ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-981/19 от 04.09.2019 Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело (№) КОПИЯ

(№)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 04 сентября 2019 года

Судья Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода Титов С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...> ),

с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании доверенности ФИО1, ФИО2, представителей органа, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО4, ФИО3,

дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденное в отношении Администрации города Дзержинска Нижегородской области, юридический адрес: (адрес обезличен), ИНН (№); ОГРН (№),

УСТАНОВИЛ:

в Канавинский районный суд г.Н.Новгорода поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении Администрации города Дзержинска Нижегородской области.

Согласно протокола об административном правонарушении (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), в соответствии с приказом «Об утверждении рейдового задания» от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№) государственным инспектором в области охраны окружающей среды по ПФО 04 июня 2019 года было проведено обследование территории в районе 68 квартала Восточной части городского лесничества города Дзержинска Нижегородской области, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина (вх. (№)-ОГ от (ДД.ММ.ГГГГ.)). В ходе проведения обследования указанной в обращении территории было установлено.

На земельном участке в координатах N (№) E (№), собственность которого не разграничена, в углублениях рельефа местности обнаружены негерметичные пластиковые кубовые емкости (количество кубовых емкостей около 45 штук) с различным содержимым: белый порошок, жидкость темного цвета и т.д. Жидкость темного цвета из некоторых пластиковых кубов растекалась по рельефу местности (почве). В воздухе присутствовал стойкий химический запах.

В ходе обследования составлен акт осмотра и произведена фотосъемка участка, также видеосъемка с помощью квадрокоптера.

На основании служебной записки от (ДД.ММ.ГГГГ.) №б/н о результатах мероприятий по осмотру территории, состоявшихся 04.06.2019 года на основании приказа Департамента Росприроднадзора по ПФО от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№) было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведение административного расследования от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№) по факту возможного загрязнения почвы в результате несанкционированного размещения предположительно отходов в Нижегородской области г.о.г. Дзержинск (координаты N (№) E (№)), по основаниям ч. 2 ст. 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В рамках административного расследования 07.06.2019 года специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны пробы предположительно отходов из четырех открытых кубовых емкостей для установления класса опасности, согласно схеме отбора проб (акт отбора проб отходов (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), приложение (№): схема отбора проб).

Согласно протоколам результатов анализов на токсичность отхода, исследуемые отходы относятся: отход № 1 (сыпучий) к ІV классу опасности (протокол от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)/Т); отход № 2 (жидкий) к ІІ классу опасности (протокол от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)/Т); отход № 3 (пастообразный) к ІV классу опасности (протокол от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)/Т); отход № 4 (сыпучий) к ІІІ классу опасности (протокол от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)).

Также 10.06.2019 года ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб почвы в месте загрязнения в результате разлива жидкости из кубовых емкостей (протокол взятия проб и образцов от (ДД.ММ.ГГГГ.) № б/н, акт отбора проб почвы от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)).

В соответствии с представленными лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» протоколами количественного химического анализа почвы от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№); (№) содержание фенолов летучих в почве в месте загрязнения превышает данные показатели в фоновых пробах почвы.

Данное дело об административном правонарушении подсудно Канавинскому районному суду г.Н.Новгорода по месту нахождения названного структурного подразделения – отдела государственного экологического надзора Департамента Росприроднадзора по ПФО, проводившего административное расследование.

Представителям лица, привлекаемого к ответственности, разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст.51 Конституции РФ.

Опрошенный в судебном заседании представитель Администрации г. Дзержинска Нижегородской области на основании доверенности ФИО1 вину в совершении данного правонарушения не признала, считает, что Администрация г. Дзержинска Нижегородской области не является надлежащим субъектом административного правонарушения, кроме того, заключение по результатам исследования почвы не содержит однозначного вывода о загрязнении почвы, так как не указана методика в соответствии с которой выполнено сравнение результатов КХА пробы почвы, имеет место быть некорректное сравнение верхнего (результат содержания фенолов в пробе) и нижнего (фоновое значение) диапазонов методики измерения, а значение содержания фенолов летучих более 4 мг/кг не является окончательным результатом анализа, означает лишь то, что содержание фенола в пробе почвы больше верхнего диапазона методики измерений и носит информативный характер.

Представитель Администрации г. Дзержинска Нижегородской области на основании доверенности ФИО2 вину в совершении данного правонарушения не признала, считает, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения, администрация города не уполномочена решать вопросы организации деятельности по обращению с опасными отходами производства. Обнаруженные в районе 68 квартала Восточной части городского лесничества г.Дзержинска, в координатах (№) Е (№), опасные отходы в почве и негерметичных пластиковых кубовых емкостях не являются результатом деятельности администрации города, обнаруженные опасные вещества не относятся к твердым коммунальных отходам, а являются отходами производства II – IV класса. Материалы дела об административном правонарушении не содержит достаточных и достоверных сведений о порче земли либо уничтожении плодородного слоя земли.

Представители органа, составившего протокол об административном правонарушении, начальник отдела государственного экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО ФИО3, государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФИО4 доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержали, просили привлечь Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области к административной ответственности.

Опрошенная в ходе судебного заседания свидетель ФИО5, пояснила, что состоит в должности аналитика аналитической группы МБУ «Инженерно-экологическая группа г.Дзержинск», указала, что, согласно методике определения летучих фенолов, предельно допустимой концентрации на летучие фенолы в почве в настоящее время не существует, одна проба не может считаться фоновой концентрацией.

ФИО5 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также она предупреждена об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложных показаний.

Опрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля начальник испытательной лаборатории по Нижегородской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ФИО6, пояснил, что отбор почвы происходил в соответствии с требованиями ГОСТ и действующими методиками, результаты анализов почвы в месте загрязнения в 80 раз превышает результат анализа в месте не подверженном загрязнению.

ФИО6 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также он предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложных показаний.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, оценив их на предмет относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствие с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

- сохранению почв и их плодородия;

- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Статья 42 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнения, истощения, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ запрещается:

- сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

- захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Согласно ч.1 ст.13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 3.7 п. 3.8 постановления Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 25.07.2016 года № 1365 «Об утверждении Положения об Администрации города Дзержинска» Администрации г. Дзержинска имеет Полномочия:

- в разработке, утверждении и выполнении городских программ рационального использования земель;

- в организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города;

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;

- осуществляет муниципальный земельный контроль в границах городского округа.

Часть 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответсвенность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в соответствии с приказом «Об утверждении рейдового задания» от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№) государственным инспектором в области охраны окружающей среды по ПФО 04 июня 2019 года было проведено обследование территории в районе 68 квартала Восточной части городского лесничества города Дзержинска Нижегородской области, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина (вх. (№)-ОГ от (ДД.ММ.ГГГГ.)). В ходе проведения обследования указанной в обращении территории было установлено.

На земельном участке в координатах N (№) E (№), собственность которого не разграничена, в углублениях рельефа местности обнаружены негерметичные пластиковые кубовые емкости (количество кубовых емкостей около 45 штук) с различным содержимым: белый порошок, жидкость темного цвета и т.д. Жидкость темного цвета из некоторых пластиковых кубов растекалась по рельефу местности (почве). В воздухе присутствовал стойкий химический запах.

В рамках административного расследования 07.06.2019 года специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны пробы предположительно отходов из четырех открытых кубовых емкостей для установления класса опасности, согласно схеме отбора проб (акт отбора проб отходов (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), приложение № 1: схема отбора проб).

Согласно протоколам результатов анализов на токсичность отхода, исследуемые отходы относятся: отход № 1 (сыпучий) к ІV классу опасности (протокол от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)/Т); отход № 2 (жидкий) к ІІ классу опасности (протокол от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)/Т); отход № 3 (пастообразный) к ІV классу опасности (протокол от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)/Т); отход № 4 (сыпучий) к ІІІ классу опасности (протокол от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)).

Также 10.06.2019 года ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб почвы в месте загрязнения в результате разлива жидкости из кубовых емкостей (протокол взятия проб и образцов от (ДД.ММ.ГГГГ.) № б/н, акт отбора проб почвы от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№)).

В соответствии с представленными лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» протоколами количественного химического анализа почвы от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№) содержание фенолов летучих в почве в месте загрязнения превышает данные показатели в фоновых пробах почвы.

В рамках административного расследования было направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от (ДД.ММ.ГГГГ.)(№) в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области с запросом сведений о распорядителях земельного участка собственность которого не разграничена в координатах N (№) E (№), кадастровый квартал (№).

Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области письмом от (ДД.ММ.ГГГГ.) № Исх-(№) по данному факту пояснило следующее: в соответствии с абз.2 пп.2 п.5 ст.2 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 года № 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» Правительство Нижегородской области, в лице министерства, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в области предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Дзержинск в целях строительства зданий, сооружений Министерством для указанных целей в данном кадастровом квартале земельные участки не предоставлялись.

Кроме того, в соответствии с п.1.1 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2018 года № 183, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Нижегородской области, и по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением контроля за использованием земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород и иных муниципальных образований, деятельность, связанной с правоотношениями в сфере оборота отходов производства и потребления, а также регулируемой природоохранным законодательством.

Таким образом, вопреки позиции защиты, Администрация г. Дзержинска Нижегородской области являясь лицом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками в границах городского округа г. Дзержинска, в том числе и земельным участком с кадастровым кварталом (№), приняло на себя обязанность по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения; использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, допустило загрязнение почвы отходами производства и потребления, вследствие размещения отходов ІІ - ІV классов опасности.

Суд принимает во внимание, что ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» является аккредитованным учреждением, имеющим соответствующий аттестат.

В ходе судебного заседания исследованы доказательства вины: протокол об административном правонарушении (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); обращение гр. ФИО7 с приложенным фотоматериалом, письмо о принятии мер по ликвидачии несанкционированной свалки (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), приказ об утверждении рейдового задания (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от (ДД.ММ.ГГГГ.), фототаблица от (ДД.ММ.ГГГГ.), заявка на лабораторные исследования, измерения и испытания в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), протокол взятия проб и образцов б/н от (ДД.ММ.ГГГГ.), акт отбора проб отходов (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), протоколы результатов анализа на токсичность отхода №(№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), заявка на лабораторные исследования, измерения и испытания в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), протокол взятия проб и образцов б/н от (ДД.ММ.ГГГГ.), акт отбора проб отходов (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), фотоматериал, протоколы результатов анализа на токсичность отхода №(№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), положение об Администрации (адрес обезличен), ответ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.), заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний №(№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что они получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с совокупностью других собранных по делу доказательств, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.

Доказательств, подтверждающих принятие всех достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требований законодательства об охране окружающей среды, не представлено.

На основании изложенного, судья квалифицирует действия Администрации города Дзержинска Нижегородской области по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями закона, лицом, уполномоченным на составление протоколов об административном правонарушении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, как и оснований для применения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания суд учитывает, что административная ответственность, как сложное правовое явление, характеризуется не только своей карательной функцией, но и функцией стимулирования позитивного развития охраняемых отношений, раскрывающих социальную ценность административной ответственности как средства, обеспечивающего становление порядка и дисциплины.

В силу ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

К смягчающим наказание обстоятельствам суд относит действия, направленные на устранение нарушений, материальное положение, обстоятельств отягчающих наказание судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

С учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что цели предупреждения совершения Администрацией города Дзержинска новых правонарушений могут быть достигнуты при назначении ему административного наказания, предусмотренного санкцией ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.5 – 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Администрацию города Дзержинска Нижегородской области виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание по этой статье в виде административного штрафа в размере – 40000 (сорок тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Нижегородской области (Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу), р/с <***> в банке Волго-Вятское ГУ банка России по г.Нижний Новгород, БИК 042202001, ИНН <***>, КПП 526001001, ОКТМО 22701000, КБК 048116250060016000140.

Копию квитанции или платежного поручения об уплате суммы штрафа необходимо представить в Канавинский районный суд г.Н.Новгорода.

Разъяснить, что административный штраф, согласно ч. 1 ст. 32.2. КоАП РФ, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В случае неуплаты административного штрафа в установленные сроки, может быть применено административное наказание в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья (подпись) С.В. Титов

Копия верна

Судья: С.В. Титов

Секретарь: А.А. Москаева

Подлинный экземпляр решения находится в деле (№) Канавинского районного суда г.Н.Новгорода