Дело №5-961/17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
11 декабря 2017 года г.Хабаровск,
ул.Серышева,60
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и представленные к нему материалы, в отношении Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» (<данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Муниципальным унитарным предприятием города Хабаровска «Водоканал», расположенным по адресу: <адрес> в нарушение ст.42 Земельного кодекса РФ, ст.ст.34,39,51 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» допущена порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> с камер, находящихся на участках КК № и КК№ канализационного коллектора №, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения, произошел сброс сточных вод на земельной участок, в результате чего допущено загрязнение почвы нефтепродуктами, цинком и кадмием, что установлено ДД.ММ.ГГГГ в ходе административного расследования государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ДФО.
В судебном заседании должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ДФО ФИО2 поддержала основания составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении юрлица.
Защитник Ярошенко О.А. в судебном заседании полагает необоснованным привлечение организации к административной ответственности по основаниям, указанным в письменном объяснении, согласно которым отсутствует состав правонарушения; вывод Росприроднадзора о том, что Водоканал знал о будущей погодной ситуации и виновно бездействовал, допустив излив сточных вод на рельеф, не основан на фактических обстоятельствах дела и представленных Водоканалом доказательствах; ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> имели место сильные осадки в виде дождя; МУП надлежащим образом эксплуатирует канализационный коллектор; во время сильных осадков ливневые воды попадают в канализационную систему, которая не справляется с дополнительным объемом стоков вод; расположение колодца, из которого произошел излив, по отношению к рельефу местности – самая низкая точка; считает несостоятельной ссылку на нарушение правовых норм, указанных в протоколе; не доказано наличие противоправного действия либо бездействия Водоканала; в протоколе об АП не указано, какой вред нанесен почве; не исчислен размер вреда, следовательно, такой вред отсутствует; при отборе проб нарушены требования ГОСТов; ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» было привлечено к административной ответственности за загрязнение почв в районе трубопроводов около камеры централизованной системы водоотведения, в районе тех же трубопроводов (проба №) отобраны пробы почв; в экспертном заключении не учтено, что участки почвы загрязнены годом ранее, что ставит под сомнение достоверность экспертизы. Дополнила, что ответственность за ливневую канализацию несет Управление дорог и внешнего благоустройства и отвечать должна администрация города.
Защитник Берсенева Т.Н. не согласна с протоколом об административном правонарушении; вины учреждения нет; канализационный коллектор эксплуатируется надлежащим образом; отсутствует система ливневой канализации.
Изучив представленные материалы, выслушав сторону защиты и должностное лицо Департамента Росприроднадзора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ).
В силу ч.3 ст.13 Земельного кодекса РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В силу ст.1 Федерального Закона об охране окружающей среды, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле являются компонентами природной среды.
Компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности (ст.4 Федерального закона об охране окружающей среды).
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона об охране окружающей среды, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч.2 ст.39 Федерального закона №7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.51 Федерального закона об охране окружающей среды).
Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в раздел 3 «Для почв» включены нефтепродукты, кадмий и цинк.
В соответствии с Уставом, предметом деятельности МУП г.Хабаровска «Водоканал» являются, в том числе прием от абонентов (потребителей) сточных вод и их очистка в соответствии с муниципальным заказом на выполнение работ.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации прав, Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит канализационный коллектор №, расположенный в районе <адрес> в <адрес> и состоящий из камер №№ и №.
Как следует из материалов дела, в адрес Департамента Росприроднадзора по ДФО поступило обращение и.о. генерального директора ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» согласно которому, ДД.ММ.ГГГГ вследствие переполнения городского канализационного колодца, расположенного на выезде с территории АЗС № на <адрес> в <адрес>, произошло подтопление улицы загрязненными сточными водами, которые через решетки ливневой канализации и далее по уклону рельефа поступают в коллектор «Курча-Мурча» и <адрес>; стоки из коллектора имеют запах нефтепродукта и пленку темного цвета, похожую на нефтепродукты.
Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ – с канализационных коллекторов, расположенных в районе пересечения нефтепровода и <адрес>, происходит сброс сточных вод на почву, которые скапливаются в районе <адрес> и нефтепровода; из двух канализационных колодцев в районе АЗС осуществляется сброс сточных вод, которые попадают в ливневый коллектор «Курча-Мурча» через врезки в районе пересечения нефтепровода и <адрес>; в ходе указанного осмотра проведен отбор проб сточных вод.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ДФО в отношении МУП г.Хабаровска «Водоканал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках проводимого Департаментом Росприроднадзора по ДФО административного расследования по делу проведен осмотр объектов и территорий юридического лица в районе <адрес>, в результате которого на земельных участках в районе камер №№ и № на самотечном коллекторе выявлены следы стоков; в это же день государственным инспектором с участием специалиста ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» произведен отбор проб почв, в том числе: в районе камер коллектора на участке № за <адрес> (проба №), в районе камер коллектора на участке № в районе пересечения нефтепровода и <адрес> (проба №); в районе пересечения нефтепровода и тепломагистрали (проба №), а также в районе пересечения нефтепровода с железным мостиком рядом с высоковольтной ЛЭП (проба №).
По заключению эксперта ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДД.ММ.ГГГГ в указанных выше пробах обнаружены повышенные концентрации (относительно фоновой пробы №, отобранной с двух горизонтов) нефтепродуктов (от 2,8 до 8,1 раз), цинка и кадмия, т.е. веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р.
Факт порчи земель в результате несоблюдения правил обращения с опасными для здоровья и окружающей среды веществами и виновность МУП г.Хабаровска «Водоканал» в инкриминируемом правонарушении подтверждаются вышеуказанными доказательствами, а также материалами дела, в том числе: обращением от ДД.ММ.ГГГГ, определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в районе <адрес> расположен организованный выпуск ливневых вод с ливневого коллектора в <адрес>, на момент осмотра с коллектора осуществляется сброс ливневых вод серого цвета; в районе пересечения нефтепровода и <адрес> расположены канализационные коллектора, с которых происходит сброс сточных вод на почву, которые скапливаются в районе <адрес> и нефтепровода, в районе АЗС из двух канализационных колодцев осуществляется сброс сточных вод, которые попадают в ливневый коллектор через врезки; в ходе осмотра отобраны пробы, среди которых № – сточные воды с канализационного коллектора в районе <адрес> и № – сточные воды с канализационного колодца в районе <адрес> в районе АЗС; заключением эксперта ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в пробах № и № сточные воды превышают установленные ПДК нефтепродуктов, фосфат-ионов, железа общего, аммоний-ионов, нитрит-ионов, фенолов, фотоматериалом, видеоматериалом, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, техническим планом, Уставом Предприятия.
Суд квалифицирует действия МУП г.Хабаровска «Водоканал» по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ - порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.
Доводы стороны защиты о невиновности юрлица со ссылкой на причастность к деянию иных лиц несостоятельны и опровергаются вышеназванными доказательствами, в том числе произведенной должностным лицом Департамента Росприроднадзора видеозаписью обследования от ДД.ММ.ГГГГ и осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы стороны защиты о непричастности юрлица к деянию со ссылкой на выпадение осадков в начале ДД.ММ.ГГГГ года, неисправность ливневой канализации, и надлежащее содержание канализационного коллектора, также не свидетельствуют о невиновности Предприятия в порче земель при установленных по делу вышеприведенных обстоятельствах; нормами земельного законодательства на пользователей земельными участками возложена обязанность не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное на них воздействие.
Привлечение ранее к административной ответственности другого лица за допущенное в данном районе нарушение не освобождает от административной ответственности МУП за совершенное им ДД.ММ.ГГГГ правонарушение.
Как следует из материалов дела, представитель МУП г.Хабаровска «Водоканал» ФИО5, присутствующая при осмотре и взятии проб почвы, не указывала на какие-либо нарушения со стороны сотрудников Центра лабораторного анализа и технических измерений; согласно справке директора ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» ФИО6, отбор почв при проведении проверки предприятия МУП г.Хабаровска «Водоканал» выполнен в строгом соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01-83. В этой связи соответствующие доводы стороны защиты отклоняются судом.
То обстоятельство, что должностными лицами Департамента Росприроднадзора не произведен расчет размера причиненного вреда, не ставит под сомнение событие деяния, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Утверждение защитников о том, что юрлицом не нарушены положения Земельного кодекса РФ и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» несостоятельно в силу вышеприведенных обстоятельств.
Юридическое лицо имело возможность соблюдения требований и условий, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о виновности администрации города Хабаровска, АО «ННК-Хабаровск-нефтепродукт», на что ссылается защита, не является предметом рассмотрения по данному делу.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, его финансовое и имущественное положение.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, не установлено. Основания для прекращения производства по делу, признания деяния малозначительным и освобождения МУП г.Хабаровска «Водоканал» от административной ответственности с учетом характера правонарушения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Признать Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которой назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу лицом, привлеченным к административной ответственности, через банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам: ИНН/КПП №, УФК по Хабаровскому краю (Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу), л/с №, БИК №, расчетный счет №№, ОКТМО №, КБК №, отделение Хабаровск.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Полный текст постановления изготовлен 13.12.2017.
Судья Ткаченко Е.С.