Дело №5-97/2020
УИД 60RS0005-01-2020-00669-77
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 октября 2020 года пос. Кунья Псковской области
Федеральный судья Великолукского районного суда Псковской области Кузьмин Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гриневой Л.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя Главы Куньинского района Псковской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, женатого, на иждивении имеющего двоих несовершеннолетних детей, проживающего по адресу: <адрес> административной ответственности не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ :
Прокуратурой Куньинского района Псковской области проведена проверка деятельности жилищной комиссии Администрации Куньинского района, по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства, выразившиеся в несоблюдении положений Закона Псковской области от 14.06.2006 N 559-оз "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" при рассмотрении 19.11.2018 вопроса о признании А. малоимущим в целях постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
24.01.2020 Прокуратурой Куньинского района Псковской области было направлено Главе Куньинского района Псковской области Л. представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, в котором было указано, что Администрацией Куньинского района принято необоснованное решение, в связи с тем, что в заявлении А. был указан состав семьи – 2 человека, однако подпись его жены на заявлении в нарушение закона отсутствовала, не был приложен расчет стоимости имущества заявителя; также жилищной комиссией в нарушение закона при определении размера дохода жены заявителя А. была учтена социальная доплата к пенсии.
19.02.2020 состоялось рассмотрение представления Главой Куньинского района Л. с участием прокурора и заместителя главы Куньинского района ФИО1, в ходе которого прокурором было изложено, что в целях устранения допущенных нарушений закона для принятия законного и обоснованного решения Администрации района не обходимо запросить в порядке межведомственного электронного взаимодействия информацию о членах семьи А., информацию о наличии или отсутствии у заявителя жилых помещений, иныз объектов недвижимости, транспортных средств, при поступлении документов принять решение о признании А. малоимущим либо отказать в признании по соответствующим основаниям.
По результатам рассмотрения представления Главой Куньинского района принято решение признать обоснованными выявленные нарушения, изложенные в представлении, заместителю Главы района ФИО1 поручить принять необходимые меры, направленные на устранение нарушений.
21.02.2020 в прокуратуру Куньинского района Администрцией района был направлен письмом №586 ответ, согласно которого представление признано подлежащим удовлетворению, принято решение о привлечении заместителя Главы Куньинского района ФИО1 к дисциплинарной ответственности, замечания указанные в представлении прокуратуры учтены и будут использованы для дальнейшей работы.
28.08.2020 А. обратился в прокуратуру района с запросом о результатах рассмотрения представления прокуратуры, вынесенного по его вопросу, 01.09.2020 прокурором был направлен запрос И.п. главы Куньинского района ФИО1 о предоставлении документов, подтверждающих устранение нарушений по представлению прокуратуры.
04.09.2020 Администрацией Куньинского района в прокуратуру был направлен ответ (письмо №2412) согласно которого А. было предложено представить новые документы для рассмотрения его вопроса жилищной комиссии, документы от него не были представлены, получить сведения о недвижимом имуществе не представилось возможным из-за сбоев в системе запросов через личный кабинет на сайте Росреестра, поэтому вопрос на заседаниях жилищной комиссии не рассматривался.
15.09.2020 жилищная комиссия Администрации Куньинского района на заседании признала ранее принятое решение в отношении А. законным и оставило его в силе, о чем 21.09.2020 сообщили в прокуратуру района.
В связи с изложенными обстоятельствами Прокуратурой Куньинского района 24.09.2020 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении о совершении заместителем Главы Куньинского района Псковской области ФИО1 правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, и пояснил, что не помнит какие конкретно ему были даны поручения Главой района при рассмотрении предоставления прокурора, по его мнению, он должен был учесть выявленные замечания на будущее, то есть при последующих заседаниях жилищной комиссии, которую он возглавляет, при этом полагает, что А. был правильно не признан малоимущим, поскольку его доход превышал установленную для этого цифру, поэтому собирать сведения о его имуществе не было смысла, поскольку его и так нет оснований признать нуждающимся, то есть фактически выразил несогласие с содержательной частью представления прокурора и изложенными прокурором мерами по устранению выявленных нарушений. Также пояснил, что имеются объективные причины невозможности собрать документы по сведениям об имуществе заявителя, поскольку не имеется возможности в порядке межведомственного электронного взаимодействия получать сведения о недвижимости из Росреестра, и эта проблема не может быть устранена силами Администрации района.
Заместитель прокурора Куньинского района Кондратьева Е.А. пояснила, что при рассмотрении представления прокурора ей было изложено, что необходимо сделать в целях устранения нарушений – а именно запросить сведения о составе семьи и имуществе А., после получения данных сведений рассмотреть их на заседании комиссии и оценить, имеются ли основания для отмены постановления Администрации района, которым заявителю было отказано в признании малоимущим, при этом решение, которое должно было быть принято жилищной комиссией Администрации района с учетом тех документов, которые должны быть собраны органом местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона Псковской области от 14.06.2006 N 559-оз "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", то есть при отсутствии оснований А. вполне мог не быть признан малоимущим.
Потерпевший А. в судебном заседании пояснил, что он приходил в Администрацию Куньинского района в марте 2020, где ему предлагали собрать часть документов заново для рассмотрения вопроса о признании его малоимущим, однако указанных документов он получить не смог.
Согласно статьи 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
По смыслу данной нормы такое правонарушение совершается умышленно, то есть лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (статья 2.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно (пункт 4 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судьей установлено, что внесенное 24.01.2020 заместителем прокурора Куньинского района Главе Куньинского района представление «Об устранении нарушений требований жилищного законодательства» №251ж-2019 было рассмотрено 19.02.2020 Главой Куньинского района Л., по результатам рассмотрения признано, что представление подлежит удовлетворению, замечания, в нем изложенные учтены для использования в работе, а также принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя Главы Куньинского района ФИО1
Согласно протокола рассмотрения представления от 19.02.2020, Главой Куньинского района изложенные в представлении нарушения признаны обоснованными, заместителю Главы ФИО1 поручено принять меры, направленные на устранение нарушений, при этом прокурором при рассмотрении представления было изложено, что для принятия законного и обоснованного решения Администрации района необходимо в порядке межведомственного взаимодействия запросить информацию о членах семьи А., о наличии или отсутствии у него жилых помещений, иных объектов недвижимости, транспортных средств, а при поступлении документов – принять решение о признании А. малоимущим или отказать в признании по соответствующим основаниям.
Также помимо устного распоряжения, обязанность по выполнению требований прокурора была возложена Главой Куньяинского района на своего заместителя путем совершения резолюции на представлении «ФИО1, Г.».
Сведения, изложенные в протоколе по рассмотрению представления прокуратуры от 19.02.2020 о наличии поручения Главы Куньинского района своему заместителю принять конкретные меры, на которые было указано прокурором, не оспорены ФИО1, не опровергнуты показаниями свидетелей Л. и Г., поэтому оснований считать их недостоверными не имеется.
В силу пункта 3 статьи 23 Устава Куньинского района Псковской области Глава района вправе передать своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий, как в целях выполнения отдельных поручений, так и без ограничения срока.
Согласно пункту 2.3. должностной инструкции, утвержденной 01.02.2018, заместитель Главы района в области жилищно-коммунального хозяйства и строительства контролирует осуществление принятия на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; организовывает работу жилищной комиссии Администрации Куньинского района.
Таким образом, при рассматриваемых обстоятельствах во исполнение пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" ФИО1, как должностным лицом, организующим работу коллегиального органа – жилищной комиссии, должны были быть предприняты следующие меры, направленные на устранение выявленных прокурором нарушений законодательства: организация незамедлительно с момента рассмотрения представления получения указанных при рассмотрении представления прокурором необходимых документов и осуществление их проверки, а также организация рассмотрения заявления гражданина на заседании жилищной комиссии с учетом собранных документов и сведений.
Наряду с этим, мер, направленных на устранение выявленных нарушений, осуществление которых ФИО1 было поручено его непосредственным руководителем – Главой Куньинского района Л., предпринято не было.
Установленные судом фактические обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.09.2020; представлением прокурора от 24.01.2020 №251ж-2019 «Об устранении нарушений требований жилищного законодательства»; протоколом рассмотрения представления прокуратуры от 19.02.2020; письмами Администрации Куньинского района от 21.02.2020 №586, от 04.09.2020 №2412, от 21.09.2020 №2580 с приложениями; должностной инструкцией заместителя Главы Куньинского района от 01.02.2018; объяснением ФИО1 от 24.09.2020.
Вина ФИО1 в форме умысла также подтверждается собранными по делу доказательствами.
Так, несмотря на имевшиеся сведения о наличии технических проблем с получением в порядке электронного межведомственного взаимодействия сведений о недвижимом имуществе заявителя, никаких мер к организации получения его на бумажном носителе предпринято не было, как не было предпринято по требованию прокурора и мер к получению и иных сведений, которые возможно было получить, рассмотрение вопроса о правомерности вынесенного ранее в отношении А. решения жилищной комиссией проведено спустя длительное время (около семи месяцев) в отсутствие документов, на которые было указано прокурором, что свидетельствует о том, что ФИО1 сознавал противоправный характер своего бездействия, предвидел его вредные последствия, однако относился к ним безразлично.
Согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 17 Устава Куньинского района Псковской области, принятого решением Собрания депутатов Куньинского района от 25.06.1996, заместители главы района назначаются главой района, по вопросам своего ведения заместители главы района издают распоряжения, обязательные к исполнению соответствующими органами и должностными лицами муниципального образования, в связи с чем, по смыслу примечания к статье 2.4 КоАП РФ и с учетом его должностных обязанностей, ФИО1 является должностным лицом, которое было ответственным за организацию устранения выявленных прокурором нарушений, при осуществлении руководства управлением по делам строительства и жилищно-коммунального хазяйства Администрации Куньинского района.
Ненадлежащее исполнение ФИО1 своих служебных обязанностей заключается в игнорировании требований законодательства о прокуратуре и решения Главы Куньинского района при реализации полномочий Администрацией Куньинского района Псковской области в области обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что заместитель Главы Куньинского района Псковской области ФИО1, являясь должностным лицом, осуществляя свои полномочия в здании Администрации Куньинского района по адресу <адрес>, незамедлительно после рассмотрения 19.02.2020 представления прокурора от 21.01.2020 умышленно не исполнил требований прокурора, вытекающих из полномочий прокурора, установленных федеральным законом.
Отсутствие целесообразности в совершении действий, предписанных прокурором в целях устранения допущенных нарушений, на которые в судебном заседании указывает ФИО1, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку требования прокурора, изложенные в представлении и протоколе о рассмотрении представления, вытекают из полномочий прокурора, установленных законом, с требованиями прокурора согласилось вышестоящее должностное лицо, которому было внесено представление – Глава Куньинского района Л., в связи с чем дал соответствующее поручение подчиненному заместителю, которое им не было исполнено. Представление прокурора не было обжаловано в судебном порядке, поэтому указанные в нем требования прокурора, направленные на устранение допущенных нарушений, подлежали безусловному выполнению лицом, которому было поручено их исполнить, и которое было обязано их исполнить в силу характера служебных полномочий.
Вопреки доводам ФИО1, отсутствие возможности собрать сведения об объектах недвижимого имущества А., также не исключают вины ФИО1 в совершении правонарушения, поскольку установлено, что запросы в иные органы в порядке межведомственного электронного взаимодействия не производились, каких-либо иных документов, на необходимость получения которых было указано прокурором, не собрано.
При оценке фактов того, что жилищная комиссия спустя продолжительное время после рассмотрения представления (около семи месяцев) признала законным ранее вынесенное ей в отношении А. решение, а также того, что заместителем Главы Куньинского района не организовано должным образом межведомственное электронное взаимодействие в целях получения документов в порядке пункта 4.1. статьи 7 Закона Псковской области от 14.06.2006 N 559-оз "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" судья приходит к выводу, что данные обстоятельства не влекут отсутствие состава административного правонарушения, поскольку никак не повлияли на характер требуемого от ФИО1 поведения в целях незамедлительного принятия мер, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений закона.
При таких обстоятельствах судья квалифицирует деяние заместителя Главы Куньинского района Псковской области ФИО1 как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а вину ФИО1 в совершении данного правонарушения признает доказанной материалами дела.
Оснований оценивать административное правонарушение, совершенное ФИО1 малозначительным и применить к обстоятельствам данного дела положения статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Санкция статьи 17.7 КоАП РФ предусматривает различные виды административного наказания: наложение административного штрафа от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Назначая наказание, судья учитывает характер содеянного и данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
ФИО1 является должностным лицом органа местного самоуправления, имеет на иждивении двоих детей, на момент совершения правонарушения не привлекался к административной ответственности.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, судьей не установлено.
С учетом обстоятельств содеянного, удовлетворительных данных о личности ФИО1, ему следует назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 17.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ :
Признать заместителя Главы Куньинского района Псковской области ФИО1, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
Разъяснить ФИО1, что в силу части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения сроков отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ по реквизитам: УФК по Псковской области (Прокуратура Псковской области, л/с <***>), ИНН получателя: 6027025500, КПП 602701001, ОКТМО 58701000, р/с <***>, Банк получателя: Отделение по Псковской области Северо-Западного главного управления ЦБ РФ г.Псков, БИК банка 045805001, КБК 41511690010016000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в рабочем поселке Кунья) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Кузьмин Н.Ю.