Материал №
Поступил ДД.ММ.ГГГГ г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Судья <адрес> районного суда <адрес> А.А. Руденко,
при секретаре А.А. Комар,
рассмотрев в порядке ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении:
ФИО6, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, работает в ООО "<данные изъяты>" сотрудником, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Консультантом отдела Г. надзора и контроля Г. инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>ФИОДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО6 по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО6 не признал себя виновным в совершении административного правонарушения, показал, что разрешение на строительство часовни-храма было ему дано главой администрации <адрес> устно, о том, что на указанной территории имеется памятник археологии ему известно не было, тем более, что при выделении земельного участка и определения территории строительства такую информацию не предоставила и администрация <адрес> в связи с ее отсутствием. Отметил, что работы им в ДД.ММ.ГГГГ г. не проводились, договор на проведение подрядных работ был заключен ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ г. работы окончены. Отметил, что приказ об утверждении особенностей границ территории объекта археологического наследия памятника археологии Поселение <адрес> вынесен только ДД.ММ.ГГГГ, после чего и внесены соответствующие сведения в ЕГРН, ранее границы не были установлены на местности, и памятник располагался в другом месте, ближе к реке. Указал, что на данном участке длительное время проводились сельскохозяйственные и хозяйственные работы фермером ФИО5, однако, именно ему вменяют разрешение памятника археологии. Просил прекратить производство по делу в связи с истечением срока привлечения к ответственности.
Представитель должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении ФИО, изложенные доводы в административном протоколе поддержал, отметил, что время производства работ, то есть время совершения административного правонарушения установлено со слов ФИО6, который определенно указывал, что работы проводились с ДД.ММ.ГГГГ г. по конец ДД.ММ.ГГГГ г. указала, что не давал оценку представленному договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ№, а также тому обстоятельству, что он ФИО6 представлен не в полном объеме, не истребовал его, не опрашивал свидетелей относительно времени производства работ на данном земельном участке. Полагал, что не имеет правового значения, что приказ об утверждении особенностей границ территории объекта археологического наследия памятника археологии Поселение <адрес> вынесен только ДД.ММ.ГГГГ, так как в учетной карточке от ДД.ММ.ГГГГ определены его технические характеристики и описание, которое соответствует данному приказу.
Выслушав лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов РФ.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействиях), нарушающих установленные требования сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия, их территорий, а также несоблюдении ограничений, установленных в зонах их охраны.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат Г. охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч. 1 ст. 40 указанного Закона, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании п. 1 ст. 47.2, п. п. 1, 2, 4, 7, 8 ст. 47.3, п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ собственник, либо иной законный владелец объекта культурного наследия, обязан выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия; осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Из содержания части 1 статьи 61 Федерального закона N 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 проводил в июне –конце ДД.ММ.ГГГГ г. земляные и строительные работы по строительству часовни-храма <адрес>, в границах территории объекта археологического наследия федерального значения -памятника археологии <адрес>1,
В ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию поступило обращение ФИО1 (вх. №-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ) о проведении в границах территории объекта археологического наследия федерального значения - памятника археологии <адрес>, расположенного в <адрес> (далее - памятник археологии <адрес>), строительных и земляных работ по строительству здания церкви (часовни).
Памятник археологии <адрес> открыт в ДД.ММ.ГГГГФИО2. На основании решения Исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении списка памятников, подлежащих государственной охране" памятник археологии включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Памятник археологии <адрес> расположен на северо-восточной окраине <адрес>, на мысу, образованном террасой правого берега <адрес><адрес>) и коренной террасой левого берега <адрес>.
Приказом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены особенности (предмет охраны), границы территории памятника археологии <адрес>, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается данный объект. В ходе определения границ территории памятника археологии <адрес> было уточнено его местоположение: объект расположен в пределах восточной окраины <адрес>, на левом берегу <адрес>. Памятник занимает оконечность широкого мыса при впадении <адрес> (<адрес>) в <адрес>. Площадь территории памятника археологии <адрес> составляет 5147,27 кв.м.
На основании Задания Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ на осуществление мероприятий по контролю за состоянием и систематического наблюдения в отношении памятника археологии <адрес> консультантом-юристом отдела государственного надзора и контроля Инспекции ФИО3, консультантом отдела государственного надзора и контроля государственной Инспекции ФИОДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр состояния памятника археологии <адрес> и составлен соответствующий акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в границах территории объекта археологического наследия ведутся земляные и строительные работы по возведению часовни из деревянного бруса на бетонном фундаменте. Помимо сруба часовни, на территории памятника археологии <адрес> фиксируются следы тяжелой техники, строительный мусор, обнаружено несколько фрагментов орнаментированной керамики. Осмотром установлено, что в результате проведённых земляных и строительных работ поврежден и разрушен культурный слой памятника археологии <адрес> на площади 250 кв. м.
Согласно расчету ГАУ НСО "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия <адрес>", стоимости вреда (ущерба), причиненного указанными работами памятнику археологии <адрес> составляет 2 473 734,3 руб.
Согласно предоставленным администрацией <адрес> в Инспекцию сведениям (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№), постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Религиозной организации "<данные изъяты> (<данные изъяты>)" (<адрес>, ОГРН: №, ИНН: №,) предварительно согласовано предоставление земельного участка общей площадью 1000 кв. м для строительства часовни-храма, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №. Разрешение на строительство часовни- храма администрацией <адрес> не выдавалось.
За предоставлением сведений о наличии либо отсутствии в границах выделяемого земельного участка объектов культурного наследия Религиозная организация "<данные изъяты> (<данные изъяты>)" в Инспекцию не обращалась.
Из представленных <данные изъяты> (<данные изъяты>) пояснений и прилагаемых к ним документов следует, что строительство часовни-храма на земельном участке, расположенном в границах территории памятника археологии <адрес>, осуществлялось по инициативе и за счет собственных средств ФИО4 Документы об обязательствах <данные изъяты> (<данные изъяты>) при строительстве часовни-храма отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия движение транспортных средств на территории данного объекта или в его зонах охраны ограничивается или запрещается в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок по адресу: <адрес> сведений о включении в реестр объектов культурного наследия, и о том, что данный земельный участок является выявленным объектом культурного наследия, предоставляющего собой историко-культурную ценность, не имеется.
Из положений ч. 3 ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию; реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При этом данная информация была внесена в ЕГРН только ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая ходатайство ФИО6 о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при применении ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие, бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Фактически в данном случае время проведения работ достоверно не установлено, а определено только со слов ФИО6 – июнь-конец ДД.ММ.ГГГГ г.
При этом административным органом не принято мер по установлению точного времени проведения работ, при том, что о проведении таких работ стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ, когда зарегистрировано обращение в Инспекцию ФИО1 (вх. №-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ) о проведении в границах территории объекта археологического наследия федерального значения - памятника археологии <адрес>, расположенного в <адрес> (далее - памятник археологии <адрес>), строительных и земляных работ по строительству здания церкви (часовни).
В судебном заседании ФИО6 сообщил, что в ДД.ММ.ГГГГ г. работы им на данном земельном участке не проводились, а договор подряда вообще заключен в ДД.ММ.ГГГГ г., и все работы по нему выполнены.
Однако, проверка и все осмотры территории административным органом проводились лишь в ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, временем совершения правонарушения в данном случае является период с ДД.ММ.ГГГГ г. (что не отрицается ФИО6) и до ДД.ММ.ГГГГ, когда соответствующая информация была получена административным органом.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ
Указанное обстоятельство само по себе является основанием для прекращения производства по делу без определения обоснованности выводом о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения.
В силу пункта б части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО6 подлежит прекращению за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ч. 1, 5 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Постановление может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: А.А. Руденко