколе об административном правонарушении не исследовались, суд лишен возможность проверить соответствие данных заявок, порядок их рассмотрения требованиям законодательства, равно как и вопрос об их относимости к Постановлению Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. №, поскольку имеет своим назначением рассматривать дела об административных правонарушениях, как это следует из ст.118 Конституции РФ. При этом на него возлагается задача исследовать имеющуюся в деле информацию, оценить ее и сделать соответствующие выводы и не вправе выходить за пределы предъявленного обвинения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в связи с нарушением в этом случае данным лицом его права на защиту.

Согласно Положению о Министерстве ТЭК и ЖКХ Рязанской области, утвержденному Постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. №, министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление Министерством своих полномочий, осуществляет руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия в соответствии с законодательством и настоящим Положением, от имени Министерства в пределах своей компетенции заключает договоры, соглашения, совершает сделки, иные юридические действия в установленном порядке.

На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Распоряжением Губернатора Рязанской области от дд.мм.гггг. <данные изъяты> ФИО1 назначен на государственную должность <данные изъяты>.

Таким образом, ФИО1 является должностным лицом.

Вместе с тем, персональная ответственность министра за действия комиссии по проведению отбора муниципальных образований Рязанской области на предоставление субсидии, образованной из представителей различных ведомств, из данного Положения не усматривается.

В связи с чем выявленные в протоколе об административном правонарушении от дд.мм.гггг. нарушения п.п.4.4 Порядка проведения отбора по сроку принятия решения комиссией, п.2.3 того же Порядка об отсутствии заявок от дд.мм.гггг. не могут быть поставлены в вину ФИО1, кроме того, нарушение порядка предоставления субсидий, к каковым относится вышеуказанные нарушения, в фабулу предъявленного ФИО6 обвинения не входит.

Согласно п.4.8 раздела 4 «Механизм реализации программы» Постановления Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № субсидии местным бюджетам предоставляются на основании соглашения, заключенного главным распорядителем бюджетных средств с муниципальными образованиями - получателями субсидии, в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта Правительства Рязанской области о распределении субсидии бюджетам муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что дд.мм.гггг. Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области в лице министра ФИО1 и администрацией муниципального образования - Кораблинского муниципального района Рязанской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местного бюджету на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения на сумму 29 278 860 руб., в том числе из областного бюджета на сумму 29 132 470, 00 руб.

Указанные денежные средства платежным поручением № от дд.мм.гггг. были перечислены Министерством получателю.

Факт несоответствия указанного выше соглашения каким-либо требованиям законодательства и перечисления субсидии в размере, указанном в Постановлении Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. № и подписанного на его основе соглашении в протоколе об административном правонарушении не приведен.

В связи с изменением критерия отбора муниципальных образований по численности населения для реализации мероприятий, указанных в пункте 7.1 раздела 5 "Система программных мероприятий" государственной программы Рязанской области изменений в состав объектов муниципальных образований, требующих реконструкции (в том числе по <данные изъяты> району) не внесено.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая, что возможность возращения протокола в орган, его составивший, для устранения недостатков на данной стадии утрачена, суд приходит к выводу о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.3 КоАП РФ.

В связи с чем в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - <данные изъяты> ФИО1 - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано и/или опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения определения в Рязанский областной суд.

Судья