ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-98/19 от 31.10.2019 Долинского городского суда (Сахалинская область)

дело №5-98/2019

УИД 65RS0004-01-2019-001560-32

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 октября 2019 года город Долинск

Судья Долинского городского суда Сахалинской области Зюзин А.В., с ведением протокола судебного заседания секретарем ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда материалы дела об административном правонарушении в отношении:

должностного лица – мэра муниципального образования городской округ «Долинский» Тугарева Александра Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,

по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ мэр муниципального образования городской округ «Долинский» Тугарев А.В., являясь главой администрации муниципального образования городской округ «Долинский» - главным распорядителем бюджетных средств, в нарушение пункта 2.6 Порядка предоставления субсидии управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению жилищным фондом на основании лицензий, на финансовое возмещение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок муниципального образования городской округ "Долинский", утвержденного постановлением администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N684-па, при предоставлении субсидии юридическом лицу нарушил условия её предоставления, а именно ДД.ММ.ГГГГ заключил с обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания «Комфорт Плюс» (далее по тексту - ООО УК «Комфорт Плюс», Общество) соглашение о предоставлении субсидии из бюджета МО ГО «Долинский» на финансовое возмещение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок МО ГО «Долинский», имевшему по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по уплате пеней, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В судебном заседании должностное лицо не присутствовал. О дате и времени слушания дела уведомлен надлежаще.

Представитель Тугарева А.В., по доверенности, ФИО4 с правонарушением не согласилась. Полагала, что в действиях мэра МО ГО «Долинский» отсутствует состав инкриминируемого ему правонарушения, поскольку проверкой документов предоставленных ООО УК «Комфорт Плюс» занимались должностные лица администрации МО ГО «Долинский».

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности, ФИО4, прокурора ФИО5, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно части 1, пункта 3 части 2 и пункта 2 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в которых указано, что у получателей субсидий, в том числе, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абз.2 п.«е» ч.4 Общих требований).

На территории МО ГО «Долинский» порядок предоставления субсидии управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению жилищным фондом на основании лицензий, на финансовое возмещение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок муниципального образования городской округ "Долинский" (далее по тексту – Порядок) был утвержден постановлением администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N684-па пунктом 2.6 которого установлено, что субсидия предоставляется при условии отсутствия у Получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений. С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

С субъективной же стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).

В судебном заседании достоверно установлено, что Тугарев А.В., являясь должностным лицом - мэром МО ГО «Долинский» и руководителем администрации МО ГО «Долинский», являющейся главным распорядителем бюджетных средств, допустил нарушение условий предоставления субсидии юридическому лицу.

Так, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО ГО «Долинский», в лице мэра Тугарева А.В. заключено и подписано соглашение о предоставлении субсидии из бюджета МО ГО «Долинский» на финансовое возмещение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок МО ГО «Долинский» с ООО УК «Комфорт Плюс», имевшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по пеням, подлежащим уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Факт совершения Тугаревым А.В. инкриминируемого ему административного правонарушения полностью подтверждается материалами дела, исследованными в ходе судебного заседания, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением Тугарева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ; соглашением о предоставлении субсидии из бюджета МО ГО «Долинский» на финансовое возмещение затрат на проведение ремонтных работ и обустройства детских игровых и (или) спортивных площадок МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ N684-па; информацией с ИФНС России №5 по Сахалинской области.

Все вышеперечисленные доказательства по делу составлены в строгом соответствии с требованиями КоАП РФ, согласуются между собой, дополняют друг друга, противоречий не имеют, являются допустимыми, в связи с чем принимаются судьей за основу доказанности факта совершения Тугаревым А.В. инкриминируемого ему административного правонарушения.

Довод ФИО4 о том, в действиях мэра МО ГО «Долинский» отсутствует состав инкриминируемого ему правонарушения, поскольку проверкой документов представленных ООО «Комфорт Плюс» занимались должностные лица администрации МО ГО «Долинский» состоятельным признать нельзя, поскольку к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ привлекаются должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих субсидии, но не лица, занимающиеся проверкой документации.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм бюджетного законодательства, а также свидетельствующих о том, что должностное лицо приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ), в материалах дела не имеется и судье не представлено.

При назначении наказания, учитываю характер совершенного правонарушения, личность виновного, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность для Тугарева А.В. не установлено.

Обсуждая вопрос об административном наказании, отмечаю следующее.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Исходя из диспозиции ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств условий ее предоставления. Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.

Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.

Устанавливая административную ответственность за нарушение должностным лицом условий предоставления субсидии без установления квалифицирующих признаков, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.

Учитывая вышеизложенное, нахожу, что действия Тугарева А.В. признаков малозначительности не содержат, в связи с чем, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.

Санкцией ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ такой вид административного наказания, как предупреждение, не предусмотрен.

Вместе с тем, в силу ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (ч.ч.1,2,3 ст.3.4 КоАП РФ).

Принимая во внимание, что Тугарев А.В. впервые совершил инкриминируемое ему административное правонарушение, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие и причинения какого-либо имущественного ущерба, в этой связи, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагаю возможным не назначать Тугареву А.В. наказания, предусмотренные санкцией ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в виде штрафа и дисквалификации, а назначить наказание, с применением положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения, полагая, что назначение именно такого вида наказания за содеянное будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.23.1,29.5-29.11 КоАП РФ судья,

ПОСТАНОВИЛ:

мэра муниципального образования городской округ «Долинский» Тугарева Александра Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ и назначить наказание, с применением положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано лицом, на которого наложено административное взыскание либо Долинским городским прокурором в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья - А.В.Зюзин

ФИО8

ФИО8