ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-95/2023 от 07.12.2023 Цивильского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 5-95/2023

УИД 21RS 0015-01-2023-000816-32

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

07 декабря 2023 года гор. Цивильск

Судья Цивильского районного суда Чувашской Республики Ильин В.Г., рассмотрев в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Петрова Владимира Ивановича, <данные изъяты>,

установил:

Петров В.И., будучи главой Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, допустил бюджетное нарушение, предусмотренное п.3 ч.1 ст. 306.1 БК РФ, а именно, являясь получателем межбюджетных субсидий, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики, не обеспечил соблюдение порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов при следующих обстоятельствах.

В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.11.2019 года № 511 в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округов (далее соответственно - субсидии, Правила) (приложение № 1) и Порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Чувашской Республикой объема расходного обязательства муниципального округа и городского округа (далее - Порядок) (приложение № 2).

Согласно п. 2 Правил № 511 субсидии бюджетам муниципальных округов и городских округов (далее вместе - муниципальное образование) предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели предоставления субсидий определяются правилами предоставления субсидий и соглашениями исходя из необходимости достижения результатов использования субсидий (п.6). Запрещается использовать субсидии на цели, не установленные правилами предоставления субсидий, на возмещение расходов, ранее произведенных из бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году (п.7). В качестве условий предоставления субсидий правилами предоставления субсидий предусматриваются, в том числе заключение соглашения в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил (п.9).

Правилами предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджетаЧувашской Республики бюджетам муниципальных районов, бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округовЧувашской Республики на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий муниципальных образований Чувашской Республики (Приложение № 11 к подпрограмме «Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республики» на 2018 - 2024 годы) в редакции от 25.10.2021 года, предусмотрено, что настоящие Правила регламентируют порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов, бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округов Чувашской Республики на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий муниципальных образований Чувашской Республики (далее соответственно - субсидия, муниципальное образование, проект благоустройства) (п. 1.1). Целью предоставления субсидий является софинансирование муниципальных программ (подпрограмм), содержащих проекты благоустройства с учетом обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения. Запрещается использовать субсидии на цели, не установленные настоящими Правилами, на возмещение расходов, ранее произведенных из бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году (п.1.3).

Пунктом 1.5 Правил (Приложение 11) предусмотрен перечень видов работ проектов благоустройства включает в себя два приоритетных направления: первое - минимальный перечень видов работ по благоустройству, в который входят ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн; второе - ремонт тротуаров вдоль дворовых проездов, благоустройство тротуаров, соединяющих дворовые территории с объектами социально-культурной сферы (школами, детскими садами, клубами, фельдшерско-акушерскими пунктами), и ремонт парковок.

Согласно п.1.6 Правил (Приложение 11) проекты благоустройства могут включать в себя дополнительный перечень видов работ по благоустройству, в который входят оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий, иные виды работ (далее - дополнительный перечень видов работ по благоустройству). В случае включения муниципальными образованиями в проект благоустройства работ, входящих в дополнительный перечень видов работ по благоустройству, финансирование таких работ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования и собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовых территорий, подлежащих благоустройству, заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - заинтересованные лица). Доля участия заинтересованных лиц в реализации проекта благоустройства устанавливается администрацией муниципального образования.

Согласно п.2.1 Правил (Приложение 11) в соответствии с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых на финансирование расходов на предоставление субсидий, является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии). Предоставление субсидий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», подразделу 0503 «Благоустройство», в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минстроя Чувашии на соответствующий финансовый год. Минстрой Чувашии обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования субсидий в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (п. 2.2).

Условиями предоставления субсидий являются, в том числе заключение соглашения о предоставлении субсидий между Минстроем Чувашии и администрацией муниципального образования по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Чувашской Республики (далее соответственно - соглашение, Минфин Чувашии), в соответствии с пунктом 2.7 настоящих Правил (п. 2.3 Приложение 11).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики (главным распорядителем) и администрацией Цивильского района Чувашской Республики (получателем) заключено Соглашение , в соответствии с которым из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2021 году бюджету Цивильского района Чувашской Республики представляются субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий и тротуаров (комплекс мероприятий) в целях софинансирования муниципальных программ (подпрограмм), содержащих проекты благоустройства с учетом обеспечения физической, пространственной и информационной доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю как получателю средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Согласно п.1.4 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ перечень видов работ проектов благоустройства включает в себя два приоритетных направления: первое - минимальный перечень видов работ по благоустройству, в который входят ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн; второе- ремонт тротуаров вдоль дворовых проездов, благоустройство тротуаров, соединяющих дворовые территории с объектами социально-культурной сферы (школами, детскими садами, клубами, фельдшерско-акушерскими пунктами), и ремонт парковок.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Цивильского района Чувашской Республики и администрацией Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики в лице главы администрации Петрова В.И. заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Цивильского района Чувашской Республики бюджету Цивильского городского поселения Цивильского района на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий и тротуаров (комплекс мероприятий), содержащих проекты благоустройства с учетом обеспечения физической, пространственной и информационной доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до администрации Цивильского района как получателю средств бюджета Цивильского района Чувашской Республики, в рамках подпрограммы «Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республики на 2018-2024 годы». Пунктами 1.3 и 1.4 Соглашения предусмотрено, что не допускается использование Субсидии на цели, не предусмотренные Правилами предоставления субсидии, и (или) в нарушение Правил предоставления субсидии. Перечень видов работ проектов благоустройства включает в себя два приоритетных направления: первое - минимальный перечень видов работ по благоустройству, в который входят ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн; второе- ремонт тротуаров вдоль дворовых проездов, благоустройство тротуаров, соединяющих дворовые территории с объектами социально-культурной сферы (школами, детскими садами, клубами, фельдшерско-акушерскими пунктами), и ремонт парковок.

Петров В.И., будучи главой администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики, заключил муниципальные контракты на благоустройство дворовых территорий, в рамках которых проведены работы, предусмотренные как приоритетным перечнем (п.1.5 Приложение № 11), так и дополнительным перечнем (п. 1.6 Приложение №11), которые оплачены в том числе за счет субсидии, поступившей из республиканского бюджета Чувашской Республики, в частности:

- по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за установку коврочисток и сушилок для белья на дворовой территории по <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей;

- по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за установку коврочисток и сушилок на дворовой территории дома <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей;

- по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за установку ограждений на территории домов <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей;

- по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за установку ограждений на дворовой территории домов <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей;

- по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за установку коврочисток и сушилок для белья на дворовой территории дома <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей;

- по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за установку ограждений, стоек для сушки белья, стоек для чистки ковров на дворовой территории дома <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей;

- по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за установку ограждений на дворовой территории домов <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.

Вышеуказанные обстоятельства объективно подтверждаются исследованными судьей доказательствами, в частности: протоколом об административном правонарушении , составленным ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом отдела внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в отношении Петрова В.И.; вышеуказанными Соглашениями о предоставлении субсидий;вышеуказанными муниципальными контрактами с ООО «Строитель Поволжья» и ООО «Ликта» с дополнениями, приложениями и локальными сметами; актами о приемке выполненных работ; справками стоимости выполненных работ; платежными поручениями об оплате выполненных работ по муниципальным контрактам, другими письменными материалами о выполненных подрядчиками работ по благоустройству дворовых территорий.

Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Поскольку, Правилами предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов, бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округов Чувашской Республики на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий муниципальных образований Чувашской Республики (Приложение № 11 к подпрограмме «Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республики» на 2018 - 2024 годы) и Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена оплата (расходование) за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетом Чувашской Республики бюджету Цивильского городского бюджета Цивильского района Чувашской Республики в целях софинансирования расходных обязательств, на установку ограждений, коврочисток, сушилок для белья, стоек для сушки белья и стоек для чистки ковров, в действиях Петрова В.И., должностного лица, включившего указанные работы в муниципальные контракты и оплатившего эти работы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, как получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом КСП Чувашской Республики наряду с вышеуказанными действиями Петрову В.И. вменено нарушение Приложения 11- отсутствие писем о согласовании дизайн-проектов благоустройства с главным архитектором Чувашской Республики и положительные заключения экспертизы при проверке сметной стоимости.

Вместе с тем, из писем заместителя министра- главного архитектора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что были рассмотрены и согласованы для дальнейшего использования администрацией Цивильского городского поселения при реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» документации и проектов: «Благоустройство дворовой территории по <данные изъяты>

Кроме того, АО Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ ЧР выданы положительные заключения по проверки стоимости объекта: от ДД.ММ.ГГГГ на «Благоустройство дворовой территории по <данные изъяты>

Кроме того, требование о наличии положительного заключения, подтверждающего достоверность определения сметной стоимости при направлении на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией проектов благоустройства, было включено в п. 1.2 Правил (Приложение 11) только с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановление Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после получения администрацией Цивильского городского поселения Цивильского района субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с указанными Правилами и заключения муниципальных контрактов по благоустройству дворовых территорий.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом КСП Чувашской Республики наряду с вышеуказанными действиями Петрову В.И. вменено нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в оплате работ, указанных в п. 1.6 Правил (Приложение 11), по устройству новых автомобильных парковок на общую сумму <данные изъяты> тыс. рублей за счет межбюджетных субсидий, поступивших, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики, а именно: по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за строительство стоянки площадью <данные изъяты> кв.м. на дворовой территории по <адрес> в районе домов и в сумме <данные изъяты> тыс. рублей; по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за строительство новых автостоянок площадью <данные изъяты> кв.м. на дворовой территории домов <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.

Выводы должностного лица КСП Чувашской Республики основаны: на акте о приемке ДД.ММ.ГГГГ Петровым В.И. выполненных ООО «Строитель Поволжья» работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе работ- «устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей» площадью <данные изъяты> кв.м.; на гарантийном паспорте, выданном ООО «Строитель Поволжья», на введенные в эксплуатацию объекты, в том числе на площадь строительства стоянок асфальтобетонных; на акте о приемке Петровым В.И. выполненных ООО «Ликта» работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе работ- «устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей» площадью <данные изъяты> кв.м.; схемы размещения стоянок (новое строительство <данные изъяты> кв.м)

Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Схема размещения стоянок (новое строительство <данные изъяты> кв.м) не содержит сведения о лицах, составивших и согласовавших её, подписи этих лиц.

В связи с чем, данная схема судьей расценивается как графическое изображение, не обладающее признаками документа и письменного доказательства.

Из проектной документации «Благоустройство дворовой территории по <адрес>» видно, что в планировочные решения и благоустройство включены работы по устройству асфальтового покрытия парковочного кармана с разворотной площадки с установкой бордюрного камня.

Аналогичные работы включены в планировочные решения и благоустройство в проектную документацию «Благоустройство дворовой территории по <адрес>».

Строительство автомобильных парковок не предусматривают и локальные сметы (приложения) к муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Вид работ «устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей»само по себе не определяет строительство новой парковки, а лишь указывает на укладку асфальтобетонной смеси, устранение дефектов укладки и уплотнение катками, что также может относиться к ремонтным работам.

Вместе с тем, пунктом 1.5 Правил (Приложение 11) ремонт парковок предусмотрен перечнем видов работ за счет субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики.

В отсутствие надлежащих доказательств, с учетом положений ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Петрова В.И. бюджетного нарушения, предусмотренного пп.3 п.1 ст. 306.1 БК РФ, при расходовании межбюджетных трансфертов на ремонт парковок во дворах домов <адрес>

Петров В.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился и просил рассмотреть дело без его участия.

В письменных заявлениях, адресованных суду, Петров В.И. указывал, что с вмененным правонарушениемполностью не согласен.

Несмотря на то, что часть действий Петрова В.И., квалифицированных должностным лицом как бюджетное правонарушение, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, расходование межбюджетных трансфертов на установку ограждений, коврочисток, сушилок для белья, стоек для сушки белья и стоек для чистки ковров за счет межбюджетных трансферов влекут административную ответственность на основании указанной правовой нормы.

С учетом характера совершенного Петровым В.И. правонарушения и его роли, размера вреда и тяжести наступивших последствий, судья приходит к выводу о невозможности признания его малозначительным.

Учитывая данные о личности виновного, его семейное и имущественное положение, частичное признание вины в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ, судья считает, что цели административного наказания в отношении него могут быть достигнуты при назначении административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, 29.10 и 29.11 КоАП РФ,

постановил:

Признать Петрова Владимира Ивановича виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу путем внесения или перевода в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами": получатель платежа УФК по Чувашской Республики (Контрольно-счетная палата Чувашской Республики л/с 04152202300), ИНН 2130012667, КПП 213001001, р/с 03100643000000011500 в Отделении- НБ Чувашская Республика Банка России/ УФК по Чувашской Республике гор. Чебоксары кор/сч 40102810945370000084, КБК 80511601242010000140, БИК: 019706900, ОКТМО 97701000, наименование платежа- Административные штрафы, установленный главой 15 КоАП РФ, за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (за исключением, указанных в п.6 ст. 46 БК РФ), выявленные должностными лицами контрольно-счетных органов субъектов РФ.

В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок постановление будет направлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.

Судья Ильин В.Г.