Дело № 5-979/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
**.**. 2017 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при секретаре Ломанове Е.М., с участием представителя перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) - ФИО1, выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, представителей Псковской таможни ФИО2, выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, и ФИО3, выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело № 5-979/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, раннее неоднократно привлекаемого к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
**.**.**** года должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определением от **.**.**** года дело передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Представитель перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) – ФИО1 в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не признал. Пояснил, что Инструкцией о порядке заполнения транзитной таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации», определено, что в графе 6 «всего мест» указывается общее количество грузовых мест в партии товаров. Если товары перевозятся в ящиках (коробках), мешках, бочках или на поддонах (паллетах), то указывается количество ящиков, мешков, бочек или поддонов (паллет). Следовательно, поддоны, не являясь товаром, образуют собой самостоятельную единицу учета. В силу пункта 16 Рекомендации №21/Rev. 1 Европейской экономической комиссии ООН (Женева, август 1994 г.), термин «грузовое место» означает конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин «грузовое место» включает все применяемые для упаковки приспособления, и в части держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или сматываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как-то поддоны и контейнеры. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 года № 1084, Российская Федерация является участницей Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 года. Согласно пункту «b» ст. 1 Приложения В.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и иных товаров, ввезенных в связи с коммерческой операцией» к Конвенции о временном ввозе, под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные - в том виде, в каком они ввозятся, - для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов, ввозимых навалом. Исключены также контейнеры и поддоны, такие, как они определены соответственно в пунктах «с» и «d» настоящей статьи. Исходя из положений пункта «d», поддон - это устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки/выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов. Согласно п.п. 29 пункта 15 (графа 31) Инструкции, утвержденной Решением КТС № 257-2010 года, под поддоном понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки (выгрузки) или штабелирования с помощью механических аппаратов. В силу пункта 6 (Общие положения) Решения Комиссии Таможенного Союза от 20 мая 2010 года № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», если товары находятся на поддонах, то такие поддоны заявляются вместе с декларируемыми товарами при условии, что стоимость поддонов входит в стоимость товара, в том числе, если стоимость поддонов не выделена отдельно, в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки. Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 263 утверждена Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары. В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 указанной Инструкции, таможенное декларирование контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и другой многооборотной тары, подлежащих возврату в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки и заявленных под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза, может осуществляться с применением в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением перечня. Перевозчик не является участником внешнеэкономической сделки и не может знать ее условий. В соответствии с положениями ст. 186 ТК ТС, перевозчик может выступать в качестве декларанта только при открытии таможенной процедуры таможенного транзита (ст. 182 ТК ТС). Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года № 331 утвержден «Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки». В разделе 1 данного Перечня указаны «контейнеры и иная многооборотная тара». При этом даны разъяснения тому, что указанные в разделе 1 настоящего Перечня контейнеры, поддоны и упаковка применяются согласно понятиям, определенным в приложении В.3 к Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года (Стамбул). Таким образом, поддоны относятся не к товару, а к многооборотной таре. Представитель перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ), из существа вышеперечисленных нормативных актов и их официальных разъяснений полагает, что понятие «товар» не идентично понятию «поддон», вопрос о статусе которого, при перемещении через таможенную границу наряду с товарами, подлежит разрешению при заявлении соответствующего таможенного режима с учетом фактического использования названного изделия. В силу п. 35 Решения КТС № 257-2010 года, под массой «брутто» понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование. В силу п.п. 38 пункта 15 Решения КТС №257-2010 г., при заполнении графы 38 «вес нетто кг.», для товара, перемещаемого в упакованном виде: масса декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и (или) первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров. По общему правилу поддон используется для удобства транспортировки товаров и относится к транспортному оборудованию. Следовательно, если поддон не является устройством, необходимым для обеспечения неизменности состояния товара до поступления в оборот и отвечает описанию, приведенному в п.п. 29 пункта 15 Инструкции, при декларировании вес поддонов не учитывается. Представитель перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) указал, что весь товар взвешивался на поддонах, вследствие чего, в вес брутто товара вошел и вес 26 деревянных поддонов. Отдельно вес пустых поддонов таможенным органом не определялся. Кроме того, указал, что в случае, если судом будет установлено наличие в действиях ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) признаков состава инкриминируемого административного правонарушения, то в рассматриваемой ситуации возможно применение положений 2.9 КоАП РФ.
Представители Псковской таможни в судебном заседании полагали, что вина перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, и является доказанной. С учетом всех обстоятельств дела, просили признать перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) виновным в совершении настоящего правонарушения и назначить наказание в пределах санкции статьи. Дополнительно пояснили, что товар в рамках административного расследования у перевозчика не изымался.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ), представителей Псковской таможни, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет таможенному органу, в частности документы и сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
Согласно ст. 182 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, в частности сведения о (об) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков; весе товаров брутто или объёме, количестве грузовых мест.
Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, **.**.**** года в ** часов ** минуты на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни прибыло транспортное средство, регистрационный номер №*, под управлением водителя Е.Ф., с грузом: «киви свежие» (Италия), согласно представленным товаросопроводительным документам: CMR: №* от **.**.**** года, INVOICE №* от **.**.**** года. Согласно предоставленным товаросопроводительным документам, количество грузовых мест – 26, весом брутто – 20580 кг. Отправителем товара являлось: "А", <адрес>. Получателем товара являлось: IP "А"<адрес>. Перевозка осуществлялась фирмой-перевозчиком ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ).
В результате таможенного досмотра (АТД №*), проведенного в порядке ст. 116 ТК ТС, было выявлено, что количество грузовых мест товара составляет 26, при этом, вес брутто товара составляет 21278 кг., что на 698 кг. больше заявленного в товаросопроводительных документах. При этом, какие-либо изменения или обоснованные оговорки в графу №18 (оговорки и замечания перевозчика) CMR №* от **.**.**** года, INVOICE №* от **.**.**** года - перевозчиком внесены не были.
По данному факту, **.**.**** года должностным лицом т/п МАПП Убылинка Псковской таможни было вынесено определение о возбуждении в отношении перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого в отношении указанного перевозчика был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В подтверждение наличия в действиях перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду предоставлены: товаросопроводительные документы: протокол изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №* от **.**.**** года (л.д.6-8); протокола опроса водителя ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) Е.Ф. в качестве свидетеля (л.д.9-11); копия поручения на таможенный досмотр №* от **.**.**** года (л.д.12); копия докладной записки от **.**.**** года №* (л.д.13); копия уведомления о проведении таможенного досмотра от **.**.**** года (л.д.14); копия требования о предъявлении товаров от **.**.**** года (л.д.15); копия требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от **.**.**** года (л.д.16); копия докладной записки от **.**.**** года №* (л.д.17); копия письма-уведомления представителя ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) от **.**.**** года (л.д.18); акт таможенного досмотра (осмотра) №* от **.**.**** года (л.д.21-25); акт таможенного наблюдения №* от **.**.**** года (л.д.29); копии товаросопроводительных документов: CMR №* от **.**.**** года (л.д.43), INVOICE №* от **.**.**** года (л.д.44) и их перевод (л.д.46-47).
В силу пунктов 1 и 2 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Из акта таможенного досмотра следует, что таможенный досмотр проведен с полной выгрузкой всего товара из транспортного средства в складском помещении склада временного хранения, пересчетом грузовых мест и их взвешиванием на весах электронных МП 3000 Веда Ф-1 (500/1000; 2000х1500) циклон 12Л.
Товар – «киви свежие», уложен в полимерные контейнеры (обтянутые полимерной сеткой), размещенные в картонные коробки, которые установлены на деревянные поддоны. На коробках имеется маркировка, согласно которой, вес нетто товара, упакованного в коробку, составляет 7 кг.
По результатам таможенного досмотра установлено, что количество грузовых мест с товаром составляет 26; общий вес товара брутто составил 21278 кг, что на 698 кг больше заявленного в товаросопроводительных документах.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года №379, под массой «брутто» понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Согласно пункту «b» статьи 1 Приложения В.3 Конвенции о временном ввозе, заключенной в Стамбуле 26.06.1990 года, под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие и предназначенные – в том виде, в каком они ввозятся, для упаковки защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), ввозимых навалом. Исключены также контейнеры и поддоны такие, как они определены соответственно в пунктах «с» и «d» настоящей статьи.
В силу указанного пункта «d» поддон – устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки/выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит либо из двух настилов, соединенных между собой распорками, либо из одного настила, опирающегося на ножки; оно должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку/выгрузку с помощью вилочных погрузчиков или тележек для перевозки поддонов; оно может иметь или не иметь надстройку.
Таким образом, поддон используется для удобства транспортировки товаров и относится к транспортному оборудованию.
В то же время, в соответствующие графы транспортных документов вносится информация о весе товара с учетом всех использовавшихся при его упаковке материалов и изделий, а также паллет, поддонов, крепежных элементов, непосредственно используемых при размещении товара в грузовом отсеке транспортного средства на период осуществления перевозки и классифицируемых в качестве транспортного оборудования.
При отсутствии в инвойсе данных о весе тары, общий вес брутто подлежит выяснению путем взвешивания товара с учетом всех использованных при его упаковке материалов, а также отдельно поддонов.
Как следует из INVOICE №* от **.**.**** года, предоставленного таможенному органу, общий вес всей тары составляет 2380 кг, в том числе и вес одной картонной коробки – 700 гр. Общее количество картонных коробок – 2600.
Судом установлено, что товар – «киви свежие», уложен в 10 полимерных контейнеров (обтянутых полимерной сеткой), вес которых уже включен в вес нетто товара.
Принимая во внимание, что вес одного полимерного контейнера (обтянутого полимерной сеткой) вместе с содержимым товаром составляет 700 гр., то соответственно вес нетто товара, уложенного в одну картонную коробку, составляет 7 кг (10х700гр.), при этом, не учитывается вес одной картонной коробки, который составляет 700 гр. Таким образом, общий вес «нетто» товара – 18200 кг (7х2600).
Принимая во внимание, что вес одной картонной коробки (упаковки) составляет 700 гр., то общий вес картонных коробок (упаковки) составляет 1820 кг (700х2600), а не 2380 кг, как указано в товаросопроводительных документах.
Учитывая, что вес одного поддона примерно равен 20 - 25 кг, то следует признать, что оставшиеся 560 кг (2380-1820) заявленные как вес тары составляет вес 26 поддонов. То есть в рассматриваемой ситуации вес поддонов, на которых перемещался товар, уже включен в общий вес брутто, заявленного в товаросопроводительных документах.
Таким образом, поскольку в инвойсе вес поддонов включен в вес тары и, соответственно, в общий вес брутто товара, оснований для исключения указанного веса из установленного таможенным органом общего веса брутто товара, не имеется.
С учетом изложенного, доводы представителя перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) о том, что вес, превышающий вес «брутто», указанный в товаросопроводительных документах, относится к весу поддонов, суд находит несостоятельными.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представитель ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) - водитель транспортного средства Е.Ф., опрошенный **.**.**** года в качестве свидетеля, пояснил, что загрузка товара происходила в Латвии, в гор. Р. на складе, при погрузке товара присутствовал, взвешивание товара не производилось, в связи с тем, что на складе не имелось весового оборудования, загрузку товара контролировал по наименованию и количеству грузовых мест, документы на товар получил после погрузки товара на складе.
В соответствии с п. 2 ст. 8 КДПГ, ст. 39 Таможенной конвенции о международной перевозки грузов с применением книжки МДП 1975 года, порядок действий перевозчика при приемке груза к перевозке заключается в том, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки.
Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика по соблюдению требований таможенного законодательства, и о наличии вины в его действиях.
Таким образом, обязанность предоставить достоверные сведения о перевозимом товаре, в том числе и сведения о количестве грузовых мест, о наименовании и весе брутто товара, в силу ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, возлагается на перевозчика.
Как следует из представленных таможенному органу документов, товаросопроводительные документы не содержат каких-либо оговорок перевозчика, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости и осмотрительности перевозчика, которая необходима для соблюдения требований таможенного законодательства.
Таким образом, проанализировав все обстоятельства дела и учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица, суд считает установленным, что при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) нарушены требования таможенного законодательства, относительно сообщения таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара.
В связи с указанными обстоятельствами, суд находит вину перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказанной.
При таких обстоятельствах, за совершение административного правонарушения, вышеназванное юридическое лицо должно быть подвергнуто административному наказанию.
Санкция ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение указанного правонарушения предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, степень общественной опасности правонарушения и конкретные обстоятельства правонарушения, и суд полагает невозможным применение положений ст. 2.9 КоАП РФ.
С учетом приведенных обстоятельств, суд считает возможным назначить ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ) административное наказание в виде предупреждения.
Товар в рамках административного расследования не изымался.
Процессуальные издержки по делу за проведение перевода товаросопроводительных документов в ООО «П» составили 638 (шестьсот тридцать восемь) рублей 00 копеек, которые согласно ч. 3 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо отнести на счет средств Федерального бюджета РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10., ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Перевозчика ТОО «KREISS ASIA» (КРЭЙСС АЗИЯ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.
По вступлению постановления в законную силу:
- копию CMR №* от **.**.**** года на 1-ом листе, копию INVOICE №* от **.**.**** года на 1-ом листе, копию паспорта Е.Ф. и техпаспортов на 1-ом листе, копию доверенности водителя на 1-ом листе – находящиеся в материалах дела об административном правонарушении – хранить при деле.
Процессуальные издержки по делу за проведение перевода товаросопроводительных документов в ООО «П» в размере 638 (шестьсот тридцать восемь) рублей 00 копеек, отнести на счет средств Федерального бюджета РФ.
Товар в рамках административного расследования не изымался.
На постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Бондаренко