ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-97/2016 от 11.02.2016 Красногвардейского районного суда (Республика Крым)

Дело № 5-97/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым (297000, Республика Крым, <...>) Проскурня С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности председателя <адрес> сельского совета- главы администрации <адрес> сельского поселения Ерохина ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

по статье 17.7 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В Красногвардейский районный суд Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ поступило дело об административном правонарушении, возбужденное постановлением заместителя прокурора <адрес> по факту невыполнения председателем <адрес> сельского совета – главой администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 законных требований прокурора, за что предусмотрена административная ответственность ст.17.7 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, прокуратурой <адрес> в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны культурного наследия проведена проверка на территории <адрес> сельского совета, в ходе которой были установлены существенные нарушения законодательства.

Так, установлено, что на территории <адрес> сельского совета расположено 8 объектов культурного наследия, а именно, памятник В.И. Ленину, памятник Дзержинскому Ф.Э., памятный знак в честь погибших воинов-односельчан в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», братская могила советских воинов и мирных граждан, расстрелянных фашистами в 1941-1944 г.г., обелиск советскому солдату, памятный знак «Память Чернобыля», памятный знак «Депортированным немцам Крыма», памятный знак «Воинам афганцам», а также в <адрес> расположены 4 мемориальные доски.

Однако, ни на одном объекте культурного наследия не установлены соответствующие информационные стенды (доски) в нарушение Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения, утвержденной Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым.

Проверкой также установлено, что на указанные объекты культурного наследия отсутствуют предусмотренные законодательством Российской Федерации паспорта. Для получения паспортов сельскому совету необходимо было обратиться в Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, в полномочия которого согласно постановления Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года «Об утверждении Положения о Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым» входит выдача собственнику объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения паспорта объекта культурного наследия.

Заместителем прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» для рассмотрения на сессии совета председателю <адрес> сельского совета – главе администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 внесено мотивированное представление с требованием о его рассмотрении с участием представителей прокуратуры района, принятии действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности председателя <адрес> сельского совета – главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 за допущенные нарушения законодательства.

Игнорируя требования заместителя прокурора района, представление рассмотрено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании коллектива администрации <адрес> сельского поселения.

Информация о результатах рассмотрения представления поступила в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ. При этом, меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, не приняты, представление не рассмотрено на сессии, информация о его рассмотрении в прокуратуру района поступила не в полном объёме, документы, подтверждающие принятые меры по представлению прокуратуры, не приложены к ответу на представление, что свидетельствует о невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В судебном заседании ФИО1 виновным себя в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ, не признал. Из объяснений ФИО1 следует, что умысла на неисполнение требований прокурора у него не было. Представление прокурора рассмотрено на общем собрании коллектива администрации <адрес> сельского поселения, на которое были приглашены сотрудники прокуратуры района. Объекты культурного наследия, расположенные на территории <адрес> сельского поселения, относятся к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения. Требования же относительно порядка установки информационных надписей и обозначений относятся исключительно к объектам культурного наследия регионального значения. Администрация <адрес> сельского поселения уведомлений от Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым о необходимости установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия не получала. На баланс администрации <адрес> сельского поселения приняты такие объекты культурного наследия, как Братская могила советских воинов и мирных жителей (1941-1944 г.г.), памятник Дзержинскому Ф.Э., Памятный знак в честь погибших воинов-односельчан в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», определены их балансодержатели. На указанные объекты культурного наследия имеются паспорта, выданные согласно законодательства Украины. В настоящее время Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым обмен украинских паспортов на паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации не производит. Собрание коллектива администрации <адрес> сельского поселения пришло к выводу, что прокуратура <адрес> не правомочна требовать привлечения к дисциплинарной ответственности председателя <адрес> сельского совета – главы администрации <адрес> сельского поселения, в связи с чем выносить указанный вопрос для рассмотрения на сессии сельского совета посчитало нецелесообразным. По результатам рассмотрения представления прокурора был подготовлен и дан соответствующий ответ в установленный срок.

Заслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, просившего прекратить производство по делу об административном правонарушении, заключение прокурора Тимошицкой Е.Н., полагавшей, что в действиях председателя <адрес> сельского совета – главы администрации <адрес> сельского поселения имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст.17.7 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу положений ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В законе о прокуратуре в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.

Согласно материалам дела заместителем прокурора <адрес> Меренцовым С.И. в адрес председателя <адрес> сельского совета – главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.6-7/ об устранении нарушений Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для внесения прокурором в адрес ФИО1 представления послужили результаты проверки в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны культурного наследия на территории <адрес> сельского совета.

В ходе проверки установлено, что на объектах культурного наследия, находящихся на территории <адрес> сельского поселения, а именно, памятнике В.И. Ленину, памятнике Дзержинскому Ф.Э., памятном знаке в честь погибших воинов-односельчан в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», братской могиле советских воинов и мирных граждан, расстрелянных фашистами в 1941-1944 г.г., обелиске советскому солдату, памятном знаке «Память Чернобыля», памятном знаке «Депортированным немцам Крыма», памятном знаке «Воинам афганцам» отсутствуют информационные надписи и обозначения. Также на указанные объекты культурного наследия отсутствуют паспорта, которые соответствовали бы требованиям Российского законодательства.

По мнению прокурора, администрация <адрес> сельского поселения полностью устранилась от выполнения своих обязанностей по охране объектов культурного наследия. Несмотря на то, что объекты культурного наследия находятся на территории <адрес> сельского совета, меры, направленные на установление их собственников, постановки на баланс, не приняты. Вследствие бездействия должностных лиц происходит постепенное разрушение памятников культурного наследия.

Сославшись на нормы ст. 44 Конституции Российской Федерации, ст.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, ст.7 Закона Республики Крым «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» от 11.09.2014 № 68-ЗРК, регламентирующих вопросы доступа граждан к культурным ценностям и охрану объектов культурного наследия, а также Инструкцию о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения, утвержденной приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 04.12.2014 № 56, заместителем прокурора <адрес> было внесено упомянутое представление в адрес председателя <адрес> сельского совета – главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость безотлагательного рассмотрения представления с участием прокурора, принятие действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности председателя <адрес> сельского совета – главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 за допущенные нарушения законодательства. О результатах принятых мер следовало сообщить в прокуратуру <адрес> в письменной форме в установленный законом месячный срок со дня внесения представления с приложением копий подтверждающих документов.

Заместителю прокурора <адрес> председателем <адрес> сельского совета – главой администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.8-9/, в котором указано, в частности, что представление об устранении нарушений требований Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 01 декабря 2015 года было рассмотрено на общем собрании коллектива администрации <адрес> сельского поселения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). На общее собрание были приглашены представители прокуратуры <адрес> Тимошицкая Е.Н. и ФИО3 Было разъяснено, что на территории <адрес> сельского поселения расположено 8 объектов культурного наследия: памятник В.И. Ленину, памятник Дзержинскому Ф.Э., памятный знак в честь погибших воинов-односельчан в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», братская могила советских воинов и мирных граждан, расстрелянных фашистами в 1941-1944 г.г., обелиск советскому солдату, памятный знак «Память Чернобыля», памятный знак «Депортированным немцам Крыма», памятный знак «Воинам афганцам», а также 4 мемориальные доски. Все вышеуказанные объекты культурного наследия отремонтированы, находятся в хорошем эксплуатационном состоянии. Из бюджета <адрес> сельского поселения выделяются денежные средства для обслуживания и ремонта памятников культурного наследия. Объекты культурного наследия, расположенные на территории <адрес> сельского поселения, относятся к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, на которые не распространяются требования ст.19 Закона Республики Крым № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» и Инструкции, утвержденной приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 04.12.2014 № 56, регламентирующие порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения. Администрация <адрес> сельского поселения уведомлений от Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым о необходимости установки информационных надписей и обозначений не получала. Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым сообщено, что в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включены 3 объекта культурного наследия, а именно: Братская могила советских воинов и мирных жителей (1941-1944 г.г.), Памятный знак в честь погибших воинов-односельчан в годы Великой Отечественной войны «Никто не забыт, ничто не забыто», памятник Дзержинскому Ф.Э. На указанные объекты культурного наследия имеются паспорта, выданные согласно законодательства Украины, которые подлежат обмену. В настоящее время Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым обмен украинских паспортов на российские паспорта памятников культурного наследия не производит. Проводится дальнейшая работа по устранению недостатков, а именно, по паспортизации объектов культурного наследия.

Собрание коллектива администрации <адрес> сельского поселения пришло к выводу, что прокуратура <адрес> не правомочна требовать привлечения к дисциплинарной ответственности председателя <адрес> сельского совета – главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО1, в связи с чем вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1 выносить для рассмотрения на сессию <адрес> сельского совета считает нецелесообразным.

В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Пункт 4 ст.10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с п.2 ст.22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления, поскольку ответственность по ст.17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.

Согласно ст.4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: 1) объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; 2) объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; 3) объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии со ст.8 Закона Республики Крым «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» от 11.09.2014 № 68-ЗРК к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

В настоящее время вопрос об определении категории памятников культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения и включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируется ст.2 Федерального закона от 12.02.2015 № 9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно ст.2 данного Закона объекты культурного наследия, расположенные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, включенные в перечни (списки, реестры) объектов культурного наследия на день принятия Республики Крым в состав Российской Федерации ( в том числе выявленные объекты культурного наследия), до отнесения их в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи к объектам культурного наследия федерального значения, объектам культурного наследия регионального значения или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения либо к выявленным объектам культурного наследия подлежат государственной охране в порядке, установленном Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для объектов культурного наследия регионального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 12.02.2015 № 9-ФЗ объекты культурного наследия, указанные в части 2 настоящей статьи, не отнесенные в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, в течение одного года со дня истечения указанного срока должны быть отнесены к объектам культурного наследия регионального значения или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» либо к выявленным объектам культурного наследия решением соответственно органа государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, определенном законодательством Республики Крым и законодательством города федерального значения Севастополя (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – по согласованию с органами местного самоуправления). Для принятия решений об отнесении объектов к выявленным объектам культурного наследия, объектам культурного наследия регионального или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, включенным в реестр, и о регистрации объектов культурного наследия регионального или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестре не требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы, указанной в ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утверждаются только в отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Пунктом 8 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что правовая сила ранее оформленных (заключенных) охранных документов: охранно-арендных договоров, охранных договоров, охранных обязательств, а также паспортов объекта культурного наследия (при их наличии) сохраняется до их приведения в соответствие с требованиями статьи 47.6 Закона. Все обязательства собственников/пользователей объектов культурного наследия, акты технического состояния, планы ремонтно-реставрационных работ, имевшиеся на ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют свою юридическую обязательность в полном объеме.

На территории <адрес> сельского поселения согласно перечня объектов культурного наследия (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), предоставленного Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым, находятся следующие объекты культурного наследия: Братская могила советских воинов и мирных жителей 1941-1944гг., Памятный знак в честь воинов-односельчан, дата событий 1941-1945гг., Памятник Дзержинскому Ф.Э. Указанные объекты культурного наследия Распоряжением председателя <адрес> сельского совета – главой администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ приняты на баланс администрации <адрес> сельского поселения, определены их балансодержатели.

Из буквального толкования положений ст.17.7 КоАП РФ следует, что административная ответственность по данной норме наступает лишь в случае умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административных правонарушениях подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из системного толкования приведенных выше норм Закона о прокуратуре следует, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует целью понудить указанные в ч.1 ст.21 Закона о прокуратуре органы и должностные лица рассмотреть внесенное представление и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.

Рассмотрев внесенное заместителем прокурора представление и сообщив о результатах рассмотрения представления в письменной форме в установленный месячный срок, председатель <адрес> сельского совета – глава администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 выполнил требования Закона о прокуратуре.

Доказательств, свидетельствующих о наличии у ФИО1 умысла на неисполнение требований представления материалы дела не содержат.

Несогласие заместителя прокурора <адрес> с содержанием ответа, полученного по результатам рассмотрения представления, не может служить основанием для привлечения председателя <адрес> сельского совета – главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО1 к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

В действиях ФИО1 отсутствует факт умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении председателя Красногвардейского сельского совета – главы администрации Красногвардейского сельского поселения ФИО1 следует прекратить за отсутствием состава указанного правонарушения.

Руководствуясь статьями 1.5, 17.7, 24.1, 24.5, 26.1, 26.2, 26.11, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении председателя <адрес> сельского совета- главы администрации <адрес> сельского поселения Ерохина ФИО10 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано либо опротестовано прокурором в Верховный Суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.Н. Проскурня