Дело № 5-967/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 апреля 2018 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
С участием представителя Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми ФИО1, действующей на основании доверенности от ** ** **
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении:
ФИО2, ...
привлекаемой к административной ответственности по ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ
ПАО «Банк Югра» (далее Общество, налогоплательщик) является плательщиком налога на добавленную стоимость и состоит на налоговом учете в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми.
27.02.2018 года старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в отношении должностного лица - начальника операционного управления филиала ПАО «Банк Югра» в г. Москве ФИО2 по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Согласно указанному протоколу, в ходе административного расследования установлено, что ПАО «Банк Югра» не предоставлена в межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в срок до 24.00 часов 13.11.2017 года выписка по операциям на счетах ООО ...» за период с 01.01.2017 года по 30.09.2017 года, в отношении всех счетов ООО ...», открытых в ПАО «Банк Югра», по запросу № 05-39/1929 от 31.10.2017 года, полученному ПАО «Банк Югра» 08.11.2017 года, что не соответствует требованиям п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
ФИО2 в судебном заседании не участвовала, надлежащим образом извещена, направив ходатайства о замене ненадлежащего ответчика на сотрудника банка, допустившего нарушение при регистрации запросов налогового органа, а также о передаче дела на рассмотрение по месту жительства, так как административное расследование, по мнению ФИО2, носило формальный характер, какие-либо действия, направленные на расследование обстоятельств нарушения, административным органом не производились.
Определением суда от 05.04.2018 года вышеуказанные ходатайства оставлены судом без удовлетворения.
Представитель Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК ФИО1 в судебном заседании полагала, что вина привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, материалами дела доказана.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) установлено, в ходе проведения мероприятий налогового контроля, а именно истребования при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года Закрытого акционерного общества ... (... в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации документов и информации у контрагента проверяемого лица - Общества с ограниченной ответственностью "...", (далее ООО " ... ", Общество) ..., Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция) в адрес ПАО "Банк "Югра" направлен запрос № 05-39/1929 от 31.10.2017 года о представлении выписок по операциям на счетах ООО " НГДУ Дулисьминское " за период с 01.01.2017 года по 30.09.2017 года, в отношении всех счетов, открытых Обществом в Банке, с учётом информации филиалов Банка.
В связи с отсутствием по состоянию на 31.10.2017 возможности направления запросов о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщика в адрес ПАО "Банк "Югра" в электронной форме (отсутствием сведений о заключении Банком соответствующего договора дополнительного соглашения), регламентирующего передачу-приём документов в электронном виде с учётом необходимых параметров и средств защиты, с Центральным Банком РФ, предусмотренного Положением Банка России 06.11.2014 № 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах") запрос № 05-39/1744 от 13.10.2017 года направлен в форме, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@ «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов» (далее - приказ № ММВ-7- 2/518@) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа (в редакции закона № 240-ФЗ от 03.07.2016 года, действующей с 03.08.2016 года).
При этом статья 86 Кодекса не содержит оснований для отказа в представлении Банком запрашиваемой налоговыми органами информации (выписок по операциям на счетах налогоплательщиков) в электронной форме и не предусматривает возможности продления срока её представления.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного Приказом №ММВ-7-2/518@, датой получения запроса налогового органа, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении является дата, указанная в уведомлении о вручении.
Исходя из пункта 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 25.07.2012 года №ММВ-7- 2/520@ «Об утверждении порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», пункта 1.5 Положения Центрального Банка РФ от 06.11.2014 №440-П, разделов 2 и 5 Регламента взаимодействия участников информационного обмена, утвержденного Банком России (версия от 25.08.2016 года), обмен документами в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, возможен при условии заключения Банком России и соответствующим банком договора (дополнительных соглашений к нему), регламентирующего передачу-прием документов в электронном виде с учетом необходимых параметров и средств защиты.
При незаключении /расторжении банком с Банком России необходимого договора обмен документами в электронном виде будет недоступен.
Изменения, внесенные в пункт 2 статьи 86 Кодекса Федеральным законом от 03.07.2016 года № 240-ФЗ и касающиеся введения требования о направлении запроса налогового органа/представлении ответа банка только в электронной форме, вступили в силу 03.08.2016 года.
Вышеуказанные сведения были направлены Инспекцией письмом № 05-39/04183 от 01.11.2017 года, в дополнение к запросу № 05-39/1929 от 31.10.2017 года, в адрес Банка.
28.07.2017 Приказом Банка России № ОД-2138 у ПАО "Банк "Югра" отозвана лицензия на осуществление банковских операций. При этом, по состоянию на 13.10.2017 года, запись о ликвидации ПАО "Банк "Югра" в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует.
Банк с момента отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций не является участником электронного документооборота с налоговыми органами, то есть с момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций он исключается из участников электронного документооборота с налоговыми органами. Соответственно, Банк не имеет возможности представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде.
При этом статья 86 НК РФ не содержит оснований для отказа в представлении Банком запрашиваемой налоговыми органами информации (в рассматриваемом случае выписок по операциям на счетах) и не предусматривает возможности продления срока ее предоставления.
Учитывая положения пункта 5 статьи 86 НК РФ, которым установлено, что обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, Банк, не имея возможности представить истребуемые документы в электронном виде должен представить их на бумажном носителе.
При этом, истребуемые документы должны быть представлены в сроки, установленные пунктом 2 статьи 86 НК РФ.
Пунктами 2, 6 статьи 6.1. НК РФ установлено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если :рок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Пунктом 8 ст. 6.1 НК РФ установлено, что действия, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Запрос № 05-39/1929 от 31.10.2017 года и письмо № 05-39/04183 от 01.11.2017 года получены ПАО Банк "Югра" 08.11.2017 года, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления № 16700016414099.
Таким образом, выписки по операциям на счетах ООО " ... " за период с 01.01.2017 года по 30.09.2017 года, в отношении всех счетов, открытых Обществом в Банке, с учётом информации филиалов банка, истребованные у ПАО "Банк "Югра" запросом № 05-39/1929 от 31.10.2017 года, подлежали представлению Банком в Инспекцию в срок не позднее 24 часов 13.11.2017 года.
По состоянию на 00 часов 01 минуту 14.11.2017 документы (банковские выписки по операциям на счетах налогоплательщика), истребованные запросом № 05-39/1929 от 31.10.2017 года, банком в Инспекцию не представлены.
04.12.2017 года с сопроводительным письмом № 701-06/4031-ВА от 04.12.2017 года документы (банковские выписки по операциям на счетах налогоплательщика), истребованные запросом № 05-39/1929 от 31.10.2017 года, направлены ПАО "Банк "Югра" на бумажном носителе в адрес Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми.
Таким образом, ПАО "Банк "Югра" исполнил запрос Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми № 05-39/1929 от 31.10.2017 года с нарушением установленного пунктом 2 статьи 86 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок, либо отказ от представления в налоговые органы, оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Под должностным лицом, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
С ** ** ** ФИО2 переведена на должность ... Управления филиала ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Москве
Административным органом правильно определено, что ФИО2, начальник операционного Управления филиала ПАО Банк «ЮГРА» в г. Москве является лицом, ответственным за предоставление документов для осуществления налогового контроля. Указанная обязанность предусмотрена п.4.7. Должностной инструкции, а также трудовым договором.
ФИО2 в письменных возражениях указала, что работник канцелярии Управления делами ПАО Банк «ЮГРА» ... А.А.. допустила нарушение порядка регистрации, обработки и распределения структурным подразделениям входящей корреспонденции. В связи с этим, при подготовке и направлении ответов исходили из дат, указанных в запросах инспекции (дата регистрации входящей корреспонденции), которые предоставлялись начальником канцелярии.
Как следует из объяснительной записки начальника канцелярии Управления делами ПАО Банк «ЮГРА» ... А.А., Приказами банка России от 28.07.2017 года № ОД-2138 и № ОД -2140 у ПАО Банк «Югра» была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. После отзыва лицензии, кредитная организация подлежала ликвидации в связи с чем, двое их трех работников, входивших в штат канцелярии, в конце сентября 2017 году уволились по собственному желанию. Согласно п.4 Положения о канцелярии Управления делами, прием корреспонденции и своевременное распределение документов по структурным подразделениям, является непосредственной обязанностью работников канцелярии. Поскольку в канцелярии осталась одна она, ... А.А., а объем почтовых отправлений, как входящих, так и исходящих, остался неизменно большим, ежедневно исполнять надлежащим образом обязанности по получению почтовой корреспонденции, её регистрации и распределению по подразделениям не представлялось возможным.
Должностная Инструкция начальника канцелярии Управления делами ПАО «Банк Югра» (раздел 4) не предусматривает обязанности по регистрации входящей корреспонденции; на руководителя, наряду с другими обязанностями, возложена обязанность по координации работы работников отдела, организации работы по регистрации и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства; сведений о поручении начальнику канцелярии обязанностей сотрудников отдела в материалах дела не имеется.
Таким образом, судом установлено, что в период с октября по декабрь 2017 года, как следует из объяснений ... А.А. начальником канцелярии почтовая корреспонденция принималась, в почтовом уведомлении ставилась подпись с указанием реальной даты получения, которая из-за загруженности не совпадала с датой регистрации входящей корреспонденции.
Из письменных объяснений ФИО2 следует, что конверты, в которых присылались запросы налоговой инспекции, в операционное управление филиала ПАО Банк «ЮГРА» в г. Москве не передавались, при исполнении запросов ответственное лицо не располагало информацией о реальном получении документа, а исходило из даты регистрации документа. Данный факт административным органом не опровергнут, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие своевременное получение должностным лицом запросов налоговой инспекции.
Как следует из Положения об Управлении делами ПАО Банк «Югра», Управление делами является самостоятельным структурным подразделением, в состав которой входят секретариат и канцелярия. Согласно п. 4 Положения, Управление делами осуществляет прием корреспонденции, поступающей адрес банка и распределение документов по структурным подразделениям, регистрацию поступающих, отправляемых и внутренних документов, контроль за правильностью оформления документов. В соответствии с п.7.1. Положения, для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных положением, Управление взаимодействует со всеми подразделениями банка по вопросам ведения делопроизводства, организации контроля и проверки исполнения документов, подготовки и предоставления документов, передачи внутренней корреспонденции. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение Управлением делами функций, предусмотренных положением, несет начальник.
Функции канцелярии Управления делами ПАО Банк «ЮГРА» определены в разделе 4 Положения о канцелярии Управления делами ПАО Банк «Югра», положения которого конкретизирует обязанности сотрудников по приему, регистрации и распределению документов, поступающих в банк.
Анализ внутренних документов банка, в том числе должностной инструкции начальника операционного управления филиала ПАО Банк «Югра» в г. Москве, позволяет сделать вывод, что филиал, также как и Управление делами, являются самостоятельными структурными подразделениями банка; начальник канцелярии Управления делами ПАО Банк «Югра» организационно руководителю операционного управления филиала в г. Москве не подчиняется, в обязанности ФИО2 не входит контроль за исполнением им служебных обязанностей, состоянием штата; о допущенных нарушениях при регистрации входящей корреспонденции она не знала и не должна была знать.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Часть 2 ст. 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что ФИО2 исполнила обязанность по предоставлению документов для осуществления налогового контроля с нарушением установленного срока по причинам, от неё не зависящим, её вина в совершении административного правонарушения отсутствует, производство по делу подлежат прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Производство по административному делу в отношении должностного лица, ФИО2 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – прекратить.
Постановлением может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Леконцев А.П.