Дело № 5-96/2019 УИД 29RS0003-01-2019-000515-46 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27 сентября 2019 года с. Яренск Судья Вилегодского районного суда Архангельской области Минина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги», юридический и фактический адрес 123007, <...>, дата регистрации юридического лица 14.07.2008года, ИНН<***>, КПП 771401001, ОГРН<***>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, предусмотренной главой 8 КоАП РФ, установил: согласно протоколу об административном правонарушении от 26 июля 2019 года N06-02-99/2019, Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в отношении ООО « Технопарк» в период с 15 апреля 2019 года по 17 мая 2019 года по требованию Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры №__ от _____.__г и на основании распоряжения от _____.__г N 78-р проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению природоохранного законодательства при проведении работ на железнодорожной станции <адрес>. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения в части законодательства по обращению с отходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 29:09:010401: 1, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 65 Шиесского лесничества Яренского лесхоза, а именно: В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 29:09:010401:1 площадью 559573 м2 отнесен к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – для размещения железнодорожной станции Шиес и иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (полоса отвода железной дороги), для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Адрес участка: <адрес>, квартал 65 Шиесского лесничества Яренского лесхоза. Правообладатель – Российская Федерация. Зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости: вид – аренда; срок действия – с _____.__г по _____.__г; лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», ИНН <***>; основание государственной регистрации – договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка №__ от _____.__г, акт приема-передачи земельного участка от _____.__г. По договору субаренды от _____.__г № ЦРИ/04/СА/5308/18/000921, дополнительного соглашения №__ от _____.__г к договору субаренды части земельного участка от _____.__г № ЦРИ/04/СА/5308/18/000921, заключенного между ОАО «РЖД» (Арендатор), ГБУ «Автомобильные дороги» (Первоначальный Субарендатор) и ООО «Технопарк» (Новый Субарендатор), ООО «Технопарк» часть земельного участка с кадастровым номером 29:09:010401:1 площадью 440000 м2 передано ГБУ «Автомобильные дороги» во временное владение и пользование за плату, что подтверждается договором субаренды части земельного участка от _____.__г № ЦРИ/04/СА/5308/18/000921. Договор заключен на одиннадцать месяцев. На основании дополнительного соглашения №__ от _____.__г к договору субаренды части земельного участка от _____.__г № ЦРИ/04/СА/5308/18/000921, заключенного между ОАО «РЖД» (Арендатор), ГБУ «Автомобильные дороги» (Первоначальный Субарендатор) и ООО «Технопарк» (Новый Субарендатор), ООО «Технопарк» получило часть земельного участка с кадастровым номером 29:09:010401:1 полосы отвода железной дороги площадью 440000 м2, в субаренду (во временное владение и пользование за оплату), для целей, не связанных с капитальным строительством, для организации погрузочно-разгрузочных работ на 11 месяцев. В ходе проверки установлено, что между ООО «Технопарк» и ГБУ «Автомобильные дороги» заключен договор от _____.__г№__Ш на выполнение работ, по условиям которого ГБУ «Автомобильные дороги» обязуется по заданию ООО «Технопарк» выполнить работы на объекте: «Производственный погрузочно-разгрузочный Кластер «Шиес», расположенном по адресу: <адрес>, станция Шиес, в соответствии с Приложением №__ к настоящему договору, являющимся его неотъемлемой частью), (п. 1.1 договора). Приложением №__ к настоящему договору является локальная смета №__ по устройству разгрузочной площадки вдоль железнодорожной станции «Шиес». Локальной сметой определены работы, в том числе: разделка древесины, разработка грунта бульдозерами, перевозка грунта, размещение грунтов, полученных в результате производства земляных работ, не используемых для обратной засыпки и т.д. Срок договора – со дня подписания по _____.__г (п. 3.1). Согласно договору (от _____.__г№__Ш) ГБУ «Автомобильные дороги» обязано: - соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении работ предусмотренных в п. 1.1. настоящего договора (пункт 5.4.9), - содержать место проведения работ, в чистоте. Весь мусор (а также крупногабаритный) после завершения работ указанных в п. 1.1. настоящего договора должен быть вывезен с территории Заказчика на специализированный полигон силами Подрядчика за счет его средств, с представлением талонов, подтверждающих размещение мусора на полигоне (пункт _____.__г). В ходе визуального осмотра (дата осмотра _____.__г) объекта «ЭкоТехноПарк «Шиес» (земельный участок с кадастровым номером 29:09:010401:1) установлено, что ГБУ «Автомобильные дороги» по договору от _____.__г№__Ш оказывались услуги по разделке древесины, разработка грунта бульдозерами и др., при этом на указанном земельном участке за водозаборным узлом зафиксированы кучи грунта от землеройных работ. Согласно акту отбора проб от _____.__г №АО-016/02, протоколу от _____.__г № ТО-016/02, протоколу от _____.__г №АО-016/02 и заключению от _____.__г№__ «грунт от землеройных работ» относятся к V классу опасности. Таким образом, в результате деятельности ГБУ «Автомобильные дороги» на земельном участке с кадастровым номером 29:09:010401:1 образовался отход «грунт от землеройных работ», относящийся к V классу опасности. Данный отход внесен в блок 8 «Отходы строительства и ремонта» Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от _____.__г N 242. Код отхода 81110001495, наименование «грунт образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами». Кроме того, в ходе осмотра выявлено наличие древесины обработанной и отходов деревообработки (опилки натуральной чистой древесины) у здания бани на том же земельном участке, данный отход внесен в блок 3 «Отходы обрабатывающих производств» Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от _____.__г N 242. Код отхода 30523001435, наименование «опилки натуральной чистой древесины». Таким образом, ГБУ «Автомобильные дороги» допустило сброс отхода на почву. Кроме того, материалами дела установлено, что ГБУ «Автомобильные дороги» в 2018 году оказывало услуги ООО «Технопарк» (разделка древесины, разработка грунта бульдозерами и др.) на земельном участке с кадастровым номером 29:09:010401:1, расположенном по адресу: <адрес>, квартал 65 Шиесского лесничества Яренского лесхоза на основании договора от _____.__г№__Ш. Предприятие оказывало услуги более одного месяца (срок договора с _____.__г по _____.__г). Следовательно, при осуществлении деятельности в 2018 год у ГБУ «Автомобильные дороги» образовались отходы V класса опасности («опилки натуральной чистой древесины», «грунт образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами»). Однако, ГБУ «Автомобильные дороги» не представило годовую форму федерального статистического наблюдения №__-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2018 год по обособленному подразделению организации, расположенному в <адрес> (адрес земельного участка с кадастровым номером 29:09:010401:1: <адрес>, квартал 65 Шиесского лесничества Яренского лесхоза), в Управление Росприроднадзора по <адрес>. В судебном заседании представители ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги», Росприроднадзора по Архангельской области, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не присутствовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело без их участия. Изучив материалы дела, прихожу к выводу о том, что вина ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, установлена и подтверждается имеющимися доказательствами. Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 226-ФЗ, действующего на момент обнаружения административного правонарушения) наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как следует из ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. ч. 1 ст. 13.4 указанного Федерального закона определяет, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. п. 1 ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с ч. 2 статьи 19 Федерального закона от _____.__г № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Форма и сроки представления годовой формы федерального статистического наблюдения №__-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от _____.__г№__. Согласно пункту 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от _____.__г№__, - форму федерального статистического наблюдения №__-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее респонденты); - заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения; - при наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений; - обособленное подразделение организации – любое территориальное обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, ГБУ « Автомобильные дороги», допустившим сброс отхода на почву и не представившего годовую форму федерального статистического наблюдения №__-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2018 год по обособленному подразделению организации, расположенному в <адрес>. в Управление Росприроднадзора по <адрес>, допущены нарушения требований части 1 и части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 и части 2 статьи 10, части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529. Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и вина ГБУ «Автомобильные дороги» в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом осмотра территории от 17.04.2019, актом проверки от 17.05.2019 и другими представленными суду доказательствами, в том числе договором субаренды части земельного участка от 04.07.2018 № ЦРИ/04/СА/5908/18/000921, договором на выполнение работ от 21.08.2018 № 21/08/2018-Ш, протоколами результатов измерений № ТО-016/02 от _____.__г и № АО-016/02 от _____.__г. Представленные доказательства суд признает допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Оценивая в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ имеющиеся по делу доказательства, прихожу к выводу о том, что материалами дела подтверждается вина ГБУ « Автомобильные дороги» в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и квалифицирую действия ГБУ « Автомобильные дороги» по ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 226-ФЗ). При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное положение лица, а также смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Событие административного правонарушения и сведения об ГБУ « Автомобильные дороги», как лице, его совершившем, исследованы полно. Порядок проведения плановой выездной проверки, предусмотренный Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" соблюден, процедура оформления протокола об административном правонарушении соблюдена, положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены, копия протокола вручена. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 226-ФЗ). Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Из разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Нарушение законодательства об отходах производства и потребления влечет за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, а именно угрозу загрязнения окружающей природной среды и, как следствие, причинения вреда здоровью и жизни людей, в связи с чем не может быть признано малозначительным. В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, в данном случае не установлено. Доказательств того, что ГБУ «Автомобильные дороги» отвечает признакам несостоятельности (банкротства), или по иным причинам не может оплатить минимальный размер административного штрафа, установленный санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, последним суду не представлено. При указанных обстоятельствах оснований для признания административного правонарушения малозначительным или назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья постановил: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Автомобильные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 226-ФЗ), и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей. Штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: л/с <***> в УФК по Архангельской области (Управление Росприроднадзора по Архангельской области), ИНН <***>, КПП 290101001, ОКТМО 11701000, расчетный счет N <***> в Отделение Архангельск г. Архангельск, БИК 041117001, КБК 04811690040046000140, УИН 0. Согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, необходимо предоставить в Вилегодский районный суд Архангельской области. Разъяснить, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, в соответствии со ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его вручения или получения в Архангельский областной суд. Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 24 сентября 2019 года. Судья Минина Н.В. |