ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-96/19 от 01.11.2019 Старорусского районного суда (Новгородская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г.ФИО1

Судья Старорусского районного суда Новгородской области Дмитриева С.В.,

рассмотрев в здании Старорусского районного суда Новгородской области по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, в отношении

ФИО3 ФИО1, <данные изъяты>

установил:

ДД.ММ.ГГГГ начальником ОООП Новгородского ЛО МВД России на транспорте ФИО4 в отношении ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.

ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистских атрибутики и символики, атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.

Под нацисткой символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашисткой партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственный, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).

Под демонстрацией нацисткой символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, согласно которому ФИО3 находясь по месту проживания: <адрес>, разместил на своей странице социальной сети <данные изъяты> «ФИО2» публично, демонстративное изображение, а именно: парад Победы 1945 года на Красной площади Москвы, советские воины в перчатках несут вражеские знамена и штандарты третьего Рейха, которые складывают на специальном помосте у Мавзолея Ленина. На данной картинке изображена нацистская символика, а именно свастика. Доступ к изображенной странице имел неограниченный круг лиц.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 80 "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" установлен запрет на использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

В силу требований статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесены пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 10 января 2018 года N 5-АД17-109, вывод о том, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершен в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.

Вместе с тем, при решении вопроса о наличии или отсутствии у лица прямого умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства при размещении материалов в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети суду следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в том числе о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, данные о его личности (в частности, приверженность радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение ранее лица к административной и (или) уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности), объем подобной информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 от 28 июня 2011 года "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности").

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02 июля 2013 года № 1053-О указал на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной, в том числе, призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

Доказательств того, что целью размещения ФИО3 вышеуказанного изображения явилась демонстрация и пропаганда нацистских атрибутики и символики, материалы дела не содержат.

Так, на изображении демонстрируется не нацистская символика, а запечатлено историческое событие Парада Победы на Красной площади в городе Москве 1945 года, а именно момент, на котором советские солдаты держат опущенные знамена, что по своему содержанию символизирует победу над фашизмом.

При этом ФИО3 каким-либо образом не акцентировал внимание на имеющейся на изображении атрибутике и символике.

Конкретные обстоятельства настоящего дела не позволяют прийти к выводу, что ФИО3 осуществлялась демонстрация нацистской атрибутики или символики. Размещенное изображение излагает исторические события или созданы в результате художественного творчества.

Само по себе наличие на данном изображении нацистской атрибутики и символики (опущенные знамена с символом немецкого национал-социализма) не свидетельствует об их демонстрации, поскольку данный факт является историческим и неотъемлем от состоявшегося события.

Таким образом, ФИО3 данным изображением не демонстрировал нацистскую атрибутику и не публиковал его.

Исходя из изложенного, при оценке материалов дела на предмет относимости, допустимости и достоверности, полагаю, что нельзя прийти к однозначному выводу о наличии в действиях ФИО3 состава вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом изложенного производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО3 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3 ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд Новгородской области в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья С.В. Дмитриева