ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-97/18 от 10.08.2018 Суздальского районного суда (Владимирская область)

№ 5-97/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Суздаль 10 августа 2018 года

Судья Суздальского районного суда Владимирской области Воронкова Ю.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении игуменьи религиозной организации «Свято-Боголюбовский женский монастырь поселка <...>ФИО3ФИО1 (ФИО3###)» Шаховцевой Антонины Матвеевны,

установил:

*** главным специалистом – экспертом, юристом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ФИО7 в отношении игуменьи религиозной организации «Свято-Боголюбовский женский монастырь поселка <...>ФИО3ФИО1 (ФИО3###)» Шаховцевой Антонины Матвеевны составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, согласно которому в период с *** по *** по поручению игуменьи религиозной организации «Свято-Боголюбский женский монастырь посёлка <...> Владимирской ФИО3ФИО1 (ФИО3### Шаховцевой Антонины Матвеевны на здании, расположенном по адресу: <...>###, организованы и проведены силами прихожан монастыря работы по сохранению (ремонтные работы) объекта культурного наследия федерального значения «Дом архимандрита», XVIII в., в виде устройства строительных лесов, расчистки фасадов здания от ранее выполненной побелки и частичного выполнения новой побелки, без разрешения Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия).

Вышеназванный протокол вместе с приложенными к ним материалами поступили в Суздальский районный суд ***.

В судебном заседании защитник игуменьи религиозной организации «Свято-Боголюбовский женский монастырь поселка <...>ФИО3ФИО1 (ФИО3### Шаховцевой А.М. – ФИО6 вину своего доверителя в содеянном признала в полном объеме, подтвердила факты организации данных работ игуменьей монастыря, а также проведения данных работ в период с *** по ***, указав, что им не было известно о необходимости получения разрешения Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области. Указала, что данный вопрос был вынесен на заседание Духовного собора от ***, на котором было принято решение о побелке здания к престольному празднику Боголюбской иконы Божьей Матери (к 7 июля). Указала, что данные работы проводились ввиду необходимости поддержания здания в надлежащем состоянии. Просила суд о снисхождении.

Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ФИО7 настаивал на наличии в действиях игуменьи религиозной организации Шаховцевой Антонины Матвеевны по организации и проведению работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом архимандрита», XVIII в., выразившихся в устройстве строительных лесов, расчистке фасадов здания от ранее выполненной побелки и частичного выполнения новой побелки, состава вмененного административного правонарушения.

Выслушав объяснения защитника игуменьи религиозной организации «Свято-Боголюбовский женский монастырь поселка <...>ФИО3ФИО1 (ФИО3###)» Шаховцевой А.М. – ФИО6 и представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия – ФИО7, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7.14. КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно пункта 1 статьи 40 данного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Пунктом 1 статьи 45 указанного Федерального закона предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Пунктом 2 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 закреплено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625 утвержден порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Согласно пункту 5.4 данного Порядка выдача разрешения на проведение работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия на основании следующих документов:

заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу подлинник, в 1 экземпляре;

копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре);

копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре;

копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления, прошитая, пронумерованная, заверенная, в 1 экземпляре (при наличии).

При этом статья 42 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 содержит определение понятия «ремонт памятника» – это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.Согласно письму Минкультуры России от 19.07.2017 № 212-01.1-39-ВА «Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия» к ремонтным работам по фасаду и его элементам относят работы, не подразумевающие восполнение утрат, докомпоновку, восстановление крупных элементов и деталей. В случае отнесения к предмету охраны фасада и его декоративных элементов такими работами являются в том числе заделка трещин в штукатурном слое, расчистка от штукатурного слоя и старой окраски, штукатурка и окраска фасада и элементов декора в существующий цвет, окраска цоколя, обработка огне - и биозащитными составами, замена или ремонт оконных и дверных приборов, ремонт оконных отливов и водосточных труб, козырьков, сходов, крылец. Для проведения ремонта необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ в соответствии с пунктом 5.4 Порядка без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации.

Как усматривается из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <...>###, является объектом культурного наследия федерального значения «Дом архимандрита», XVIII в.

На государственную охрану объект культурного наследия «Дом архимандрита», XVIII в. принят постановлением ФИО2 от ***### «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в ФИО2».

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22.09.2015 № 1755-р объект культурного наследия «Дом архимандрита», XVIII в., зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный ###.

Постановлением главы администрации Владимирской области от ***### монастырь Боголюбовской Богоматери <...> передан ФИО3 патриархии безвозмездно и в бессрочное пользование в соответствии с Законом ФИО2 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и «О свободе вероисповедания».

Между государственным центром по учету и использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области и религиозным объединением Владимирское Епархиальное Управление РПЦ, религиозной общиной Свято-Боголюбского женского монастыря *** заключен договор ### о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения «Дом архимандрита», XVIII в.

Фактически объект культурного наследия федерального значения «Дом архимандрита», XVIII в. (<...>###) используется религиозной организации «Свято-Боголюбский женский монастырь посёлка <...> Владимирской ФИО3ФИО1 (ФИО3###)».

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ руководителем юридического лица (Религиозная организация «Свято- Боголюбский женский монастырь посёлка <...> Владимирской ФИО3ФИО1 (ФИО3### и лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Игуменья Шаховцева A.M.

В соответствии с п. 6.3 Устава данной религиозной организации Игуменья Шаховцева A.M. отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих Монастырю земельных участков и всего имущества, принадлежащего Монастырю на праве собственности, пользовании и ином вещной праве, и обеспечивает его учет.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных правовых норм, Шаховцевой А.М. были организованы и проведены силами прихожан монастыря работы по сохранению (ремонтные работы) объекта культурного наследия федерального значения «Дом архимандрита», XVIII в., выразившиеся в расчистке фасадов здания от ранее выполненной побелки и частичного выполнения новой побелки, без разрешения Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <...>.

Данные обстоятельства, помимо признательных показаний самой Шаховцевой А.М., ее защитника ФИО6, подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении ### от ***, актом осмотра от ***, содержащем сведения о проведенных работах по расчистке фасадов здания от ранее выполненной побелки и выполнения новой побелки стен здания, материалами фотофиксации от ***, иными исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в вышеназванных действиях игуменьи религиозной организации «Свято-Боголюбовский женский монастырь поселка <...>ФИО3ФИО1 (ФИО3###)» Шаховцевой Антонины Матвеевны признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.

Вместе с тем, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая разъяснение названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, требования указанных норм права, конкретные обстоятельства дела, при которых совершено данное административное правонарушение, в том числе, отношение к содеянному Шаховцевой А.М., причины совершения данных незаконных действий, а также тот факт, что совершенные деяния хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом их характера и роли правонарушителя, отсутствия причиненного вреда и вредных последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

В связи с этим, исходя из целей и общих принципов назначения наказания, полагаю возможным по данному делу применить статью 2.9 КоАП РФ, освободить игуменью религиозной организации «Свято-Боголюбовский женский монастырь поселка <...>ФИО3ФИО1 (ФИО3### Шаховцеву Антонину Матвеевну от административной ответственности, предусмотренной ст. 7.14 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

Руководствуясь ст. 2.9, п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу в отношении игуменьи религиозной организации «Свято-Боголюбовский женский монастырь поселка <...>ФИО3ФИО1 (ФИО3###)» Шаховцевой Антонины Матвеевны по ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить игуменье религиозной организации «Свято-Боголюбовский женский монастырь поселка <...>ФИО3ФИО1 (ФИО3###)» Шаховцевой Антонины Матвеевны устное замечание.

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд подачей жалобы в течение 10 суток со дня получения или вручения копии.

Судья Ю.В. Воронкова