ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-98/2017 от 15.05.2017 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 5-98/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 мая 2017 года г.Нефтекамск

Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Рахматуллина З.М., рассмотрев в помещении суда, находящегося по адресу: <...>, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания», юридический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Башкирская генерирующая компания» привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за допущенные нарушения правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты по следующим основаниям: в результате плановой выездной проверки ООО «Башкирская генерирующая компания, на предмет соблюдения природоохранного законодательства РФ, проведенной Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Башкортостан, на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что юридическое лицо - ООО «Башкирская генерирующая компания», обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с их нарушением, а именно в нарушение требований ч.1 ст. 22, ч.ч.1,4 ст. 23, ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ч.6 ст. 60, ч.ч. 1,4 ст. 35, ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ от 03.06.06 г. № 74-ФЗ, в период с 12 августа 2015 года по 26 января 2016 года, сброс взвешенных веществ, нитрит-анион, нитратов, ХПК, аммоний-ион, хлорид-анион, сульфат-анион, сухого остатка, нефтепродуктов, СПАВ, БПКпол в составе сточных вод филиал ООО «БГК» в водный объект рек производился в отсутствие разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сброс железа и фосфатов в составе сточных вод, филиал ООО «БГК» в водный объект рек Буй производился в отсутствие разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, в действиях юридического лица ООО «БГК» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ - нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в сводные объекты.

На судебное заседание представитель ООО «Башкирская генерирующая компания» ФИО1, действующий по доверенности вину в совершении данного правонарушения не признал, представил объяснение, считает, что вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует. Представил объяснения по делу, в которых указал следующее. Общество не согласно с привлечением к административной ответственности по ч 1. ст. 8.14 КоАП РФ по следующим основаниям.Вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует.Однако Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований правил и норм водопользования, нарушение которых вменяется в вину.Действительно, в отношении Кармановской ГРЭС - филиала ООО «БГК» (далее - Кармановская ГРЭС) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало разрешение на сброс загрязняющих веществ выданное Управлением Ростехнадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Разрешения от ДД.ММ.ГГГГ).Вместе с тем, в период действия Разрешения от ДД.ММ.ГГГГ изменилось нормативное регулирование порядка получения разрешения на сброс загрязняющих веществ. Приказом Минприроды России от 02.06.2014 № 246 был утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Административный регламент ).Ввиду необходимости именно последовательного прохождения указанных этапов (суммарно 75 рабочих дней) Кармановская ГРЭС (Общество) заблаговременно, в разумный срок (за 81 рабочий день) ДД.ММ.ГГГГ подало заявление об утверждении нормативов исх. от ДД.ММ.ГГГГ.Однако, на практике оказалось, что введённая процедура содержит множество административных препятствий, преодолеть которые Общество объективно не могло в запланированный разумный срок.До вступления в силу Административного регламента № 246 перед обращением в Росводресурсы за утверждением НДС Общество должно было самостоятельно проходить несколько этапов согласования проекта НДС со следующими ведомствами: Росгидромет, Роспотребнадзор, Росрыболовство, Росприроднадзор.А Административный регламент № 246 предусматривает что данные согласования проводятся уже самими Росводресурсами.Следовательно, обязательной стадией перед окончательным утверждением территориальным органом Росводресурсов НДС является получение согласований от 4 перечисленных выше ведомств.Таким образом, для получения разрешения на сброс необходимо пройти 2 последовательных этапа: 1 - утверждение нормативов, допустимых сбросов (далее - НДС); 2 получение разрешения на сброс.В соответствии с п. 7. Административного регламента № 246 территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов заявителей.В соответствии с п. 16. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее -Административный регламент № 2) выдача разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешений на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта. В случае если в территориальный орган Росводресурсов поступит отказ от одного из согласующих ведомств (даже по причине какого-нибудь пустяка), у заявителя нет возможности оперативного устранения замечания - неминуемо получение отказа территориального органа Росводресурсов в утверждении НДС.При повторном обращении в госорган заявитель проходит процедуру не снятия замечаний, а полного повторного рассмотрения проекта НДС и может получить замечания от другого согласующего ведомства, который при первой попытке не заметил ошибку и не представил замечаний на проект - и так по бесконечному кругу.Следует подчеркнуть: это возможно даже в том случае, если замечания касаются положений проекта, уже имевшихся в его первоначальной редакции, и не связанных с устранением замечаний, обозначенных при первом рассмотрении проекта.Объективной причиной для отказов в согласовании проекта НДС является явное несоответствие представляемой в административные органы документации требованиям соответствующих административных регламентов.В свою очередь, субъективным поводом для затягивания процедуры утверждения (оформления) документации может выступать особый взгляд госоргана на отдельные положения административных регламентов, в том числе «додумывание» и рекомендательные требования к представляемой документации.Осложняется ситуация еще и тем, что по административной процедуре утверждения проекта НДС заявитель просто не имеет возможности общения с каждым из согласующих органов в отдельности, а вступает во взаимодействие лишь с одним административным органом - Росводресурсами.При этом в случае с Росводресурсами заявителю заранее известно: 1). на предмет соответствия чему госорган оценивает проект НДС - положениям "Методики
разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для
водопользователей", утв. Приказом МПР России от 17.12.2007г. №333; 2). какие предусмотрены основания для отказа тероргана Росводресурсов в утверждении НДС
(без учета наличия/отсутствия согласований согласующих органов - понятно, что
несогласование проекта согласующим органом является самостоятельным основанием для
отказа) - несоответствие положениям Методики.В то же время Административный регламент №246 не отвечает не вопрос о том, что именно в проекте НДС выступает предметом исследования для каждого конкретного из 4 согласующих органов. А следовательно, и не дает ответа на вопрос, что может (а что - не может) послужить основанием для отказа в согласовании данным конкретным административным органом.При этом Административный регламент № 246 не содержит положений, позволяющих -не получая отказ - доработать проект НДС:по замечаниям Росводресурсов;по замечаниям согласующих органов.Результат административной процедуры по утверждению НДС может быть представлен лишь в двух вариантах:приказ об утверждении НДС;мотивированный отказ в утверждении НДС (в случае отказа в согласовании проекта НДС - с приложений копии (копий) отказа (отказов) в согласовании НДС).Никаких промежуточных этапов, позволяющих заявителю оперативно исправить недостатки проекта НДС (если они действительно есть), Административный регламент № 246 не предусматривает. Большинство замечаний носит рекомендательный характер, в повторном отказе появились замечания которые не были указаны при первом обращении.Полученный утвержденный проект НДС отражал допустимый объем негативного воздействия, в части сброса веществ, в водный объект, но не разрешенный. Необходимо было подавать заявление по второму этапу.Таким образом, 2 этап - получение разрешения на сброс был существенно смещен.Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством РФ условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты;в пределах лимитов на сбросы (п. 13 Административного регламента № 2.). Понимая, что у Общества возникнет необходимость также и в получении лимитов насбросы ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Управление с письмом о направлении Плана мероприятий по поэтапному достижению НДС. Однако данная процедура ввиду необоснованных затягиваний протянулась до ДД.ММ.ГГГГ.Также, актом проверки Общества от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в процессе проверки, а именно ДД.ММ.ГГГГ, в сточных водах, сбрасываемых Кармановской ГРЭС ООО «БГК» по результатам анализов филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» превышений концентрации загрязняющих веществ не выявлено (лист 5 Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ).Более того, понимая, что Общество в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ, работая без разрешения на сброс, производила плату за сброс, превышающие установленные разрешениями на сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2016 год, составляла бы сумму в размере <данные изъяты>, согласно декларации за 2016 год, плата за негативку производилась по авансовым платежам и составила <данные изъяты>. А фактически необходимо было оплатить <данные изъяты>, из которых <данные изъяты>, плата за сброс без разрешения и <данные изъяты> плата за загрязняющие вещества на которые были получены разрешения. Разница 2016 года составляет <данные изъяты> (коэффициент 25 если нет разрешительной документации - расчет суммы платы).Таким образом, в рассматриваемом случае, Общество стало заложником изменившегося и неотработанного государственного регулирования процедуры утверждения НДС. Следствием чего стал существенный пропуск запланированного срока прохождения данного этапа и последующих этапов получения необходимой документации.Таким образом, в рассматриваемом случае у Общества объективно не было возможности для получения разрешения на сброс со сроком начала действия неразрывного с ранее действовавшим разрешением, соблюдение иных правил и норм, несоблюдение которых вменяется в вину Обществу стало объективно невозможно выполнить в срок. При этом фактическими обстоятельствами дела и представленными документами Доказывается, что Общество действовало с должной степенью разумности и добросовестности, были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующих норм и правил.При сложившихся обстоятельствах следует сделать вывод, что вина Общества во вменяемом административном правонарушении не усматривается.Следовательно, состав административного правонарушения в данном случае отсутствует, производство по делу должно быть прекращено.

Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2, действующая на основании доверенности, считает, что юридическое лицо - ООО «Башкирская генерирующая компания» подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Суд, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу положений с ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вышеуказанного закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В соответствии со статьей ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В судебном заседании установлено, что в результате плановой выездной проверки ООО «Башкирская генерирующая компания», на предмет соблюдения природоохранного законодательства РФ, проведенной Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Башкортостан, на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ (Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что юридическое лицо - ООО «Башкирская генерирующая компания», обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с их нарушением, а именно в нарушение требований ч.1 ст. 22, ч.ч.1,4 ст. 23, ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ч.6 ст. 60, ч.ч. 1,4 ст. 35, ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ от 03.06.06 г. № 74-ФЗ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сброс взвешенных веществ, нитрит-анион, нитратов, ХПК, аммоний-ион, хлорид-анион, сульфат-анион, сухого остатка, нефтепродуктов, СПАВ, БПКпол в составе сточных вод филиал ООО «БГК» в водный объект рек производился в отсутствие разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сброс железа и фосфатов в составе сточных вод, филиал ООО «БГК» в водный объект рек Буй производился в отсутствие разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Факт допущенного нарушения подтверждается сведениями протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении , отчетом за 1 квартал 2016 г., отчетом за 2 квартал 2016 г., отчетом за 3 квартал 2016 г., собранными по делу доказательствами.

Представленные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность у суда сомнений не вызывают.

Поскольку ООО «БГК» не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства об охране окружающей среды при осуществлении водопользования, действия данного юридического лица верно квалифицированы по с. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым назначить ООО «БГК» административное наказание в виде административного штрафа.

При назначении административного наказания судом учитывается характер совершенного административного правонарушения.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

К доводам представителей ООО «БГК» суд относится критически, считает попыткой уйти от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Принимая во внимание то, что вышеперечисленные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере энергетической безопасности создают непосредственную угрозу окружающей среде и установленным нормам природопользования суд считает необходимым назначить ООО «БГК» наказание в виде <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Башкирская генерирующая компания" признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и назначить наказание в виде <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток.

Судья З.М. Рахматуллина