Дело № 5-989/17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 13 декабря 2017 года
Судья Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга Карлова С.В.,при секретаре Кузнецовой В.А., с участием представителей МПС «Рабочая Ассоциация» - ФИО8, ФИО9, рассмотрев в помещении Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга, расположенном по адресу: 195176, <...>, зал № 510,
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...> лит. К офис 213,
установил:
Согласно постановлению заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, обстоятельства правонарушения, предусмотренные статьёй 17.7 КоАП РФ, заключаются в следующем:
28.06.2017 прокуратурой района принято решение № 209 о проведении с 29.06.2017 по 28.07.2017 проверки соблюдения Межрегиональным профессиональным союзом «Рабочая Ассоциация» требований законодательства о некоммерческих организациях.
Решение от 28.06.2017 № 209 вручено председателю ППО СПб и ЛО ФИО1 29.06.2017, которым оно было передано председателю Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» ФИО2
В сопроводительном письме к решению от 28.06.2017 № 209 содержалось требование явиться председателю Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» ФИО3 в прокуратуру района 06.07.2017 в 09:30, а также представить информацию и надлежащим образом заверенные копии документов о деятельности Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация».
В установленный срок ФИО4 явился в прокуратуру района, однако запрашиваемые документы не представлены, что подтверждается, отобранным у него объяснением и письмом ФИО5, адресованного заместителю прокурора района Давлетшину Р. А.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Из объяснений председателя Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» ФИО6 от 21.07.2017 следует:
28.06.2017 прокуратурой района принято решение № 209 о проведении с 29.06.2017 по 28.07.2017 проверки соблюдения Межрегиональным профессиональным союзом «Рабочая Ассоциация» требований законодательства о некоммерческих организациях.
Решение от 28.06.2017 № 209 вручено председателю ППО СПб и ЛО ФИО10 29.06.2017, который находился в тот момент в офисе Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация». ФИО7 указанное решение и сопроводительное письмо были мне переданы ориентировочно 01.07.2017 (точно дату я не помню).
В сопроводительном письме к решению от 28.06.2017 № 209 содержалось требование явиться мне в прокуратуру района 06.07.2017 в 09:30, а также представить информацию и надлежащим образом заверенные копии документов о деятельности Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация».
В установленное время я явился в прокуратуру района, а также представил надлежащим образом заверенные копии документов: свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на налоговой учет; выписка из ЕГРЮЛ; Устав; протоколы 3, 4,5 съездов МПРА; положение о порядке взимания членских взносов; положение о КРК; положение об оказании юридических услуг; договор аренды офисного помещения.
Иные документы и информацию, указанные в запросе я не предоставил в прокуратуру и предоставлять отказываюсь по следующим основаниям:
Деятельность профессиональных союзов на территории РФ регулируется ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «Об общественных объединениях», Конституцией РФ, а так же соответствующими международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
Вопросы создания и деятельности профессиональных союзов, урегулированы в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — ФЗ «О профсоюзах»). Статьей 2 ФЗ «О профсоюзах» установлено, что Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Статьей 3 ФЗ «О профсоюзах» определены основные термины, применяемые для целей закона, в том числе под межрегиональным профсоюзом понимается - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации.
При этом следует учитывать, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. N22-П положения абзаца первого статьи 3 ФЗ «О профсоюзах» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в настоящем Федеральном законе.
Статьей 7 ФЗ «О профсоюзах» установлено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Из этого следует, что профсоюзы вправе, без какого бы то ни было разрешения (установления в законе) определять свою структуру и разрабатывать свои уставы.
МПРА, в соответствии с п. 1.1 своего Устава является добровольным общественным объединением граждан, связанных социально-трудовыми и профессиональными интересами.
В соответствии со ст. 3 Конвенции Международной организации Труда №87 от 09.07.1948г. (ратифицирована РФ 06.07.1956г.), организации работников имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Комитет по свободе объединения Административного совета МОТ в связи с этим подчеркивает, что свободное осуществление права на создание союзов и вступление в них предполагает свободное определение структуры и состава союзов (Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. — МБТ, Женева, 1997. — п.275).
Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом, ч. 3 ст. 6 ФЗ «О профсоюзах» так же установлено, что если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.
Статьей 5 ФЗ «О профсоюзах» определено, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
Статьей 24 ФЗ «О профсоюзах» определено, что финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.
Кроме того, п. 2.3 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» определено, что прокурор не вправе требовать у органа (организации):
- информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
- информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Таким образам, проверка прокуратуры должна касаться только тех вопросов, по которым имеется информация о нарушении закона. Указанный в решении (№209 от 28.06.2017г.) предмет проверки «соблюдение требований законодательства о некоммерческих организациях» является слишком размытым и нуждается в уточнении.
При этом, следует учитывать, что обработка запрошенных прокуратурой специальных категорий персональных данных, к коим относится информация о членстве граждан в профсоюзах, без согласия их носителей, в соответствии с требованиям и п. 7.1 ч. 2 ст. 10 ФЗ «О персональных данных» при осуществлении прокурорского надзора, допустима только в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом, предоставление в адрес прокуратуры иной информации, содержащейся в запросе от 28.06.2017, считаю невозможным, поскольку, по моему мнению, не основано на требовании закона, а так же является попыткой незаконного вмешательства в свободу деятельности профсоюза.
Таким образом, в действиях Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях — умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно Межрегиональным профессиональным союзом «Рабочая Ассоциация» в указанный срок 06.07.2017 не позднее 09:30 умышленно не представлены в прокуратуру Красногвардейского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт- Петербург, пр. Среднеохтинский, д. 52/11, лит. А, запрашиваемые документы. Кроме того, по состоянию на 21.07.2017 запрашиваемые документы Межрегиональным профессиональным союзом «Рабочая Ассоциация» в прокуратурой района не представлены. Место совершения правонарушения: Санкт-Петербург, пр. Среднеохтинский, д. 52/11, лит. А. Дата и время совершения правонарушения: 06.07.2017 в 06:30.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Межрегионального профессионального союза «Рабочая: Ассоциация» имелась возможность исполнить требования прокуратуры района, однако юридическим лицом они умышленно не исполнены.
Определением заместителя прокурора от 31.07.2017, дату и время совершения правонарушения постановлено считать 06.07.2017 в 09:30.
Представитель Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» в судебное заседание явился, просил производство по делу об административном правонарушении в отношении Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, рассматриваемом судьёй, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку, дата административного правонарушения установлена 06.07.2017, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истёк 05.10.2017, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь статьёй 29.10 КоАП РФ,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьёй 17.7 КоАП РФ в отношении Межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация», прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Карлова С.В.