Дело 5-980/2021
УИД 74RS0008-01-2021-002258-55
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
27 декабря 2021 года г. Аша
Судья Ашинского городского суда Челябинской области О.С.Шкерина,
при секретаре Н.А.Исаевой,
с участием прокурора А.А.Нечаева,
законного представителя привлекаемого лица ФИО1,
защитника З.Н.Зайнашевой,
рассмотрев в судебном заседании по адресу <...>,
дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «АЗС М-5», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес <...>,
возбужденное по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «АЗС М-5» (далее ООО «АЗС М-5») в нарушение требований промышленной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", не зарегистрировало опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов, не получило лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в связи с эксплуатацией опасного производственного объекта III класса опасности (сосуда СУГ с давлением 1,6 мПа объемом 20,0 куб.м. и двумя топливораздаточными колонками), не осуществило страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
Прокурор Нечаев А.А. в судебном заседании пояснил, что по поручению прокуратуры Челябинской области в связи с поступившим обращением 01.11.2021г. была проведена комиссионная проверка ООО «АЗС М-5», в том числе с участием сотрудников Ашинской городской прокуратуры, в результате которой было выявлено, что юридическое лицо в нарушение требований промышленной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", не зарегистрировало опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов, не получило лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в связи с эксплуатацией опасного производственного объекта III класса опасности (сосуда СУГ с давлением 1,6 мПа объемом 20,0 куб.м. и двумя топливораздаточными колонками), не осуществило страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". В результате в отношении юридического лица 19.11.2021г. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности.
Законный представитель ООО «АЗС М-5» ФИО1 и защитник Зайнашева З.Н. в судебном заседании не отрицали факта отсутствия регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов и страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте в момент введения в эксплуатацию автогазозаправочной станции на 1158 км автодороги Москва – Челябинск (М-5). Вместе с тем, полагали, что данный объект относится к 4 классу опасности, так как его рабочее давление составляет 1,57 мПа. Также просили учесть трудное финансовое положение юридического лица и в случае признания его виновным в совершении вменяемого правонарушения назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, на период которого юридическое лицо сможет устранить допущенные нарушения.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, заслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту также - Федеральный закон N 116-ФЗ), других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ).
Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1 ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ).
ГОСТ Р 52087-2018 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия" (с датой введения в действие 1 июля 2019 г. с правом досрочного применения) определяет, что избыточным давлением насыщенных паров сжиженных углеводородных газов (СУГ) являются значения при температуре + 45 градусов не более 1,6 мПА.
Согласно Приложению 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления III класса опасности относятся объекты для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ).
При наличии оборудования под давлением регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих ФНП и пункте 2 приложения к Федеральному закону N 116-ФЗ (п. «а» п.227 Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением"). В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.
Владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается организация, эксплуатирующая опасный объект (ч.1 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, относятся, в том числе, опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Как усматривается из материалов дела, юридическое лицо ООО «АЗС М-5» на земельном участке с кадастровым номером 74:03:1401018:93 (территория Ашинского муниципального района) 05.03.2021г. окончило пусконаладочные работы и запустило в эксплуатацию автогазозаправочную станцию модульную АГЗС-М БНГ 20-1-2, в ее состав входит сосуд СУГ, согласно техническим характеристикам которого рабочее давление сосуда составляет 1,57 мПа, расчетное давление – 1,6 мПа, давление пробное гидравлическое – 2,0 мПа (расчетное давление свыше 0,05 мПа и/или под вакуумом).
Данные обстоятельства не оспаривались законным представителем юридического лица. При этом, вопреки мнению законного представителя юридического лица, в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 N 41 (ред. от 23.04.2021) "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (вместе с "ТР ТС 032/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" сосуды, предназначенных для сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов с расчетным давлением свыше 0,05 мПа отнесены к 3 группе опасности.
В ходе комиссионной проверки, возбужденной по распоряжению Ашинского городского прокурора и проведенной 01.11.2021г., было выявлено, что юридическое лицо в нарушение требований промышленной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", не зарегистрировало опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов, не получило лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в связи с эксплуатацией опасного производственного объекта III класса опасности (сосуда СУГ с давлением 1,6 мПа объемом 20,0 куб.м. и двумя топливораздаточными колонками), не осуществило страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 01.11.2021г. Названные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.11.2021г. в отношении ООО «АЗС М-5» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Проверив перечисленные материалы дела, судья приходит к выводу, что факт совершения правонарушения и вина юридического лица подтверждаются материалами дела, в том числе перечисленными выше письменными доказательствами.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по настоящему делу об административном правонарушении, влекущих за собой признание каких-либо доказательств недопустимыми, судьей не установлено. При проверке законный представитель юридического лица присутствовал, при возбуждении дела об административном правонарушении ему были разъяснены его процессуальные права, он давал объяснения по делу, в том числе письменные.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица события и состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом вышеуказанных требований промышленной безопасности, в материалах дела не имеется.
При определении вида и размера наказания судья учитывает данные о привлекаемом лице, в отношении которого ведется производство по делу, принял во внимание, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относит частичное признание вины.
Также судья принял во внимание общественную значимость допущенного нарушения - эксплуатация опасного производственного объекта, связанного с использованием газа углеводородного сжиженного, с нарушением требований промышленной безопасности создает угрозу жизни и здоровью граждан, причинения вреда имуществу.
В связи с изложенным, учитывая, что ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, судья считает возможным назначить наказание в виде административного приостановления деятельности в соответствии с положениями ст.3.12 КоАП РФ. При определении срока наказания судья принимает во внимание, что временный запрет деятельности в данном случае не применялся.
Руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
На основании ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общество с ограниченной ответственностью «АЗС М-5» признать виновным и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 суток.
Административное приостановление деятельности заключается в прекращении эксплуатации Обществом с ограниченной ответственностью «АЗС М-5» автогазозаправочной станции модульной серии АГЗС-М БНГ взрывозащищенной 1ExdicIIАТЗ, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <номер>, местоположение: Челябинская область, Ашинский район, участок находится примерно в 0 м по направлению на запад от участка с кадастровым номером <номер>
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд.
Судья