ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-986/2013 от 21.10.2013 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тольятти 21 октября 2013 года

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в лице судьи Фисун А.Н., рассмотрев материал об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Сабина», осуществляющего деятельность по <адрес> /юридический адрес <адрес> «Б»/,

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/4 в отношении <данные изъяты>», осуществляющего оптовую торговлю хозяйственными товарами, в период с 06 августа 2013 года по 30 августа 2013 года ведущим специалистом отдела государственного экологического надзора (контроля) управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти ФИО2 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

30 августа 2013 года по результатам проверки в отношении <данные изъяты>» составлен протокол пр/2013 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, за осуществление обращения /образование, накопление/ в процессе деятельности Общества с отходами производства и потребления 1-4 классов опасности, а именно: накопление ртутных ламп /люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака/, мусора от бытовых помещений /несортированный крупногабаритный/, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы полиэтилена в виде пленки, выразившиеся в следующем: не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате деятельности Общества, не обеспечено временное хранение отходов, отсутствуют паспорта на отходы 1-IY класса и журнал учета в области обращения с отходами, не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и утилизации отходов, не организован контроль за соблюдением требований ч.1 ст.26 Федерального закона 89-ФЗ, порядок контроля не согласован с Министерством лесного хозяйства Самарской области, не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду, лицо, допущенное к обращению с отходами I-IY класса опасности, не имеет профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством на право работы с отходами.

В протоколе указано, что факт обращения с отходами подтвержден фотоматериалами и договором аренды.

">В судебном заседании ведущий специалист ФИО2 подтвердил содержание протокола, пояснил, что Общество нарушило требования ст.11, ч.3 ст.14, ч.1 ст.15, ч.3 ст.18, ч.1 ст.19, ст.23, ч.ч.1,2 ст.26 ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.16, ч.1 ст.34, ч.1 ст.51, ч.1 ст.73 ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», во время проверки он сфотографировал наличие на территории арендуемого Обществом склада и офиса освещающих склад и офис люминесцентных ламп, которые должны утилизироваться, товара на складе, мусора в виде бумаг в мусорном ведре в офисе. Свалок мусора, грязной территорию Общества не видел, не знал, что люминесцентные лампы заменяются по заявкам ООО «Сабина» ООО фирмой «Рамапласт», что мусор из офиса убирают работники этой же фирмы. Полагает, что в результате деятельности Общества не может не образовываться никаких отходов, однако доказательств этому суду не привел, считает возможным не применять к Обществу строгое наказание.

Представитель ФИО6» в лице директора ФИО5 и его представитель ФИО3 в судебном заседании заявили свое несогласие с протоколом, вину Общества по ст.8.2 КоАП РФ не признают, показали, что <данные изъяты>» действует на основании Устава, занимается оптовой торговлей хозяйственными товарами. У него нет разрешения на производственную деятельность, Обществу присвоен код ОКВЭД (вид экономической деятельности). На балансе <данные изъяты>» отсутствуют здания, строения, помещения, проплощадки, земельные участки, автомобильный транспорт. Общество осуществляет свою деятельность в помещении многоэтажного производственного здания на первом этаже с общей площадью 149 кв.м., из которых 44 кв.м. занимают офисные помещения и 105 кв.м. - складские помещения, которые арендуются у <данные изъяты>» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>» работает с производителями хозяйственных товаров по договорам поставки. Доставка товаров осуществляется транспортом поставщиков до территории склада, продажа товара со складов Общества- представителями магазинов, предприятий и предпринимателями самовывозом также по договорам. Общество ежемесячно оплачивает арендную плату из расчета за квадратный метр, которая включает в себя коммунальные платежи и полное обслуживание арендуемых помещений: ремонт электрических приборов, отопительных, канализационных и иных коммуникационных систем. Данные работы производятся Арендодателем <данные изъяты>» и его персоналом по заявкам Арендатора ООО «Сабина». Недостатки в помещениях устраняются незамедлительно работниками <данные изъяты>». Уборкой помещений здания и прилегающей территории занимаются штатные работники Арендодателя. Сотрудники Общества питаются в буфете, не принадлежащем их предприятию, никаких пищевых отходов у <данные изъяты>» не образуется. Светильники с люминесцентными лампами установлены в арендуемом помещении Арендодателем в соответствии с проектом здания и принадлежат Арендодателю на праве собственности. ООО «<данные изъяты> не имеет имущественных прав на это оборудование. При проверке специалистом не был установлен факт замены люминесцентных ламп сотрудниками <данные изъяты>», не обнаружено хранение ни одной отработанной либо бракованной ртутьсодержащей трубки вне светильников. С ДД.ММ.ГГГГ после подтопления арендуемого помещения сотрудниками <данные изъяты>» ведется журнал сообщений Арендодателю о неисправностях в арендуемых помещениях. Персонал <данные изъяты>» занимается ремонтом электрических розеток, электрических выключателей, заменой электрических, люминесцентных ламп, ремонтом батарей отопления и иного имущества Арендодателя. Отходы, возникающие при ремонтных работах, принадлежат Арендодателю, как он их утилизирует и обращается с ними, Обществу и его директору неизвестно.

Дополнили, что в протоколе указаны отходы от оптовой торговой деятельности, а именно: мусор от бытовых помещений, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы полиэтилена в виде пленки, однако таких отходов лицом, составившем протокол, установлено не было. Поскольку Общество занимается оптовой торговлей, отпуск товара производится из расчета минимальной покупки на сумму 1000 руб., менее указанной суммы и без договора товар юридическим лицам и предпринимателям не отпускается. Все упаковочные коробки, мешки, пакеты, в которых поступил товар от поставщиков на склад <данные изъяты>», используются вторично для отгрузки товаров оптовым покупателям. Такой вторичной тары бывает недостаточно и Обществу приходится закупать дополнительно коробки, пленку, поэтому никаких отходов от деятельности Общества не имеется, в подтверждение слов предоставили суду приказы, акты, заявки на ремонт, замену люминесцентных ламп, товарные накладные на дополнительную закупку картона, пленки, фотографии. Поскольку доказательств нарушения Обществом ст.8.2 КоАП РФ ФИО2 не представил, представители <данные изъяты>» считают необходимым прекратить дело производством.

Суд, выслушав ведущего специалиста департамента городского хозяйства Управления природопользования и охраны окружающей среды Отдела государственного экологического надзора ФИО2, представителей <данные изъяты>» ФИО5, ФИО3, свидетеля ФИО4- заместителя директора <данные изъяты>», подтвердившего факт замены ртутных ламп в ООО «<данные изъяты>» их Обществом и дальнейшей утилизации, уборки офисов Общества его работниками, отсутствия какого- либо мусора и отходов на территории арендуемого Обществом «<данные изъяты>» склада и офиса, исследовав административное дело, считает вину <данные изъяты>» в совершении административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ не доказанной и дело подлежащим прекращению производством за отсутствием в действиях <данные изъяты>» состава административного правонарушения по следующим основаниям.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Согласно ч.ч.2,3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст.1 Закона №ФЗ-89 «отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства».

Пунктами 1, 3 и 4 ст.18 Федерального Закона №89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым отнесено <данные изъяты>»), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст.14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Ведущим специалистом отдела государственного экологического надзора (контроля) управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти ФИО2 суду не представлено доказательств того, что, <данные изъяты>» осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом №89-ФЗ.

В Акте проверки и протоколе об административном нарушении ФИО2 указывает, что Общество занимается обращением с отходами в виде накопления и хранения, в связи с чем обязано соблюдать указанные нормы.

Согласно ст.1 Закона №89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; а накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. В представленных в суд документах отсутствуют доказательства того, что Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами, в том числе, в виде накопления, а также того, что отходы, которые образуются у Общества, являются опасными. Из фотоматериалов, имеющихся в деле и представленных суду представителями <данные изъяты>», видно, что арендуемый склад и офис освещается ртутными лампами /люминесцентно-ртутьсодержащие трубки/, имеется ведро с мусором, содержащее бумагу, стоит товар в картонных коробках, стеклянная тара в виде банок, перемотанная пленкой, каких-либо отходов, их накопления, складирования не зафиксировано. Наличие товара в коробках, стеклянных банок, упакованных в пленку, не свидетельствует об отходах и их складировании. Из пояснений представителей <данные изъяты>», свидетеля ФИО4 явствует, что ртутные лампы, освещающие офис и склад Общества в случае их сгорания по заявкам Общества заменяются на новые <данные изъяты>» и этой фирмой утилизируются, мусор в офисах в виде бумаг также убирается штатными работниками <данные изъяты>», на территории же склада никаких отходов, их накоплений не имеется.

При проведении проверки ведущим специалистом ФИО2 не установлен факт нанесения ущерба Обществом окружающей среде, т.к. не установлен факт образования отходов и их ненадлежащего хранения, нет доказательств, подтверждающих факт образования отходов производства в результате хозяйственной деятельности Общества. Протокол не содержит сведений образования отходов, их ненадлежащего хранения и обращения с ними. На территории арендуемых помещений ООО «Сабина» не обнаружено мусора, как бытового, так и производственного, ни одной люминесцентной лампы вне светильников, их места хранения, не установлено фактов производимой замены этих ламп персоналом Общества.

Поскольку факт осуществления Обществом накопления отходов не подтвержден, а образование отходов, если бы они и образовывались, не доказано, это свидетельствует о недоказанности осуществления Обществом деятельности по обращению с отходами, и, следовательно, и об отсутствии вины по ст.8.2 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях ООО «Сабина» состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Административное дело в отношении ФИО7» по ст.8.2 КоАП РФ производством прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10-ти суток в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области со дня получения копии мотивированного постановления.

Мотивированное постановление изготовлено 24 октября 2013 года, первый экземпляр является подлинником.

Судья А.Н. Фисун